Анна Рамазанова
Конспект ОД по речевому развитию «Подготовка к постановке звука [Ш]»
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАДАНИЮ ЛОГОПЕДА
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТЕМА: ПОДГОТОВКА К ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА «Ш».
ЗАДАЧИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ:
«Речевое развитие»
Создавать условия для подготовки речевой моторики и фонематического слуха к постановке звука «Ш».
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию „Подготовка к постановке звука [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Осуществлять поддержку при дифференциации на слух звука «Ш» из ряда других звуков, слогов, слов; дать правильную артикуляционную и акустическую характеристику звука.
Содействовать формированию целенаправленной воздушной струи, развитию кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса; совершенствованию кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов звуков как основы для артикуляционного уклада звука «Ш».
Вызывать стремление овладеть правильным звукопроизношением.
ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ИНТЕГРАЦИИ
«Физическое развитие» : способствовать развитию моторики кистей и пальцев рук.
«Художественно-эстетическое развитие» : мотивировать ребенка на выбор материалов и способов изображения овощей (фруктов).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Ребенок овладевает правильным артикуляционным укладом звука «Ш»; дифференцирует на слух звук «Ш» из ряда других звуков, слогов, слов; плавно переключаясь, с одного движения на другое, выполняет динамические движения кистями и пальцами рук; дает правильную артикуляционную и акустическую характеристику звука «Ш»; правильно подает целенаправленную воздушную струю.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ: индивидуальная.
ФОРМА РАБОТЫ: образовательная деятельность (по заданию учителя-логопеда).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседа на тему «Овощи и фрукты», рассматривание картинок с фруктами и овощами.
ОБОРУДОВАНИЕ: ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см; пособия для артикуляционной гимнастики; профиль артикуляции звука «ш»; набор опорных схем; настольное зеркало; картинки-символы неречевых звуков; муляжи овощей, фруктов; пособия на развитие мелкой моторики пальцев рук.
МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (введение в образовательную деятельность) :
Тимофей, попробуй отгадать загадку.
Лёгкий и воздушный,
Ветерку послушный.
В облаках летает,
А куда — не знает. (Шар).
Как ты думаешь, какая первая буква спряталась в этом слове?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (деятельностный этап) :
Пальчиковая гимнастика
1. Вырос у нас чесночок, (указательный)
Перец, томат, кабачок, (средний правая рука)
Тыква, капуста, картошка, (безымянный)
Лук и немножко горошка. (мизинец)
Овощи мы собирали, (мизинец)
Ими друзей угощали, (безымянный левая рука)
Квасили, ели, солили, (средний)
С дачи домой увозили. (указательный)
Прощай же на год, (большой палец левой руки)
Наш друг – огород! (большой палец правой руки)
2. На базар ходили мы, (мизинцы)
Много груш там и хурмы, (безымянные)
Есть лимоны, апельсины, (средние)
Дыни, сливы, мандарины, (указательные)
Но купили мы арбуз - (большие пальцы - в кулак)
Это самый вкусный груз! (а большой отводится вверх.)
- Тимофей, давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (предлагаю ребенку ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см). Держи шарик перед губами. - Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ. - А теперь держи шарик у носа. Улыбнись.
- Чтобы язык был сильным, правильно произносил все звуки, нужно каждый день выполнять артикуляционную гимнастику. Тимофей, давай поупражняем твой язык. - Посмотри на картинку. Что это? Правильно, трубочка. Давай, превратим твои губы в трубочку. Улыбнись, сомкни зубы, вытяни губы вперед. Умница! А теперь смотри в зеркало, держи трубочку под счет до 10. Артикуляционная гимнастика Двигательный образец; артикуляционный рассказ
- Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш».
- Покажи, где кончик, спинка, корень языка, нижние, верхние резцы, преграда. Хорошо!
- А это шина, послушай, как выходит воздух из проколотой шины: ш-ш-ш. На какие неречевые звуки еще похоже звучание «ш». Правильно, на шипение рассерженного гуся, шипение змеи, на шелест листьев. Послушай еще раз звук : ш-ш-ш. На что похожи губы при произнесении звука? Молодец! Найди карточку-символ «трубочка».
- А теперь, обрати внимание на положение языка при произнесении звука «ш». Найди карточку со стрелкой, направленной вверх. Умница!
- А сейчас поднеси тыльную сторону своей ладошки к моим губам, почувствуй, какой воздух выходит изо рта. Правильно, выдыхаемая воздушная струя теплая. Найди картинку-символ. - Давай поупражняем твой язычок. Сделай «чашечку», убери «чашечку» за верхние зубы, округли губы «трубочкой», подуй на язычок теплым воздухом. Замечательно, у тебя получилась песенка гуся! Давай поиграем с гусем. Произноси песенку гуся, пальчиком проследи дорожки к цыпленку, котёнку, мышонку.
- Давай поиграем в игру «Сад-огород». Назови муляжи. Скажи, где растут овощи, фрукты? Разложи муляжи на две группы: овощи – в огород, фрукты – в сад. Возьми муляж, назови. Где растет, груша? Что это? Куда положишь грушу? и т. д.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (рефлексивный этап)
- Какой ты молодец. Ты всё правильно выполнил. С тобой очень приятно работать. В конце нашего занятия я предлагаю тебе выбрать и нарисовать любой фрукт или овощ, в названии которого есть звук «Ш».
Ребенку предлагаются мелки, карандаши, пастель, краски.
Ребенок плавно входит в самостоятельную продуктивную деятельность. Изобразительная деятельность Лист бумаги Мотивировать ребенка на самостоятельный выбор материалов и способов изображения фрукта или овоща.