Анастасия Сашинская
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья остается актуальной на протяжении многих лет. Педагогами и психологами внедряются новые формы и методы работы с данной категорией лиц. Не остались в стороне от проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов, и специалисты «Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство». Уже в течение трех лет здесь функционирует консультативно-методический центр для родителей детей-инвалидов «Парус».
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов» размещена в разделах
На начальных этапах приоритетным направлением работы было педагогическое сопровождение семьи с ребенком-инвалидом раннего возраста. Для детей проводились индивидуальные и групповые коррекционные занятия, праздники, развлечения, организовывались экскурсии и выставки детско-родительского творчества. Однако проведенное нами анкетирование родителей показало, что данных направлений недостаточно. В анкетировании участвовали семьи, обратившиеся на ПМПК в 2010 году. Всего было опрошено 128 семей, воспитывающих детей-инвалидов, раннего и дошкольного возраста. Были выявлены трудности, с которыми сталкиваются подобные семьи.
- Слабую налаженность инфраструктуры отмечают 27% опрошенных семей. Прежде всего, это касается инвалидов-колясочников. Причем чем старше ребенок – тем сложнее становится его транспортировка.
- 84% опрошенных отмечают неготовность дошкольных учреждений к инклюзивному образованию. Как правило, это касается детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, выраженными интеллектуальными отклонениями (особенно в сочетании с нарушениями эмоционально-волевой сферы)
- Недостаточное количество специализированных учреждений отмечают 76% опрошенных семей. В своем большинстве это удаленные от центра районы.
– 65% родителей не готовы отдать ребенка-дошкольника в специализированное учреждение интернатного типа, т. к. оно находится далеко от места проживания семьи
- Неготовность социума к принятию ребенка-инвалида отмечают 34% опрошенных. Прежде всего, это касается умственно отсталых детей, детей с генетическими заболеваниями, тяжелыми формами ДЦП и сочетанными нарушениями
– 89% опрошенных отмечают озлобленность, трудности саморегуляции, периоды ярко выраженной депрессии и другие формы деформации личности родителей, которые сказываются взаимоотношениях между членами семьи
- Низкий уровень компетентности родителей. 60% родителей считает, что им не хватает педагогических, медицинских и/или юридических знаний
- 49% родителей отмечает, что в удаленных от центра районах сложно получить специализированную помощь логопеда, дефектолога и психолога
Таким образом, мы видим, что семья, воспитывающая ребенка-инвалида, находится в своеобразном замкнутом круге. Конечно, мы не можем решить все перечисленные проблемы. Однако мы можем помочь родителям вырваться из этого круга, уменьшить остроту проблем, способствовать социализации семьи ребенка-инвалида в обществе. В этом заключается основная цель организации консультативно-методического центра «Парус».
Достижение данной цели осуществляется через повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ, ознакомление с оптимальными способами взаимодействия с детьми и улучшения детско-родительских отношений; коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций, развитие коммуникативного поведения и обучение навыкам саморегуляции родителей детей-инвалидов.
В настоящее время консультативно-методический центр оказывает помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов от 0 до 18 лет. Среди основных направлений работы можно выделить психологическую поддержку семьи и повышение педагогической компетентности родителей. Оба направления представлены индивидуальными и групповыми формами работы. Рассмотрим некоторые из них.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми. Могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповые занятия проводятся еженедельно малыми группами (по 3-4 человека). Группы комплектуются с учетом индивидуальных особенностей детей-инвалидов. Занятия проводят одновременно два специалиста – учитель-логопед и учитель-дефектолог. Развивающий материал занятия строго дозирован и индивидуален для детей конкретной группы. Обязательное условие – присутствие и помощь родителей, т. к. данная форма работы позволяет наглядно продемонстрировать родителям тонкости коррекционной работы с детьми, обучить приемам активизации ребенка-инвалида в домашних условиях.
