Анна Евсеева
Опыт работы «Формирование функциональной математической грамотности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование функциональной математической грамотности у детей дошкольного возраста»
Одной из задач современного образования является - формирование функционально грамотных людей.
Функциональная грамотность – это, умение применять знания и навыки в
практических жизненных ситуациях. Одна из составляющих этого понятия
является математическая грамотность. Формирование элементаpных
математических представлений направлено на развитие важнейшей
cоставляющей личности ребенка – его интеллекта и интеллектуально -
творческих способностей, способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач с учетом возрастных способностей детей.
Формирование математической грамотности не должно быть скучным
занятием. Детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его
заинтересовало, удивило, обрадовало. Он вряд ли запомнит что-то не
интересное, даже если взрослые настаивают. Приобщение к этому предмету в
игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и
легче усваивать новую информацию.
Составляющие математической грамотности:
- умение находить и отбирать информацию;
- производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;
- интерпретировать, оценивать и анализировать данные.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игровых приемов. Только играя радостно и легко, раскрывает свои творческие способности ребенок, осваивает новые навыки и знания, развивает наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Формируя элементарные математические представления в детском саду, мы готовим ребенка к изучению математики в школе.
В своей педагогической работе я стараюсь использовать разнообразные методы и приёмы, которые активизируют учебную деятельность дошкольников, воспитывают у них активность, самостоятельность мышления, учат применять знания в процессе обучения.
В своей работе я использую:
• игровые проблемно-практические ситуации
• игровые упражнения
• дидактические игры
• игры – эксперименты
• игры – головоломки
• логические загадки
• математический КВН
• приход или встреча сказочного героя
• получение письма с просьбой о помощи, посылки и т. п
• внесение волшебного предмета
• моделирование – конструирование
• метод специально созданных ошибок.
Использую следующие формы организации детей:
• Индивидуальная
• Деятельность в малой подгруппе
(3-6 человек)
• Учебно — игровая деятельность
Работая в данном направлении, стараюсь вызывать у детей интерес к игровому занимательному материалу с помощью загадок, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок.
Я активно использую компьютерные технологии при ознакомлении детей с элементарными математическими представлениями. Компьютерные технологии использую в сочетании с традиционными методами, не заменяя обычные игры и образовательную деятельность, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Компьютерные математические игры помогают закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно; дают возможность научить ребенка применять полученные математические знания и представления в повседневной жизни.
Знакомя детей с цифрами и числами, я даю различные игры (это игры относятся к обучению детей счету в прямом и обратном порядке). Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Часто использую в своей работе игру «Изобрази цифру»: при работе в парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке цифры, а также выкладывать их из счётных палочек.
В разделе «Количество и счет», уместны следующие дидактические игры: «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше – меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?». Такие игры позволяют детям формировать навыки количественного счета, умение соотносить цифру и количество предметов, сравнивать количество предметов парных групп. Также использую палочки Кюизенера. Они предоставляют ребенку большие возможности для исследований: различения цвета, размера, количества, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, таких как число, отношение, порядок следования, счет, измерение, мерка и др.
В разделе «Геометрические фигуры» уместны игры, направленные на закрепление названий геометрических фигур, их признаков, умение различать формы и группировать фигуры по свойствам (цвет, форма, величина), также развивают логическое мышление, воображение, память.
При знакомстве с геометрическими фигурами дети любят играть в игры: «Найди пару», «Какой формы предмет?», «Закрой окошки в домиках», «Поезд геометрических фигур», «Подбери заплатку». Закрепляя знания о геометрических фигурах, использую игры: «Геометрическое лото», «Найди и назови», «Сложи фигуру», «Танграмм», «Сложи узор».
Очень часто использую в работе с детьми игры с палочками по типу «Составление геометрических фигур из счётных палочек». Сначала давала простые задания. Например, выложить узор по образцу, затем – выложить узор по памяти; а затем задание ещё усложнялось.
Знание геометрических фигур можно закрепить с дидактическим материалом «Блоки Дьенеша» в играх «Подбери по форме», «Найди все фигуры (блоки, как эта» (по цвету, размеру, форме, «Цепочка», «Угадай геометрическую фигуру по признакам», «Волшебный мешочек», можно научить детей решать логические задачи: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обобщать объекты по одному или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Для развития пространственных ориентировок у детей я подобрала такие упражнения: «Помоги Айболиту добраться до больного», «Найди нужный домик», «Покажи крошке Еноту дорогу домой», «Футбол».
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать умозаключения.
Существует множество игровых приемов и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у дошкольников. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Продолжи логическую цепочку», «Найди закономерность», «Игры Никитина», «Логические головоломки», «Какая фигура будет последней?», «Логический квадрат» и т. д. Так же использую логические игры: «Четвертый лишний?», «Что было сначала, что потом?», «Найди пару» и т. д.
Для развития наблюдательности у детей использую упражнения «Найди в рисунке отличия», «Чья тень?», «Чей,чья,чьё?» и т. п.
Для закрепления понятия «величина» использую серию картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького или от маленького до большого». Использую игры «Разложи фигуры от большего к меньшему», игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды, в конструкции которых заложен принцип учета величины.
Игры путешествие во времени, помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, времен года и времени суток, их последовательность: «Дни недели», «Времена суток», «Время года», «Двенадцать месяцев»
Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. В своей работе используем множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. В игровые комплексы обязательно включаем музыку, физкультурные минутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Обязательно проводим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.
Также применяем математические игры на прогулке, считаем и сравнивает предметы, птиц прилетевших на кормушку на площадке. С помощью игр дети учатся функционально использовать математические знания и умения в различных жизненных ситуациях.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что систематическая работа с детьми по формированию математической грамотности, развивает у дошкольников интерес к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, что безусловно является хорошим заделом для формирования функциональной грамотности в дальнейшем.
Используемая литература
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М. : Эксмо-Пресс, 2004. -512с.
3. Петерсон Л. Г. Игралочка – ступенька к школе. Методические рекомендации. – М. : ЮВЕНТА, 2011. - 320с.
2. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз – ступенька, Два – ступенька. Методические рекомендации. - М. : ЮВЕНТА,2006. – 256с.
Источник
https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-funkcionalnoi-matematicheskoi-gramotnosti-v-uslovijah-doshkolnogo-obrazovanija.html