Ирина Мандриченко
Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор является наиболее яркой сферой выражения народного идеала. Основной чертой фольклора, его достоинством является теснейшая связь с окружающей жизнью. Причем во многих произведениях жизнь народа, его обычаи и традиции выступают настолько ярко, что по ним можно восстановить жизнь и быт отдельных времен и народов.
Воспитание детей на материале русского народного фольклора вовсе не означает отрыва от общенациональной человеческой культуры. Выдающийся педагог К. Д. Ушинский в своей педагогической системе взял за основу народное начало : «Есть только одна для всех прирожденная наклонность, на которую может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Удивительно ли, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
Публикация «Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа» размещена в разделах
Мне захотелось внести в свою работу с детьми богатство народной мудрости, познакомить с культурой и историей русского народа, его обрядами, бытом, величайшей копилкой песен, хороводов, игр; изготовить необходимые аттрибуты, костюмы, словом, спланировать работу с детьми так, чтобы на музыкальных занятиях, в быту, в праздничный день звучала русская песня. Большое место в работе было отведено календарным праздникам русского народа. Обряды и обычаи имели исключительно- важное значение в жизни людей.
Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Родная песня обогащает детей музыкальными образами, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами: травушка-муравушка, трава шелковая, зимушка-зима, Ванечка-дружок, девицы-красавицы, ходила младешенька по борочку, брала, брала ягоду земляничку, сама в пляску я пойду, рассыплюся яблонькой.
Несмотря на то, что в песнях встречаются незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова: коромысел, грать, сенички, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а, верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы.
Чтобы интерес к песне не ослабевал, используются различные методические приемы : показ иллюстраций, художественное слово, игра на народных инструментах ; которые к тому же помогают лучше узнать индивидуальные возможности детей. Наблюдая за детьми во время свободных игр, можно видеть их попытки инсценировать песни, создавать несложные пляски под плясовые : «Ах вы, сени», «Калинка», желание подбирать любимые мелодии на металлофоне.
Народные пословицы о Родине, дружбе и мире, которые звучали на праздниках : «Доброе братство сильнее богатства», «Мир да лад — большой клад», «На чужой стороне и весна не красна», «Человек без Родины — что соловей без песни» -воспитывают в детях гордость за свой край.
Не обходятся утренники без хороводов: «Пойду ль, выйду ль я», «Ах, улица, улица», «Во поле береза стояла», в котором звучат в исполнении детей необыкновенно поэтические слова о березке.
Важно бывает создать соответствующую обстановку, оформить игру интересными атрибутами. Для проведения игры «Кто у нас хороший» вносим домик, расписанный в русском стиле, кокошник - девочке, шапку и игрушечную лошадку - мальчику. Перед игрой «У медведя во бору» дети наряжаются. Девочки надевают платочки, берут корзиночки, мальчик, который будет играть роль медведя- надевает костюм.
Взрослые и дети с интересом участвовали в проведении календарных праздников таких как: «Воздвижение» (27 сентября) -где показали свои знания примет, пословиц, игр этого дня, наряжались в русские народные костюмы. С удовольствием играли с Лешим, показывали ему своё мастерство в игре на музыкальных инструментах, солили капусту.
«Посиделки на Покров»(14 ноября)-показали детям время окончания сбора урожая,время свадеб. Детям очень полюбилась игра «Соседи», в которой дети выбирали себе девицу или молодца.
Дети подружились с домовёнком Ефремкой в день Ефрема Сирина-10 февраля. Пели песню «Как у нашей Дуни», задабривали домового-хозяина дома. Играли с ним в игру «Лавочка».
22 марта на весеннем празднике «Встрече Весны», дети пели песни «Жаворонушки»,водили хоровод «Матушка Весна», наблюдали как герои сказок с помощью предметов народного быта «пекли» традиционное угощение-пряничных птиц, которыми угощали всех гостей.
Можно отметить, что Народный земледельческий календарь является значительным явлением в культуре русского народа и оказывает большое влияние на духовный мир ребенка, на развитие его нравственных и эстетических способностей.
Во время подготовки к развлечениям дети каждый раз узнавали что-то новое о традициях русского народа, о давно забытых играх и назначении неизвестных им предметов, учились понимать смысл пословиц и поговорок. Организовали выставку «На родной сторонке», где были представлены работы и поделки детей, выполненные вместе с родителями. В нашем детском саду на протяжении 10 лет действует музей народно-прикладного искусства и предметов быта русского народа. Здесь находятся :расписная прялка, печь и чугунный котелок, рубель, образцы русского мужского и женского костюма, изделия художественных промыслов. Оформили его в виде горницы, заниматься сюда приходят дети всего детского сада. И здесь проходят занятия фольклорной группы «Гусельки». На занятиях дети становятся более раскованными, у них появляется уверенность и желание проявить себя. Они учатся рассуждать, фантазировать. Знают характерные особенности народных росписей. Кроме того, они учатся видеть мир глазами народной мудрости.
Основываясь на своем, опыте, могу сказать, что русский фольклор близок детям по духу. В систему вошло проведение таких мероприятий как Рождество, Пасха и Масленица. Дети знают колядки, масленичные песни и поют их своим родным и знакомым. А на пасхальной неделе расписывают яички, принесённые из дома. И поэтому наша работа получила своё продолжение в семье. Родители принимают активное участие в проведении и подготовке праздников. Этот интерес даёт детям возможность продолжать заниматься в народных коллективах при Дворцах творчества. Русская песня, русское поэтическое слово становятся любимыми ими, способствуют воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе, национальному искусству; развитию интереса к истории, его быту.