наталья Вязникова
Русские традиции, как фактор развития двигательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Русские традиции
как фактор развития двигательной активности детей дошкольного возраста
Всем известен термин «Толерантность». Россия многонациональная страна. В настоящее время актуальной является задача сохранения русских национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Наши наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу. Второй момент-это ДА (двигательная активность). Движение-это жизнь, тоже всем известно.
Публикация «Русские традиции, как фактор развития двигательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Владение навыками здорового образа жизни, повышение ДА в режиме дня, у взрослых и детей находится на чрезвычайно низком уровне. Одновременно с этим состояние здоровья подрастающего поколения не может удовлетворить современное общество, поскольку не отвечает требованиям общественного производства. Здоровье дошкольников напрямую зависит от уровня развития их двигательной активности (М. А. Рунова «Двигательная активность ребенка в детском саду»).
Тем не менее, повысился интерес общества к возрождению русской национальной культуры, происходит переоценка ценностей, однако современные городские семьи не готовы к этому. Только в тех семьях, где сохраняются традиции и преемственность поколений, родители создают все условия для приобщения дошкольников к русской народной культуре, через организацию русских подвижных народных игр, праздников.
Существует и проблема:
-количество изданий по приобщению дошкольников к русским народным играм возрастает, но в то же время нет системной направленности в установлении правил игры, которое складывается на уровне русских национальных традиций и учитывает социальные и духовные ценности русского народа.
Отсутствует материал по истории возникновения каждой из игр.
Нет ярко выраженных компонентов ведения игр.
Повышено внимание общественности к личности современного ребенка, однако нет конкретных телепередач по приобщению дошкольников к русским народным играм.
Сохранение культурного наследия русского народа зависит от того, насколько глубоко и разносторонне проводится работа с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников.
В «Национальной доктрине образования» в качестве одной из основных целей физического образования определено воспитание здорового образа жизни и отмечается необходимость возрождения этнической самобытности народов России, их культур, традиций в самосохранении и саморазвитии личности. Русские традиции, народная культура рассматривается, как средство становления у подрастающего поколения здоровье сберегающего опыта.
Истинно русские календарно-обрядовые праздники -Рождество, Вербное Воскресенье, Пасха, Троица, Покров», «Пасхальный звон», «Масленица»; сезонные игровые праздники: «Осенние гуляния», «Русские игрища», «Прилет птиц».
На Руси всегда умели хорошо работать и отмечать праздники от всей души. Уже сейчас можно утверждать, что в традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье никогда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое бесполезное время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека.
В русских традициях ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, природа, национальные устои, много юмора, шуток, задора, есть фольклорный текст, и музыка, и динамичность движений, и азарт. Происходит знакомство ребят с традиционными народными традициями воспитания девочек и мальчиков в русских семьях и это привлекает детей в русских народных подвижных играх, хороводах, праздникам – передача социального опыта.
Поэтому приобщение дошкольников к русским народным подвижным играм актуально и соответствует потребностям времени и детского сада. Идет возрождение к народной педагогике (К. Ушинский). Только через народную педагогику возможно приобщение к наследию русского народа. С фольклорно го материала: потешки и прибаутки, пестушки, колыбельные –это то, что мы начинаем делать в яслях, далее загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские песни и пляски – используется в соответствии с возрастными особенностями детей.
В фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит, он является универсальным средством педагогического воздействия на детей, на развитие двигательной активности.
Это игры «городки», «волчок», «биты», «скакалки», «юла», «мишень», «камушки» и другие. История русских игр их сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявлять смекалку и находчивость, быстроту, глазомер и хорошую координацию движений. Игры «Городки», «Горелка», «Лапта», «Палочка — выручалочка». игры, отражающие занятия наших предков женщин и мужчин, их бытовой уклад и деятельность» «Дедушка — рожок», «Встречный бой», «Каравай», «Невод» и другие. Эти игры отражают стремление детей стать сильнее, стать победителем. Учитывая, что творческие возможности детей индивидуальны, воспитатели создают наилучший образ путем воображения в движении — собирают ягоды, сеют лен, рубят дрова, вяжут метелки, так как отражается быт, труд людей (отсюда появились игры имитационного характера или игры, связанные с отработкой трудовых действий); национальные устои, представление о чести, любви (игры на выбор партнера, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку.
