Кристина Демидова
Подвижные игры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка дошкольного возраста, является ведущим видом деятельности в данный возрастной период, поэтому по праву может рассматриваться как главное средство развития и воспитания дошкольника. Особое место в системе игровой деятельности детей занимают подвижные игры. Подвижная игра – это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.
Публикация «Подвижные игры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Подвижная игра берёт своё начало в недрах народной педагогики. На начальном этапе подвижные игры возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована, правила взаимоотношений играющих складывались по общему договору участников игры. В процессе становления закрепились наиболее целесообразные игры, были сформированы правила.
Наряду с играми творческими, возникающими в самостоятельной двигательной деятельности детей («Салки», «Прятки», «Казаки – разбойники» и др., выделялись так называемые организованные, педагогически наиболее целесообразные подвижные игры с готовым зафиксированным содержанием и определенными правилами. Такие игры используются педагогами в воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений.
Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности. Систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество.
Исследователь Э. С. Степаненкова предлагает классифицировать подвижные игры на элементарные и сложные. Элементарные, в свою очередь, делятся на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы. К сложным относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). Элементарные игры нашли широкое применение в практике воспитания дошкольников, а сложные игры предлагаются детям в виде отдельных их элементов, либо игра проходит по упрощенным правилам.
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности.
Подвижная игра является средством развития основных физических качеств ребёнка, таких как ловкость, сила, быстрота, выносливость, глазомер, равновесие. Необходимо отметить, что одна подвижная игра может развивать сразу несколько физических качеств. Например, игра «Птички и кошка» (для детей 5-6 лет, когда дети запрыгивают на возвышенности от кошки, чтобы она их не поймала, развивает такие качества как ловкость, глазомер, быстрота, сила.
Помимо физических качеств в игре формируются такие личностные качества ребёнка как инициативность, решительность, взаимопомощь, сообразительность. Необходимость соблюдать правила игры формирует такие качества как выдержка и дисциплинированность.
Организуя игровую деятельность детей, важно учитывать их индивидуальные особенности. Индивидуальный подход должен помочь развить способности дошкольника, проявить их в движениях, наиболее соответствующих возможностям ребенка.
Подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют важный ресурс для формирования гармонически развитой, активной личности ребёнка - дошкольника.