Шиленко Гюзель Явдатовна
Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка
детский сад №20 «Аленушка»
Мастер – класс для педагогов ДОУ
по теме:
«Полезные советы оздоровления дошкольников.
Использование нестандартного физкультурного оборудования: фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
Подготовила :
инструктор по физической культуре
1 категории
Шиленко Г. Я.
Публикация «Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Двигательная активность ребенка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Темочки
2018 г.
Мастер класс
«Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
Фитбол- гимнастика способствует развитию двигательных качеств (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата)у детей дошкольного возраста; укреплению и оздоровлению всего организма; развитию двигательных умений и навыков; укреплению мышечного корсета, формированию навыка правильной осанки; развитию музыкально – ритмических, и творческих способностей; воспитанию интереса и потребности в физических упражнениях и играх.
Сегодня я бы хотела познакомить вас с одним из видов мячей- фитболом и простыми двигательными упражнениями, которые могут выполнять дети и взрослые.
Цель: формирование и расширение представлений педагогов об основных правилах организации двигательных упражнений на фитболах с детьми дошкольного возраста и практическом их выполнении.
Задачи:
• Расширять представления педагогов о фитболах и видах упражнений на фитболах, используемых для развития двигательной активности детей дошкольного возраста.
• Расширять представления педагогов о различных формах использования фитбол- мяча.
• Формировать навык правильной посадки на фитболе.
• Формировать умения технически правильно выполнять простые двигательные упражнения на фитболах.
Что такое фитбол?Фитбол (fit - оздоровление, ball-мяч) - гимнастический мяч, ис- пользуемый в оздоровительных целях. Этот тренажер был придуман швейцарским врачом физиотерапевтом Сюзан Кляйнфогельбах в 50-х годах прошлого столетия. Отсюда и второе название – швейцарский мяч. Поначалу его использовали исключительно в лечебных целях – для реабилитации больных с нарушениями в центральной нервной системе, после травм позвоночника. В наше время мяч одинаково верно служит и больным и здоровым, как детям, так и взрослым. Какая польза от использования фитбола в двигательной деятельности? Как он действует на организм ребенка? Фитбол-гимнастика – это почти единственный вид аэробики, где в выполнении физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболах. Фитбол-гимнастика, как нетрадиционная форма работы с детьми, способствует:
-развитию двигательных качеств (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата);
-укреплению и оздоровлению всего организма;
-развитию двигательных умений и навыков;
-укреплению мышечного корсета, формированию навыка правильной осанки;
-развитию музыкально – ритмических, и творческих способностей;
-воспитанию интереса и потребности в физических упражнениях и играх.
Как правильно организовать двигательную деятельность детей дошкольного возраста на фитболах?
• Подбирать фитбол каждому ребенку по росту так, чтобы обеспечить при посадке угол в 90° между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами на полу расположены на ширине плеч. Оптимальные размеры мяча: для детей 3-4 лет – 45см; для детей 5-6 лет – 50см; для детей 6-7 лет – 55см.
• Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и не- скользящая обувь.
• Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.
• Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту занимающихся.
• Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить детей самостраховке.
• Для постепенного правильного освоения упражнений рекомендуется организовать обучение детей по этапам, т. е. от облегченных и. п. и простых упражнений на 1-2 этапах перейти к сложно-координационным заданиям на З-4 этапах.
• Каждое упражнение повторять сначала 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7 раз. Упражнения выполнять последовательно, с чередованием нагрузки на разные группы мышц из различных и. п.
• В основной части занятия целесообразно использовать 5 мин. для выполнения специальных корригирующих упражнений индивидуально.
В заключительный период занятия обязательно включить игры и упражнения на восстановление дыхания и расслабление.
• При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.
• С фитбол-мячами можно заниматься индивидуально или в подгруппах. Время проведения одного занятия с детьми 3-4 лет – 15-20 мин., с детьми 5-7 лет – 25-30 мин.
• Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале.
Какие формы использования мяча существуют?
Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол - гимнастики по-разному:
- как препятствие
-как массажер
-как амортизатор, тренажер
-как ориентир
- как предмет
- как опора
- как отягощение
Виды упражнений на фитболах, используемые на занятиях:
• гимнастические упражнения, в сочетании с разновидностями ходьбы, бега и прыжков, которые можно выполнять на месте и в движении, с мячом в руках и ногах, а также сидя на мяче, ОРУ;
• коррекционно – профилактические упражнения, направленные на профилактику и коррекцию различных заболеваний внутренних органов, опорно - двигательного аппарата;
• подвижные игры и эстафеты, включающие игры и эстафеты как с мячом, так и сидя на мяче;
• музыкально – ритмические упражнения, которые можно выполнять сидя на мяче, стоя с мячом и с различными передвижениями.
В каких моментах и кто может использовать фитбол?
Можно использовать в:
- совместной деятельности;
- в НОД;
- в спортивных развлечениях;
- как дополнительное образование (кружковая работа);
- в комплексах ОРУ
- в основных движениях
- подвижных и музыкально- ритмических играх
Могут использовать:
- инструктор по физической культуре
- воспитатель
- музыкальный руководитель
- педагог- психолог
-медицинский работник
- учитель-логопед
- родители
Предлагаю воспитателям подборку подвижных игр и эстафет с фитбол-мячом, которые можно использовать в НОД.
Подвижная игра «Быстрая гусеница»
Задачи: Развитие ловкости, координационных способностей, воспитание ответ- ственности, чувства коллектива, повышение эмоционального тонуса.
Описание игры: Играют две команды детей. Каждая команда — это «гусеница», где все участники соединяются друг с другом с помощью фитболов, которые они удерживают между собой туловищем. По команде дети начинают движение гусеницы по направлению к финишу. Выигрывает самая быстрая команда, не разорвавшая «гусеницу» и не уронившая мяч. Игра повторяется 2-3 раза.
Правила игры: Во время передвижения фитбол руками не трогать.
1. Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»
Задачи: Развитие ловкости, внимания, воспитание чувства товарищества, повышение эмоционального тонуса.
Описание игры: Дети становятся друг за другом, приняв правильную осанку, и крепко держатся за впередистоящего ребенка. В руках первого ребенка мяч-«голова дракона», последний ребенок — «хвост». «Голова» должна поймать свой «хвост», дотронувшись до него мячом. Игра проходит гораздо интереснее, если в ней участвуют две команды, то есть «два дракона».
Правила игры: Во время движения «головы» к «хвосту» «тело дракона» не разры- вать.
2. Подвижная игра «Горячий мяч»
Задачи: Формирование вертикальной позы в положении сидя, развитие равновесия, координации движений, внимания.
Описание игры: Дети сидят в кругу в и. п. – сед на пятках, приняв правильную осанку. По команде начинают передавать фитбол из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо играющем, который выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок — победитель. Варианты: 1) По команде ведущего меняется направление передачи фитбола. 2) При большом количестве играющих в игре используются два фитбола.
3. Эстафета с фитболами
Задачи: Развитие быстроты реакции, быстроты передвижения, внимания, координа- ции движений, воспитание ответственности и чувства товарищества.
Описание игры: Игра проводится в виде эстафеты. У стартовой линии все играющие строятся в две колонны. По команде первые начинают передвигаться вперед, отбивая от пола фитбол. Добегают до стены (стойки, ловят мяч, возвращаются назад, передают его следующему в команде, встают в конец колонны и принимают правильную осанку. Выигрывает команда, финишировавшая первой. Варианты игры: 1) Ведение футбола осуществляется правой рукой, на обратном пути - левой. 2) В каждой команде стартуют по два человека и во время передвижения передают фитбол (мяч) друг другу.
4. Игра – эстафета «Колобок»
Задачи: Развитие ловкости, координационных способностей, внимания, памяти, воспитание командного духа, повышение эмоционального тонуса.
Описание игры: Играющие делятся на две команды и строятся в колонны перед ли- нией старта. У капитанов команд в руках фитболы (колобки). Хором дети проговаривают:
Наш весёлый колобок
Покатился на лужок.
Кто быстрей его вернёт,
Приз команде принесёт.
После этих слов инструктор подаёт команду, и капитаны команд начинают движение: 1) Первые участники начинают продвижение вперёд, прокатывая «колобок» по полу, огибают стойку и тем же способом возвращаются обратно, передают «колобок» следующему игроку, а сами встают в конец своей колонны. Когда первые игроки вновь окажутся впереди и последний игрок передаст им мяч, они поднимают его вверх, этим они показывают, что их команда выполнила задание. 2) Первые участники поднимают фитбол над головой и прогибаясь назад, предают его следующему игроку. Игроки команд, стоящие последними, получив «колобок» бегут с ним вперёд и встают впереди своей команды. Игра продолжает- ся до тех пор, пока капитаны не окажутся вновь впереди.
5. Подвижная игра «Два барана»
Цель: развитие равновесия, координации движений, формирование мышечного кор- сета.
Описание игры. Играют по два человека. Педагог обозначает чертой «мост», на ко- тором происходит битва «двух баранов». Два ребенка сидят на фитболах и пытаются столкнуть партнера с мяча или с «моста». Выигрывает сильнейший, а на «мост» приглашаются следующие участники. Ведущий стоит рядом с играющими, страхуя их от падения с фитбола.
6. Подвижная игра «Веселый мяч»
Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, навыка правильной осанки, пространственного ориентирования, речи. Описание игры. Играют 5—6 человек в исходном положении сидя по-турецки в кругу. Дети, проговаривая стихи про мяч, перекатывают фитбол от одного к другому в произвольном направлении:
Ты катись, веселый мяч,
Быстро-быстро по рукам,
У кого веселый мяч,
Тот исполнит песню нам.
Ведущий должен следить за правильной осанкой детей.