Марина Буянкина
Пояснительная записка к дополнительно-образовательной программе «Читаем вместе по букварю Н. С. Жуковой»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте.
Публикация «Пояснительная записка к дополнительно-образовательной программе „Читаем вместе по букварю Н, С, Жуковой“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Сегодня в России, в результате огромного количества перемен в жизни общества, произошедших в последнее время, статус чтения, его роль, отношения к нему сильно изменились. Многие родители считают, что чтение – это не только задача по обучению детей элементарным навыкам. Чтение детей – это ключ к жизни в современном информационном пространстве.
1. Направленность программы.
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи.
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.
Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.
Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
2. Новизна программы.
Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков в области развития речи, необходимый для подготовки к школе.
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка.
3. Актуальность:
Актуальность данной программы состоит в том, что при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков в области развития речи, необходимый для подготовки к школе.
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка.
4. Отличительные особенности программы :
Отличительные особенности программы заключаются в том, что в ходе реализации программы дети знакомятся со следующими техниками: складывание букв в слоги, слоговое чтение, осмысленное чтение слов в предложении.
Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи, а основным содержанием – звуко - слоговой анализ слов. Работа по звуко - слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, обучению чтению, которая ведётся по всем направлениям.
5. Педагогическая целесообразность программы :
Раннее овладение приемами чтения обеспечит ребенку комфортное психологическое состояние при адаптации к школьному обучению, сформирует стойкий интерес к чтению, даст ему преимущество в овладении разными предметами; поспособствует росту и развитию его мозга в самый благоприятный возрастной период.
6. Цель программы :
Формирование элементарных навыков чтения группы детей с различным уровнем имеющихся у них на данный момент знаний и навыков: от не умеющих читать до читающих бегло целыми словами и слогами.
7. Задачи:
Образовательные задачи направлены на:
- обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами;
- закрепление умения проводить звуковой анализ;
- определение количества слова в предложении и составление предложений;
Развивающие задачи направлены на развитие:
- обогащение словарного запаса и развитию речи детей;
- развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления;
- развитие навыка чтения целыми словами и небольшими предложениями;
- сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению;
- легко и весело ввести ребенка в письменность;
Воспитательные задачи формируют:
- формирование интереса и любви к чтению;
-воспитание аккуратности, старательности, коммуникабельности, любознательности.
8. Возраст детей:
Программа рассчитана для детей подготовительной группы (6-7 лет)
9. Сроки реализации:
1 год
10. Режим занятий:
Занятия по программе проводятся 2 раз в неделю в течение учебного года. Длительность занятий 30 минут. Форма организации – подгрупповое занятие.
11. Планируемые результаты:
К концу года ребенок:
- достаточно отчетливо и ясно произносить слова;
- правильно произносить звуки и соотносить их с буквами;
- выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
- свободно читать слоги и трё хбуквенные слова, плавно читать по слогам;
- правильно согласовывать слова в предложении;
- понимать смысл прочитанного;
- составлять предложения с заданным словом, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом и т. п. ;
- ориентироваться на странице книги;
- правильно использовать предлоги.