Екатерина Голубева
Проект «Картинная галерея» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Произведения искусства входят в жизнь современных детей с раннего возраста. Согласно Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из структурных единиц содержания программ дошкольного образования является область художественно-эстетического развития, которая «предполагает развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства», в том числе и изобразительного, «формирование элементарных представлений о видах искусства», самостоятельную творческую деятельность детей.
Темочки:
В связи с этим, нам необходимо использовать новые формы организации образовательного пространства, способствующие приобщению дошкольников к национальному и мировому художественному наследию; проектированию занятий, направленных на воспитание и развитие творческих способностей детей с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка.
Проект «Картинная галерея в детском саду» направлен на интеграцию репродукций произведений отечественных живописцев в развивающую предметно-пространственную среду образовательной организации с целью обогащения развития детей дошкольного возраста.
Цель проекта : развитие художественно-творческой активности детей дошкольного возраста на основе эстетического восприятия произведений живописи.
Задачи проекта :
Формировать устойчивый интерес дошкольников к искусству через знакомство с творчеством русских художников.
Способствовать познанию окружающего мира (быта, труда людей, природы) посредством знакомства с произведениями живописи.
Воспитывать различные чувства, закладывать основу представлений о нравственно-этическом идеале, учить видеть красоту произведений живописи и выражать свое эмоциональное отношение.
Срок реализации: 3 месяца (01.06.2024-31.08.2024)
Тип проекта : художественно-эстетический.
Вид проекта : творческий, познавательный, групповой, исследовательский
Участники проекта : дети дошкольного возраста, педагоги, родители.
Формы реализации проекта
Образовательные ситуации
Беседы
Продуктивная деятельность;
Познавательные беседы;
Рассматривание картин;
Виртуальные экскурсии
Взаимодействие с родителями.
Ожидаемый результат проекта
В результате развивающих занятий у дошкольников:
- формируются основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
- развиваются образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, проявляется эмоциональноценностное отношение к миру и художественный вкус;
- появляется готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности;
- проявляется художественная культура в ближайшем окружении (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в обществе);
- проявляется аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Этапы реализации проекта
1 этап - информационно-подготовительный
Постановка проблемы.
Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
Составление плана реализации проекта.
Определение содержания деятельности всех участников проекта.
Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
Создание дидактического и методического материала.
Опрос детей, с целью выявление знаний, проблемы.
Анкетирование родителей.
Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
2 этап-практический
Дидактические игры: «6 художников», «Собираем пазл», «Откуда деталь?», «Где картина, где скульптура?», «Восстанови картину», «Какие жанры используются?», «Узнай по описанию», «Лото», «Лишняя репродукция», «Кубики», «Живопись», «Сложи половинки»
Онлайн-челлендж «Повтори картину»
Творческие задания детям по искусству и созданию эстетической среды : «Рассмотрите картины и назовите их одним словом, Кто художник?», «Кто больше заметит и назовет», «Назовите, кому что нужно», «Назовите, кто это создал», «Составьте узор (резные картинки», «Подберем для каждого букета подходящую вазу», «Кукле на день рождения подарили картину. Где ее лучше повесить, как вы думаете?».
Выставка репродукций картин
Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия в картинную галерею», «Художник», «Выставка»
Просмотр развивающих мультфильмов тетушки совы о художниках и картинах.
Детские экскурсии для младших дошкольников в картинную галерею в детском саду
Посещение художественной галереи в детском саду и выездная экскурсия
Совместная деятельность с детьми:
Примерные темы
Содержание
«Где живет искусство?»
А где живут картины? Мы познакомим дошкольников с художественными музеями, картинными галереями, в том числе г. Перми. Дошкольники узнают, как называют мастеров изобразительного искусства и какими материалами они работают. Какого мастера называют «художник-живописец». Дать представление о мастерской. Дать понятие, что в живописи главное – цвет. Раскрыть понятия: музей, экскурсовод, экспонат и др.
Повторить правила поведения в музее.
«Сказки картинной галереи»
Занятия приглашают ребенка в волшебный фантастический мир, созданный художником. Игра в «Картинную галерею». Проводником по картинной галерее может служить волшебный клубочек.
«Если видишь на картине…. Жанры живописи»
Мы расскажем о главных жанрах живописи: портрете, пейзаже и натюрморте. Подсказкой нам послужит стихотворение А. Кушнера «Песня о картинах». Дошкольники по очереди примерят волшебные «очки профессора» и попробуют определить, к какому жанру принадлежит то или иное произведение. В ходе занятий мы познакомимся с картинами знаменитых художников и увидим, какими разными бывают портреты, пейзажи и натюрморты.
«Времена года»
Дошкольники познакомятся с шедеврами пейзажной живописи мастеров. Стихи русских поэтов помогут нам почувствовать настроение природы. Мы узнаем новое о повадках птиц и животных, изображенных на картинах. По картинам мы узнаем о сезонных занятиях людей. Иногда это будут истории о тяжелом труде и беспросветной жизни, иногда — о
минутах отдыха, веселых забав и семейного досуга.
«Зеркало души»
Занятие для развития эмоционального интеллекта ребенка. Потренируем дошкольников в умении читать характер и эмоции человека по его лицу.
Рассмотрим портреты, а также сюжетные картины, которые дают яркую эмоциональную характеристику героев и позволяют фантазировать о случившемся на картине.
«Каждый охотник желает знать… Загадка радуги»
Мы узнаем, что такое холодные и теплые цвета, какие цвета считаются с основными и почему, порассуждаем, почему художники выбрали тот или иной цвет для своих картин. «Очки профессора» в этот раз будут с цветными стеклами!
Итоговое мероприятие: семейное развлечение «Путешествие в художественную мастерскую»
3 этап- заключительный
1. Пополнение предметно-развивающей среды : обновленные экспозиции картинной галереи, настольно-печатные, дидактические игры по жанрам живописи и художникам.
2. Выставки детского творчества.
3. Электронная коллекция видеоматериалов «Сказки картинной галереи».
4. Наглядно-информационный материал для родителей.
5. Методический кейс по теме проекта.
6. Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов
Актуализировать опыт детей позволяет организация совместной с детьми деятельности по оформлению выставки, тематического альбома, ролевых игр по мотивам произведений и с использованием визуального ряда.
В процессе обогащения эстетического опыта детей следует использовать рассматривание разнообразных привлекательных объектов, направленное на развитие умений замечать проявления красоты, эстетически привлекательные предметы быта, предметного мира; эмоционально откликаться на проявление гармонии, яркие и контрастные цветовые сочетания, силуэты и формы, проявление изящности, точености и другие характеристики; ассоциировать со сказочными
персонажами, интересными характерами, образами.
На прогулке и повседневных ситуациях следует обращать внимание на необычные явления, предметы, поддерживать и стимулировать желание детей передавать впечатления в собственной деятельности и замечать «секреты» художников в отображении красоты мира.