Светлана Самойлова
Пояснительная записка к рабочей программе «Ребенок и окружающий мир» подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
МБДОУ "Аленький цветочек" является детским садом компенсирующего вида с приоритетным осу-ществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии детей. В ДОУ функционирует 16 разнопрофильных групп : для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, для детей с задержкой психического развития и детей со сложным диагнозом, имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии.
Публикация «Пояснительная записка к рабочей программе „Ребенок и окружающий мир“ подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Подготовительную к школе группу № 8 посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата с такими основными диагнозами: сколиоз, плосковальгусные стопы и др. Основное требование к организации и проведению непосредственно-образовательной деятельности, предъявляемое воспитателю в этой группе – реализация в комплексе образовательных и коррекционных задач, которые сводятся к формированию навыков правильной осанки, укреплению мышечного корсета, развитию координацию движений, компенсации деформаций и восстановление сводов стопы; обязательное обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации любой деятельности, широкое использование игровых приемов обучения, моментов соревнования дидактических игр, с целью поддержки интереса к непосредственно образовательной деятельности.
Обязательным условием при проведении непосредственно-образовательной деятельности является формирование привычки соблюдения правил правильной осанки во время продуктивной деятельности. Программа предусматривает организацию образовательного процесса в ходе непосред-ственно-образовательной деятельности, используя групповую форму организации детей.
Рабочая программа по разделу «Ознакомление с окружающим» разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех»/ (Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова и др. ; научный руководитель А. Г. Асмолов; руководитель авторского коллектива Н. В. Федина)- М. : Просвещение, 2011 г.
Коррекционно-развивающее обучение строится в соответствии с требованиями «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида «Аленький цветочек» муниципального образования город Ноябрьск».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса и допол-нительной литературы:
Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. /под. ред. М. А. Васи-льевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой– -М:МОЗАИКА-Синтез, 2005
Г. Н. Данилина «Дошкольник об истории и культуре России» М. : Мозаика-Синтез, 2005 (методическое пособие).
Л. С. Журавлева «Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомление с окружающим миром для работы с детьми 5-7 лет» М. : Мозаика-Синтез, 2006 (методическое пособие).
О. А. Соломельникова «Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет» М. : Мозаика-СИНТЕЗ, 2008 (программа методических рекомендаций).
О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада» М. : Мозаика – Синтез, 2007 (методическое пособие).
Программа рассчитана на 72 часа в год (2 раза в неделю, длительность одного часа составляет 30 минут.
Программой предусмотрено проведение:
практических работ – 70 часа; итоговых – 2 часа
Содержание этой области направлено на развитие у детей познавательных интересов, интеллек-туального развития через решение следующих задач:
• способствовать проявлению и развитию индивидуальных познавательных интересов и потребно-стей;
• расширять представления детей о предметах, событиях и явлениях мира (природы и человека, выходящих за пределы непосредственного восприятия; закреплять и углублять социальные пред-ставления;
• упорядочивать и систематизировать накопленные сведения о мире, в том числе за счёт подбора различных основ классификации (например, из одного и того же набора конкретных растений (цветов) можно составить различные классификации: культурные и дикорастущие, вредные и полезные, цветы поля и луга и пр.);
• закреплять представления о различных источниках информации и приобщать к некоторым из них: человек, познавательная литература журналы, кино и видеопродукция, компьютер и пр.
Новизна данной рабочей программы заключается в том, что в ней представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе непосредственной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и в которой определены наиболее оптимальные и эффективные для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью формирования интегративных качеств, соответствующего федеральным государственным требованиям
В программу включены следующие задачи национально-регионального компонента:
• знать и называть животных, обитающих на Ямале: звери (горностай, песец, тюлень, морж, бурун-дук); птицы: (кулик, кедровка, глухарь, чайка, баклан); рыбы (ерш, окунь, щука, язь); рептилии (змея, живородящая ящерица, лягушка).
• различать и называть растения лесотундры по листьям, плодам, цветам: деревья (ель, сосна, кедр, осина, береза); кустарники (багульник, ива, карликовая береза); травянистые растения (пушица, хвощ, подорожник, ягель, мох, пижма); ягоды (черника, голубика, брусника, клюква, морошка); грибы (сыроежки, подберезовик, боровик. маховик).
• иметь представление о жизни и быте коренных народов Ямала: ненцы кочуют в тундре, значение оленя в жизни людей (кормит и одевает людей, отношение людей к природе, вещам.
• знать и называть природные богатства Ямала и их значение в жизни людей.
• иметь представления о труде людей по освоению Севера и истории Ноябрьска
Эти задачи включены в 48 часов непосредственно - образовательной деятельности, как ее часть Практически в каждом виде непосредственно образовательной деятельности планируется словарная ра-бота. В каждую форму непосредственно образовательной деятельности включен компонент дошкольного образовательного учреждения, направленный на реализацию коррекционно-развивающих задач:
продолжать знакомить детей о строении и функционировании важнейших органов костно-мышечной системы, способах профилактики нарушений в развитии опорно-двигательного аппа-рата
формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности
учить устанавливать связь между поведением и здоровьем.
Программа составлена с учётом принципа интеграции, где основные задачи образовательной обла-сти «Познание», решаются в ходе других областей общеобразовательной программы, а именно:
по задачам и содержанию психолого-педагогической работы по образовательным областям:
«Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о ЗОЖ, о способах укрепления и сохранения опорно-двигательного аппарата)
«Физическая культура» (формирование навыка сохранения и укрепления костно-мышечного ап-парата в процессе занятий физической культурой; формирование и закрепление ориентировки в про-странстве, временных, количественных представлений в подвижных играх и физических упражне-ниях).
«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представ-лений о строении костно-мышечного аппарата; о себе, семье, обществе, государстве, мире).
«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части пред-ставлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности).
«Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширении кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружаю-щего мира природы).
«Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми).
«Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства)
по средствам организации и оптимизации образовательного процесса по образовательным областям:
«Физическая культура» (использование подвижных игр и физических упражнений для реализации задач образовательной области «Познание»)
«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для форми-рования целостной картины мира).
«Музыка и «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, про-дуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Познание»)
Требования к результатам освоения ребенком раздела «Ознакомление с окружающим» образова-тельной области «Познание» представлены следующим образом:
По определению уровня развития представлений об окружающей действительности -
• Имеет обширные знания о своей стране, родном крае и его природных богатствах.
• Классифицирует и уверенно рассказывает о растениях сада, огорода, поля, различает их по внешнему виду и называет растения наиболее распространенные в данной местности. Знает и называет 6 видов комнатных растений. Способы ухода за ними, способы вегетативного размно-жения
• Самостоятельно без ошибок составляет рассказ о временах года, сезонных явлениях, обобща-ет характерные приметы каждого сезона., знает о зависимости изменений в живой природе от из-менений в неживой, об охране природы и правилах поведения на природе.
• Имеет обширные знания о домашних и диких животных, о зимующих и перелетных птицах, их сходстве, различиях, условиях жизни, среде обитания.
• Имеет представление о природных зонах, их растительном и животном мире.
Данные требования полностью соответствуют промежуточным и итоговым результатам освоения содержания раздела «Ознакомление с окружающим» образовательной области «Познание» общеобра-зовательной программы. Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, апрель, его результаты фик-сируются в таблице.