Кузина Валентина
Пояснительная записка к программе «Цветные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. То есть данная проблема не нова в плане её постановки. Но не нова она и в плане доказательства необходимости её решения уже в дошкольном возрасте. Общеизвестное выражение С. В. Михалкова «Все начинается с детства» применимо в данном случае. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение – одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие).
Публикация «Пояснительная записка к программе „Цветные ладошки“» размещена в разделах
Общепризнанна возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Тайна научного творчества с давних времен интересовала самих ученых, а художественного - поэтов, писателей, композиторов, актеров. Человечество, пытаясь понять творчество, по сути, пытается понять себя, пожалуй, самую главную сущностную характеристику человека. Что касается детского творчества, то понимание его столь же важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для понимания собственно зрелого творчества.
Исходя из выше сказанного, программа «Цветные ладошки», рассматривающая влияние нетрадиционных видов изодеятельности на развитие творческих способностей ребенка актуальна в данный момент.
Основная цель программы – развить нестандартное видение предметов и ситуаций в окружающей действительности.
Творческие способности будут развиваться, если учитывать следующие условия:
1. Создание многообразия и богатства впечатлений, получаемых детьми в дошкольном учреждении и дома, в процессе систематических наблюдений, восприятия произведений изобразительного искусства.
2. Развитие атмосферы творчества (создание состояния «разбуженности» чувств, воображения.)
3. Побуждение детей к художественному творчеству постановкой интересных, разнообразных творческих заданий.
4. Мотивация задания.
5. Учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
6. Создание эмоционально положительной обстановки в ходе художественно-продуктивной деятельности.
Задачи программы
1. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, радоваться красоте природы, окружающих предметов.
2. Формировать художественно-творческие способности детей 4-х лет средствами изобразительной деятельности.
3. Знакомить с техническими приёмами и способами изображения с использованием различных материалов;
4. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
5. Развивать творческие способности детей.
6. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.
7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Программа составлена на основе «Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, пособий: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» А. В. Никитиной, «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники» под ред. Р. Г. Казаковой, «Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года)» Янушко Е. А.
Программа предполагает проведение одной образовательной деятельности в неделю в первой половине дня для детей 4-х лет продолжительностью 20 мин.
Содержание программы носит развивающий характер. Образовательная деятельность проходит в форме игры, для обыгрывания определённого сюжета используются пальчиковые и подвижные игры, стихи, сказки, игрушечные персонажи. Дошкольники осваивают художественные приёмы, интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Изобразительная деятельность превращается в созидательный творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала – нетрадиционной изобразительной техники.
Нетрадиционная техника – это толчок к развитию творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Также привлекательны для детей и нетрадиционные техники работы с бумагой. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Детям младшего школьного возраста позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным. Например: какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
• рисование пальчиками;
• рисование ладошками.
• оттиск печатками из картофеля;
• оттиск штампами;
• тычок жесткой полусухой кистью.
• монотипия предметная;
• рисование ватными палочками;
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строится с учётом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.
Ожидаемый результат:
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
• активности и самостоятельности детей в изобразительной деятельности;
• развитию мелкой моторики рук;
• умению находить новые способы для художественного изображения;
• обострению тактильного восприятия;
• умению применять цвет как средство передачи состояния, характера образа;
• концентрации внимания;
• повышению уровня воображения и самооценки.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.