Людмила Егорова
Пояснительная записка к программе по краеведению «Что такое орнамент?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое орнамент?
В жизни нам часто приходится встречаться с яркими, красочными узорами, которые делают необычайно привлекательными одежду, домашнюю утварь, посуду, всевозможные ткани. Орнаментирование предметов быта и одежды составляет важную часть, декоративно – прикладного искусства. «В орнаменте в яркой форме раскрываются художественные особенности народа, его эстетические вкусы, богатство и национальное своеобразие искусства, чувство ритма, понимание цвета и формы», - писал исследователь С. В. Иванов в книге «Орнамент народов Сибири как исторический источник». Орнамент имеет не только символический смысл, но и сакральное, магическое значение. Эвенкийский народ бережно хранил это вид художественной обработки, поэтому мы можем любоваться древними узорами сейчас.
Публикация «Пояснительная записка к программе по краеведению „Что такое орнамент?“» размещена в разделах
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20 с. Хатыстыр» МО «Алданский район»
Программа по краеведению
«Хокторон»
на 2017-2018 учебный год
Руководитель: Егорова Людмила Афанасьевна
с. Хатыстыр
Актуальность
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Милый сердцу край, родное село, его жители, природа, пройдя через сознание, становятся неотъемлемой частью человеческой судьбы. У каждого из нас есть свой, дорогой сердцу уголок земли, где он сделал первые шаги, нашел первых друзей, получил путевку в жизнь. Это наша Малая Родина, это наша Республика Саха (Якутия, наше село на юге Якутии – с. Хатыстыр.
Изучение родного становится основой для гармоничного и всестороннего развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души; способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.
Краеведение и этнография в дополнительном образовании детей является одним из источников обогащения детей знаниям родного края, малой Родины, воспитания любви к ней. Эти отрасли раскрывают единство истории каждого города, села, деревни с историей, с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Краеведение – это не только познание края, но и способ освоения и сохранения исторического опыта воспитания на народных традициях. Этнография – историческая наука, изучающая культуру и быт народа, их происхождение, расселение, этническую историю и культурные взаимовлияния.
Занятия краеведением и этнографией повышают эрудицию, культурный уровень детей, способствует развитию навыков исследовательской и проектной деятельности.
Пояснительная записка
Данная программа составлена с учетом регионального компонента. Она сочетает в себе курсы истории, географии, биологии, этнографии, экологии.
Главная идея программы - развитие способностей творческого потенциала ребенка через приобщение к изучению родного края, посредством формирования навыков поисковой работы.
Цель программы
Воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край: его традиции, верования, памятники природы, истории, архитектуры, культуры и желающего принять активное участие в его развитии.
Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- ознакомить детей с историй и современной жизнью нашего села;
- дать школьникам основные знания об истории, о культурных, политических, экономических особенностях Республики Саха (Якутия);
- познакомить с людьми, прославившими родное село.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание чувства любви к малой Родине, бережное отношение к историческому наследию;
- формирование экологической культуры, самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
- развитие потребности к самостоятельному изучению истории края через исследовательскую деятельность.
Направления работы по реализации программы
Краеведение
Этнография
Экология
Туризм
ЗОЖ
Формы и методы обучения
Данная программа рассчитана на 1 год обучения детей 11-13 лет. В этом возрасте идет активный процесс формирования знаний, оценок, чувств, переживаний, развитие творческих способностей и интересов.
Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего родного края, осмысление своего места в нем, осознание своей ответственности за него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методов работы.