Акишева Ирина
Игра как средство повышения речевой активности у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра - как средство повышения речевой активности у младших дошкольников»
Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка в 21 веке. В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. В начале развивается звуковая сторона речи (правильное звукопроизношение, овладение звуковой выразительности речи. На втором году он понимает обращенную к нему речь. Интенсивно растет словарный состав речи (освоение слов и их умственных употреблений). К 3 годам развивается монологическая и диалогическая речь. Многие дети к этому возрасту могут свободно объясняться с окружающими. В период младшего дошкольного детства в мышление детей происходит значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые интересы, знания и умения, а значит и совершенствуется речь. Речевое общение в младшем дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: игре, бытовой, учебной. Большое значение в речевом развитии детей придается в игре. Ведь игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности. Игра доставляет ребенку радость и сопровождается положительными эмоциями. Он удивляется, восхищается, познает. И творческая деятельность ребенка прежде всего проявляется в игре. Игра развивает язык, а язык организует игру. Слово в игре помогает ребенку выразить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовывать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связанно с развитием речи. Для речевого развития используют все виды игровой деятельности.
Публикация «Игра как средство повышения речевой активности у младших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Раздел «Игра» - включает 3 направления: обучение сюжетно-ролевым играм, подвижным и дидактическим. Сюжетно-ролевая игра, одна из основных видов игровой деятельности ребенка дошкольного возраста. Содержание и структура сюжетно-ролевых игр в младшем возрасте связаны с повседневными событиями, которые хорошо известны детям. Например: игровая ситуация: («Уложим куклу спать», «Накроем стол к обеду»,
«Искупаем куклу», «Мишка заболел», в которых показываются и называются реальные действия на реальных предметах. Вначале ребенок выполняет поручение взрослого. Дети словом обозначают свои действия, этим самым осмысливают их, словом они пользуются, чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. При разыгрывании различных игровых жизненных ситуациях у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активируется в игре, c другой- сама игра развивается под влиянием развития речи.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дидактическая игра дает возможность решать пед. задачи в игровой форме. Потребность в игре и желание играть у младших дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных учебных и воспитательных задач. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Существует 3 вида дидактических игр :
1) Игры с предметами или игрушками (направленная на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками развивает творческое воображение, мышление) Д-И «Олины помощники» «Что за предмет?» «Разноцветный сундучок» «Чудесный мешочек» «Помоги мишутки найти свою тарелку».
2) Словесные игры (они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связанной диалогической речи, умение и желание выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепления и активизацию словаря. Д-И «Эхо» «Паровоз» «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?» «Кукушка и дудочка» «Будь внимателен» «Позови свою маму» и. т. д
3) Настольно-печатные игры (используются, как наглядное пособие, направленные на развитие зрительной памяти и внимания. Д-И «Подбор картинок по парам», (учить детей сравнивать предметы, находить одинаковые)
«Разрезные картинки и кубики» (Развивать умения из отдельных 2-4 частей составлять целый предмет). «Матрешки», «Пирамидки».
«Найди такой же предмет» (учить детей соотносить предметы, изображенные на картине, с отдельными предметами.)
Дидактические игры делятся на группы:
1)Игры-путешествия (призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Например: «Путешествие в страну сказок», «Мы едем в далекие края».
2)Игры-поручения (в основах их лежат действия предметами, игрушками, словесные поручения. Н-Р: «Собрать в месте все предметы одного цвета», «Разложить предметы по величине».
3)Игры-предложения (что будет, если…. Что можно делать с…что будет, если… создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия).
4)Игры-загадки (разгадывание загадок развивает способность рассуждать, делать выводы.
5)Игры-беседы (в основе их лежит общение. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, дополнять сказанное высказывать суждение. Н-Р: «Назови слова»,-что можно купить? Что можно варить? Что можно читать? Что может летать,плавать? Чем можно играть,рисовать?
Дидактическая игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным вызывает у детей глубокое удовлетворения, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактические игры-универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от фантазии педагога и желание работать с детьми весело и интересно!