Марина Зинкина
Отчет по ознакомлению с национальной культурой
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование личности ребенка происходит с ранних лет: развиваются первые представления об окружающем мире, и, прежде всего через ознакомление с традициями «своей», родной, культурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, когда формируются интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающих на территории Мордовии. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, воспитывать гордость за достижения земляков.
Темочки:
В целях приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, традициям мордовского народа, его духовным и нравственно – эстетическим ценностям, воспитания любви к родному краю в МДОУ городского округа Саранск с 1 по 31марта 2016 года проходил месячник мордовской национальной культуры «Люблю тебя мой край родной» в рамках подготовки к празднованию 375 – летия города Саранска. Проведение месячника позволяет многоаспектно знакомить дошкольников с речевым, духовным и материальным наследием мордовского народа. На протяжении всего месяца посредством разных видов деятельности (познавательной, игровой, культурно-досуговой и др.)дети изучали музыкальное, устно-поэтическое творчество, изделия народных мастеров, традиции, обычаи народа и другие вопросы. Проведение месячника содействовало ознакомлению дошкольников с известными людьми родного края.
Работая с детьми мы решали следующие задачи:
• Воспитывать уважительное отношение к духовному наследию предков;
• Развивать интерес к культуре, традициям своего народа;
• Воспитывать любовь к своей малой родине;
• Способствовать формированию нравственных качеств личности.
В группе оформлен уголок национальной культуры, обеспечивающий ежедневное восприятие различных национальных костюмов, игрушек и республиканской символики. В уголке национальной культуры представлены следующие экспонаты: альбомы «Мой город», «Знаменитые люди Мордовии», «Мордовский орнамент», «Мордовские писатели», «Растения мордовского края», «Животные мордовского края» и т. д. ; художественная литература краеведческой и народоведческого содержания (стихотворения о родном крае или городе, народные сказки и предания и пр.); республиканская или городская символика; куклы в национальных костюмах; образцы декоративноприкладного искусства; работы детей по краеведческой тематике (рисунки, поделки из природного и бросового материалов, глиняные игрушки и пр.); папки-передвижки с иллюстрациями символики или достопримечательностей региона, произведений декоративно-прикладного искусства, национальных костюмов и пр. Организуя совместную этнопедагогически окрашенную деятельность с детьми мы для познавательного и событийного насыщения жизни ребенка используем разнообразные формы и методы работы.
В рамках месячника были проведены следующие мероприятия по всем направлениям с учетом ФГОС и с учетом перспективного и календарно-тематического планирования:
Социально-коммуникативное развитие осуществляем через ознакомление с родным городом, улицей, их названием, которое реализуется посредством показа фотоальбома «Счастливый город - счастливые дети»; бесед о Мордовии. Также провели целевую прогулку по Бульвару Эрьзи, организовали труд в природе: «Наш чистый детский сад». На высоком эмоциональном уровне прошло развлечение по мотивам мордовской народной сказки «Как собака друга искала». Воспитанники окунулись в атмосферу мордовской национальной культуры, показали свои знания.
Познавательное развитие реализуем опять же через знакомство с родным городом, ( ближайшее окружение: ближайшие улицы и дома, садик, школа, магазин); знакомство с родной природой – животными и растениями, флагом, гербом, мордовским орнаментом. Показали слайдовую презентацию на тему: «г. Саранск и его достопримечательности»; Рассматривали альбом «Мордовские узоры»; Д/и «Флаг г. Саранска»; Д/и «Одень куклу Олдай в мордовскую одежду»; Д/и «Составь мордовский узор»
Речевое развитие - это непосредственное ознакомление детей с напевными произведениями мордовского национального фольклора. Произведения мордовского фольклора содержат образы, передающие традиции и характер мордовского народа, они доступны для детского восприятия, включают разнообразные средства художественной выразительности, оказывают эмоциональное воздействие на детей. Устное народное творчество издавна служит важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Детский фольклор является неиссякаемым источником выразительности детской речи и несет в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты. Знакомили с творчеством А. Моро «Я смотрю на город»; читали мордовскую народную сказку «Как собака друга искала»; слушали мордовскую народную сказку «Девушка Береза»; заучили закличку «Дождик, лей кругом!».
Художественно-эстетическое развитие мы осуществляем путём ознакомления детей с национальным мордовским костюмом, с произведениями мордовского декоративно-прикладного искусства, мордовских народных игрушек (птичка- свистулька, мордовская матрешка, иллюстрациями к произведениям мордовской детской литературы, стараемся вызывать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образов и оригинальность форм этих изделий; знакомим детей с техникой рисования мордовских узоров и т. д. Провели рисование на тему: «Кто к нам из сказки пришел» (по мотивам мордовских народных сказок, «Украшение фартука мордовским орнаментом»; конструирование на тему: «Улица нашего города»; Лепку на тему: «Птичка- свистулька» (знакомство с творчеством мастеров с. Подлесной Тавлы); слушание мордовских народных мелодий;
Физическое развитие Для формирования у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни стараемся обеспечивать оптимальную двигательную активность в течении всего дня, используя мордовские подвижные игры с простым содержанием: «В волков», «Любава, Любава», «Горшки», «Платки» и т. д.
Важным событием для детей стало посещение мини - музея детского сада. Здесь собран разнообразный материал для экспозиции: книги и альбомы по истории родного края, старинная одежда, предметы быта, образцы национальной вышивки. Сама обстановка музея, богатый запас экспонатов вызывают интерес, надолго сохраняются в памяти.
Любовь к Родине начинается с любви к своим близким. Семья является благодатной средой для воспитания чувства гордости за культуру своего народа. Ведь в семье особый микроклимат, основанный на доверительных отношениях. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации и богатейшего духовного опыта от поколения к поколению. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Семья как субъект воспитания выполняет следующие функции: обеспечение диалога между поколениями в формировании личности; привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков – защитников и созидателей Отечества; формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии; через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
В рамках месячника была проведена работа с родителями: Оформлен материал на стенде для родителей «Город Саранск-город будущего»; фотовыставка «Самая любимая моя!»; конкурс рисунков совместно с родителями «Моя мама самая красивая!»; памятка для родителей «Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду»; консультация для родителей «Приобщение детей к национальной культуре – одно из средств этнокультурного воспитания дошкольника»; родители приняли участие в пополнении дидактического материала; провели анкетирование среди родителей «Знакомим детей с родным краем», анализ которого показал, что родители считают необходимым знакомить детей с историей, культурой, достопримечательностями города, края и нуждаются в получении дополнительной информации от педагогов.
Мы считаем, что цель месячника достигнута, проведена большая работа по знакомству детей с мордовским этносом, наши воспитанники получили много информации о культуре народов, родном крае, о традициях и истории мордовского народа. Нами было принято решение продолжить начатую работу по данному направлению в течение всего учебного года.