Саргылана Васильева
Пояснительная записка к программе «Тьюторское сопровождение детей-инвалидов в дошкольной образовательной среде»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖЕНИЕ
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования для детей-инвалидов, выбора подходящего им образовательного маршрута.
Публикация «Пояснительная записка к программе „Тьюторское сопровождение детей-инвалидов в дошкольной образовательной среде“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа тьютера. Тьюторство
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Сегодня детям-инвалидам не обязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни в обычных образовательных учреждениях. Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками-инвалидами позволяет развить толерантность и ответственность – качества, столь необходимые на сегодняшний день.
При включении детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения общего типа перед коллективом ОУ возникают следующие задачи:
• создание общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех участников;
• помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
• психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;
• развитие психолого-педагогической компетенции, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.
Тьюторство как новая в российском образовании педагогическая деятельность становится в условиях инклюзивной школы важным ресурсом для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения. Тьюторство способствует развитию не только более индивидуализированного обучения, но и воспитания, где тьютор содействует максимальному раскрытию личности обучаемого, формированию его мотивов и ценностей.
Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с детьми-инвалидами в ходе образовательного процесса и процесса социализации; способствует самоопределению и самореализации школьников в их дальнейшей профессиональной и общественной жизни, формированию у них эмоционально-ценностного отношения к действительности.
1.2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю) – новая специальность в российском образовании.
В настоящее время много говорят о реформе образования, приближении образовательной практики к реальной жизни, к изменениям, происходящим в обществе. Современный мир требует такого обучения, при котором ребенок мог бы быстро реагировать на внешние изменения, быстро адаптироваться. Тьютор помогает ориентироваться в современном образовательном пространстве.
Тьюторство – это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования в детском саду, школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.
Индивидуализацию образования следует отличать от индивидуального подхода. Индивидуальный подход понимается как средство преодоления несоответствия между учебной деятельностью, учебными программами – и реальными возможностями ученика. На каждом этапе обучения осуществляется учет особенностей учащихся, однако содержание образования остается неизменным. Деятельность тьютора в логике индивидуального подхода направлена на преодоление трудностей в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика, на поиск внешних и внутренних ресурсов для преодоления этих трудностей.
Принцип индивидуализации образования означает, что за учащимися остается право на выстраивание собственного содержания образования, собственной образовательной программы. Здесь тьютор сопровождает процесс построения и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП, удерживает фокус своего внимания на осмысленности обучения, предоставляет учащимся возможности опробования, конструирования и реконструирования учебных форм, где стало бы возможно проявить образовательные цели и мотивы через их реальные действия.
Задача тьютора – построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов учащихся. Это относится к любой из ступеней общего образования, средства тьюторской деятельности должны меняться в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Задача тьютора в рамках реализации принципа открытого образования расширение образовательного пространства каждого учащегося, предоставление учащемуся как можно большего разнообразия вариантов движения для самоопределения.
ТЬЮТОР В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Тьютор определяется как «лицо, сопровождающее процесс освоения деятельности».
Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребенка-инвалида, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями.
Тьютор – это :
• наставник;
• человек, который учит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи);
• позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск;
• тот, кто связывает в образовании своего тьюторанта процессы учения, самовоспитания и формирования образа жизни;
• посредник (между культурным и индивидуальным, индивидуальным и корпоративным, большой историей знающих и индивидуальной историей начинающего освоение; между разными субъектами образовательного пространства – ученик, учитель, родители; и др.);
• тот, кто реформирует образовательное пространство под задачи индивидуализации образования.
Основания, по которым можно оценить какую-либо деятельность как тьюторскую :
• диагностика;
• многообразие предложений;
• выбор предложений;
• построение индивидуальной образовательной программы (ИОП);
• выбор маршрута реализации ИОП;
• сопровождение ИОП;
• рефлексия.
Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился как можно большего при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы и дефициты.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА
В настоящее время в России должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и 11725 соответственно).
Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761-н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638).
Квалификационные характеристики тьютора включают в себя следующие требования:
• тьютор организует процесс индивидуальной работы с учащимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
• организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
• координирует поиск информации для самообразования;
• сопровождает процесс формирования личности (помогает разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее);
• совместно с учащимися распределяет и оценивает имеющиеся у них ресурсы всех видов для реализации поставленных целей;
• координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи;
• оказывает помощь обучающимся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования;
• создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий);
• обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимися рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора их стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов;
• организует взаимодействия обучающихся с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию их творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов;
• организует взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов,
• составлению и корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов;
• осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора пути своего образования;
• организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей,
• использует различные технологии и способы коммуникации, включая электронные формы (интернет-технологии, для качественной реализации совместной деятельности;
• поддерживает познавательный интерес, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона;
• синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения;
• способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности;
• участвует в работе педагогических и методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения,
• участвует в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим);
• обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение уровней образования (образовательных цензов);
• контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения,
• учитывает успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта их творческой деятельности и познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы, в своей деятельности;
• обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
• выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Тьютор должен знать :
• приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
• законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную и физкультурно-спортивную деятельность;
• Конвенцию о правах ребенка;
• основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии;
• психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;
• методы и формы мониторинга деятельности обучающихся;
• педагогическую этику;
• теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся;
• технологии открытого образования и тьюторские технологии;
• методы управления образовательными системами;
• методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
• современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
• методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими, коллегами по работе, а также методы убеждения, аргументации своей позиции;
• технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
• основы экологии, экономики, права, социологии;
• организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
• административное и трудовое законодательство;
• основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
• правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
• правила по охране труда и пожарной безопасности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ
Тьютор в инклюзивной практике
В общеобразовательных учреждениях неуклонно растет доля учащихся, чей путь в образовании по тем или иным причинам для самих педагогических работников, для родителей ребенка, медиков или психологов выглядит как требующий особого отношения. Выделение этих «особых» детей происходит по разным основаниям: в эту категорию попадают дети-инвалиды, одаренные дети, дети с проблемами в общении, дети с задержками и отклонениями в развитии и т. д.