Информационно-практические занятия с элементами тренинга направлены на активизацию родителей в вопросах воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Планирование осуществляется по результатам анкетирования родителей в начале учебного года. Занятия с родителями проводятся специалистами Центральной ПМПК один раз в месяц. Каждое информационно-практическое занятие включает в себя следующие этапы:
Установка на занятие – участники группы под руководством педагога-психолога приветствуют друг друга, настраиваются на дальнейшую работу.
Теоретическая часть – вместе с приглашенным специалистом идет обсуждение определенной проблемы в вопросах взаимодействия с детьми с ОВЗ, их воспитания и обучения.
Практическая часть – в ситуации взаимодействия «ребенок-взрослый» отрабатываются некоторые практические приемы коррекции и развития детей с ОВЗ с учетом темы занятия.
Подведение итогов занятия – рефлексия собственных впечатлений.
Кроме того, родители детей-инвалидов могут получить индивидуальную квалифицированную консультацию у специалистов Центра «Детство» :
Учитель-логопед оценивает уровень развития речи у ребенка, консультирует родителей об индивидуальных особенностях его речевого развития, продумывает систему коррекционной работы.
Учитель-дефектолог проводит диагностику уровня сформированности высших психических функций у ребенка, обучает родителей оптимальным способам развития когнитивной сферы, проводит коррекцию познавательной активности ребенка.
Педагог-психолог изучает индивидуально-личностные особенности развития ребенка, консультирует родителей по вопросам воспитания и взаимодействия в системе «родитель-ребенок», определяет основные направления психологической помощи.
Невролог, детский психиатр оценивают наличие у ребенка неврологических, психических, интеллектуальных нарушений, их влияние на имеющиеся у него проблемы в развитии, при необходимости назначают дополнительное обследование и лечение.
Выставки детско-родительского творчества. Совместное творчество детей и родителей способствует не только развитию творческих способностей у детей, но и сплачивает семью. В Центре «Детство» регулярно оформляется стенд «Радуга», где выставляются тематические работы детей и родителей.
Способствуют сплочению детей и родителей и совместные праздники, развлечения, экскурсии. Кроме того общение родителей друг с другом в неформальной обстановке позволяет им обмениваться опытом семейного воспитания, не замыкаться в проблеме детской инвалидности. В последнее время широкое распространение принимает такая форма взаимодействия с семьей, как домашнее визитирование. Специалисты лаборатории ранней помощи посещают семьи с детьми инвалидами, в домашней обстановке обсуждает с родителями потребности ребенка. Играя с малышом, они определяют зону его ближайшего развития и составляют коррекционно-развивающую программу на ближайшее время. Специалисты дают рекомендации по поводу того, как лучше организовать игровое пространство, как встроить процесс обучения тем или иным навыкам в повседневную жизнь.
Сопровождение семей с детьми-инвалидами можно условно разделить на 3 этапа: поддержка, обучение и консультирование. Как мы видим наибольший объем работы выпадает на период раннего и младшего дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая поддержка семьи подразумевает определение структуры дефекта, обозначение основных направлений коррекционной работы, психологическую подготовку родителей к принятию инвалидности ребенка. Как правило, это происходит в первые годы жизни ребенка.
- Обучение родителей оптимальным способам взаимодействия с детьми и улучшения детско-родительских отношений формирует адекватное восприятие проблемы детской инвалидности. В большинстве случаев это семьи с ребенком-инвалидом дошкольного возраста.
- Этап консультирования является завершающим этапом в системе сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов. Как правило, это семьи, где дети достигли школьного возраста, для которых определен дальнейший образовательный маршрут.
Таким образом, подобная организация системы сопровождения позволяет дозировать психолого-педагогическую помощь с учетом актуальных проблем семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. Опыт практической работы свидетельствует о формировании положительных установок в сознании родителей, гармонизации взаимоотношений между матерью и ребенком, оптимизации социальных контактов семей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии.