анна чистоева
Подходы к изучению социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста в литературе
▼ Скачать + Заказать документы
В раннем детстве, как мы выявили ранее, ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей, одной из которых обостренная чувствительность к разлуке с матерью и страх новизны. В связи с этим, поступление в дошкольное образовательное учреждение может вызвать стрессовое состояние у ребенка. Поэтому педагогами и психологами были разработаны различные подходы по сопровождению ребенка в период адаптации к ДОУ.
Идея сопровождения возникла как практическое воплощение идеи гуманистического и личностно-ориентированного подхода к ребенку А. Маслоу и К. Роджерса.
Публикация «Подходы к изучению социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста в литературе» размещена в разделах
В психолого-педагогическом аспекте сопровождение рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. По мнению М. И. Рожкова социально-педагогическое сопровождение ребенка - это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ребенку понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие.
Исследуя вопрос проблему сопровождения детей раннего детства, мы не можем не согласиться с определением педагогической поддержки О. Г. Газмана. По его мнению, целью педагогической поддержки является помощь ребенку в нахождении собственных ресурсов в возникшей проблеме или в данном случае в процессе адаптации.
В отечественной педагогике принято считать, что сопровождение в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению, должен оказывать не только воспитатель, это процесс в который также задействованы родители. Согласно определению Е. Шиловой – сопровождение это обеспечение помощи детям в развитии за счет объединения разрозненных усилий специалистов: старшего воспитателя, психолога, педагогов, учителя-логопеда, медицинских работников, работающих в системе образования.
М. Р. Битянова считает, что сопровождение - это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.
Так, например, А. Л. Уманский, сделал вывод о том, что сущность сопровождения необходимо рассматривать и понимать в следующих значениях:
- как систему педагогических действий;
- как комплекс мер различного характера;
- как определенный процесс, имеющий конкретную цель и задачи;
- как педагогическую технологию.
В основе психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста лежит психологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования. Проблему осуществления развивающего обучения можно решить через четкое осознание закономерностей развития личности ребенка, его источников и движение.
Л. М. Шипицына своих научных работах заявляет, что в сопровождении нуждаются лишь те дети, которых можно отнести к группе риска. Она считает, что в образовательном учреждении необходимо создавать условия для выявления потенциальной и реальной «групп риска», то есть детей, находящихся под воздействием одного или нескольких факторов риска, и оказывать гарантированную помощь.
В. Е. Летуновой, были выделены группы детей, которые нуждаются в сопровождении, на основе выраженности тех или иных проблем:
1. Дети, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не имеющие проблемы в развитии в данный момент;
2. Дети, имеющие предпосылки (медико-биологические, социальные, психолого-педагогические, факторы риска) к возникновению тех или иных проблем в развитии;
3. Дети, имеющие проблемы в развитии на данный момент;
4. Дети, имеющие отклонения в развитии.
М. И. Рожков исследуя проблемы сопровождения детей подросткового возраста, выделил ряд этапов. На наш взгляд, данные этапы возможно применять при составление плана сопровождения детей в раннем возрасте в период адаптации к условиям ДОУ. Первый этап - проблематизации. Перед воспитателем стоит задача обнаружить проблему, выявить ее суть, причины возникновения, обнаружить противоречия. Второй этап обозначается, как поисково - вариативный и связан с поиском вариантов решения, здесь определяется степень участия взрослого в этом процессе, а также средства сопровождения. На третьем, практически-действенном, этапе совершаются совместно с детьми реальные действия, которые позволяют решить проблему
В методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513 / 16) говорится о том, что:
Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный или учебно-воспитательный процесс. Предметом деятельности - ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими, с самим собой.
Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются :
предупреждение возникновения проблем в развития ребенка при поступление в ДОУ;
помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
психологическое обеспечение образовательных программ;
развитие психолого-педагогической компетентности детей, родителей, педагогов.
В психолого-педагогической практике принято выделять такие направления сопровождения при работе с проблемами адаптации в раннем возрасте как профилактика и диагностика, индивидуальное консультирование, развивающая и коррекционная работа.
Профилактика позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в раннем возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей. Диагностика помогает отследить степень готовности ребенка к условиям ДОУ, изучить особенности межличностных отношений между ребенком и родителями, выявить психологическую готовность родителей отдать ребенка в дошкольное образовательное учреждение.
В коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, а в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.
Сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с традиционными видами деятельности реализуется такое комплексное направление как участие в разработке (проектирование) программ развития образовательных учреждений, а так же их психолого-педагогическое сопровождение.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.