Задача тьютора – развернуть для них индивидуальное сопровождение в детском саду.
Введение в образовательную программу учреждения таких ценностей, как детская активность, работа с пониманием, формирование образовательного опыта, учебной самостоятельности учащихся, актуальны и для инклюзивной практики. Таким образом, в инклюзивном образовании позиция тьютора сохраняет свою основу, но приобретает и новые, особые составляющие.
В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка-инвалида в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.
Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача : помочь детям-инвалидам стать успешными в обществе. А это значит, что «объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства.
Тьютор сопровождает не только образовательный интерес ребенка-инвалида, но и его семью, формирет вокруг ребенка толерантную к нему социокультурную среду. Кроме того, тьютор в инклюзивном образовании учитывает потребности всех участников, стать платформой для приобретения ими представлений в области регулирования человеческих отношений, формирования качества толерантности, что позволит более успешно решать вопросы адаптации детей-инвалидов в современном мире» (Н. Н. Зыбарева).
Далеко не каждый педагог может выполнять функции сопровождающего для ребенка-инвалида. «Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребенка, достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки» (Е. Э. Петрова).
В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка-инвалида в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.
В настоящее время используются четыре основные формы поддержки:
• превентивные меры;
• информационно-консультативная поддержка (характеристика имеющихся у ребенка трудностей, знакомство со специальными учебными материалами, техническими средствами обучения, методиками специального обучения и др.);
• дифференциация (индивидуализация, адаптация) учебной программы и процесса обучения;
• улучшение условий пребывания и обучения ребенка, интегрированного в среду общеобразовательной школы (консультирование учителей и администрации специалистами, повышение их квалификации, разделение ответственности, материально-техническое оснащение учреждения и др.).
Компетенции тьютора
Компетенции тьютора – это компетенции современного педагога, позволяющие ему сопровождать индивидуальные образовательные программы.
По мнению С. В. Поповой, компетенции тьютора делятся на две группы: общие (универсальные) и профессиональные (предметно-специализированные).
Базовые, или универсальные, компетенции относятся к общему содержанию педагогического образования и призваны обеспечить формирование таких качеств, как:
• толерантность,
• способность к эмпатии,
• гибкость,
• готовность помочь,
• личная эффективность в сложных и нестандартных профессиональных ситуациях,
• ответственность,
• способность к принятию самостоятельных решений,
• умение применять полученные знания на практике,
• коммуникативность,
• инициативность,
• желание и умение профессионально совершенствоваться на протяжении всей жизни.
Предметные компетенции имеют конкретное описание и возможность формирования:
• представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
• знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития ребенка;
• навыки анализа особенностей взаимодействия и взаимовлияния ребенка-инвалида и социального окружения;
• образование в области специальной педагогики и специальной психологии;
• коммуникативные способности: умение ясно выражать свои мысли и слушать других, разрешать конфликты, строить взаимодействие в малых группах, использовать технологии межличностного общения;
• организаторские способности: умение участвовать в реализации запланированной деятельности, видеть перспективу индивидуальной и коллективной деятельности, видеть и поддерживать интересы отдельных учащихся и групп, находить наилучшие способы деятельности и доводить дело до результата;
• умение реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, учителями, специалистами, руководством);
• аналитические способности: умение структурировать, владение рефлексивными методиками и приемами психологической работы;
• прогностические способности : умение определять возможные точки роста и развития познавательного интереса учащегося, предвидеть результаты образовательных ситуаций.
Тьютор в инклюзивном образовании, обладающий всеми вышеперечисленными компетенциями, сможет наиболее эффективно организовать и сопроводить процесс обучения в общеобразовательном учреждении ребенка-инвалида.
Цели и задачи тьютора в инклюзивном образовании
Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка-инвалида в среду общеобразовательного учреждения. Успешность включенности ребенка в школьную жизнь должна определяться с точки зрения развития его:
• когнитивной (познавательной) сферы: знаний и навыков;
• коммуникативной сферы: умения общаться;
• эмоциональной сферы: психологической адаптации к процессу обучения в классе, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в школьной среде;
• самостоятельности.
Достижение обозначенной цели возможно при решении следующих задач:
• создание условий для успешного обучения ребенка;
• создание условий для успешной социализации ребенка;
• максимальное раскрытие потенциала его личности.
Перечисленные задачи достигаются следующими средствами :
• организация и адаптация жизненного пространства: рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок;
• понимание тьютором и воспитателем зон ближайшего развития ученика с особенностями развития, опора на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала, адаптация учебных пособий.
Более конкретные задачи работы тьютора обусловлены возможностями и личными качествами подопечных. В каждом конкретном случае условия, необходимые для успешного обучения детей с особенностями развития, будут разными. Каждый ребенок уникален. Образовательная среда, в которой находится ребенок-инвалид, также имеет свои особенности. Поэтому формулирование частных задач для тьютора ложится на плечи специалистов педагогического консилиума конкретной образовательной среды.