Интересны интегрированные занятия, связанные с легендарными русскими богатырями, с историческим прошлым нашего народа можно применять игры: «Единоборство», «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Тяни за булавы», где мальчики могут помериться силой и ловкостью. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали в популярности нынешним современным киногероям. Все это найдет отражение в православных праздниках, например, «Богатыри Земли русской».
Славилась Русь и кулачными боями. Умение показать свою удаль, силу, сноровку, проявить своё «Я» помогут народные игры «Тяни-толкай», «Бои смелых», «Перетяжки». Девочки проявят себя в смекалке, ловкости, плавности движений, аккуратности. Но есть игры, которые учат оказывать знаки внимания к противоположному полу, проявлять с уважением свои симпатии (гендерный подход).
Говоря об инновационных формах приобщении дошкольников к русским народным подвижным играм можно провести фестиваль «Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай» на основе русских традиций.
Двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Эти составляющие тесно связаны между собой (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физминутки, прогулка, закаливающие процедуры, логоритмика, музыкальные занятия, свободная двигательная деятельность ребенка и т. д.).
У старших дошкольников средний объём составил 16500 движений, продолжительность 315 минут в весенне-летний сезон.
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций детского организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор, а включение фольклора в процесс физического развития помогает качественной реализации программы по физическому воспитанию.
Моторная плотность физкультурных занятий и утренней гимнастики в сочетании с фольклорным материалом достигает 80%. Данные наработки могут существенно обогатить содержание ООП ДО в соответствии с ФГОС.
Детям непросто передавать характерные для некоторых животных движения. Для решения этой проблемы, важная роль отводится воспитателям. Они стараются, как можно больше рассказать о повадках животных – персонажах игр, рассказывают детям сказки, народные потешки, вместе с детьми рассматривают картины и иллюстрации, мастерят необходимые для игр атрибуты: клеят, вырезают, раскрашивают. Это повышает мотивацию детей. Упражнения с использованием самостоятельно подготовленных атрибутов дети выполняют более качественно, образно.
Каждому хочется быть в главной роли, но не все умеют считаться с мнением товарища, справедливо разрешать споры. Здесь нам на помощь приходят мудрые народные считалки. Дети с большим удовольствием их разучивают и применяют как в двигательной деятельности, так и в свободной. Идет обогащение словарного запаса. Дети активно употребляют такие слова, как водящий, ведущий, считалка, поговорка, закличка и т. п. На музыкальных занятиях дети погружаются в образы животных и нарабатывают движения. Также хороводы помогают создать атмосферу
Сочетание всех вышеперечисленных форм и методов использования фольклора при работе с дошкольниками можно наблюдать во время активного отдыха детей. Спортивные фольклорные праздники, развлечения несут в себе эмоциональный и двигательный заряд, способствуют успешному развитию физических качеств, формированию уважительного отношения к культурным традициям и обычаям русского народа.
Здесь:
- культура движения, выраженная в представлениях о движениях и их особенностях назначении, характере, направленности, о взаимосвязи и взаимозависимости между движениями человека и изменениями в жизни и в природе, о ценностях движения – красота, созидательность, результативность, в самостоятельной двигательной активности и др. ;
- культура телосложения, отраженная в представлениях ребенка о строении тела человека и животного, женского и мужского, физическом идеале, взаимосвязи и взаимозависимости строения тела и возраста, видами деятельности, способах сохранения здоровья и др. ; эмоционально-ценностных отношениях к состоянию своего тела и др. ;
- культура здоровья, включающая представления о своем состоянии, способах сохранения здоровья, детский активный опыт сохранения здоровья в самостоятельной двигательной деятельности.
Таким образом, уровень ДА включает в себя не только объем (количество) движений за единицу времени в период бодрствования детей, но и качество и характер движений (не хаотичные, бессмысленные, импульсивные с агрессивной мотивацией, а осмысленные, с соразмерной возрасту нагрузкой, развивающие как основные физические качества: быстроту, ловкость, силу и выносливость; дополнительные, влияющие на характер движений: ритмичность, пластичность, гибкость и т. п., так и личностные качества. И этому фольклор-надежный творческий помощник.
Проектная деятельность, включение в перспективное планирование фольклора, как составляющей части любой образовательной области, разработка конспекта занятия, досуга, развлечения- вот далеко не полный перечень деятельности педагогов в реализации повышения и развития двигательной активности воспитанников через ознакомление с русскими традициями.