Наталья Шурупова
Подготовка и организация досугов, развлечений по театрализованной деятельности
▼ Скачать
Подготовка и организация досугов, развлечений по театрализованной деятельности.
Воспитатель высшей категории МБДОУ «ДС № 301 г. Челябинска»
Шурупова Н. Ф.
г. Челябинск 2024
Досуговая деятельность в ДОУ направлена на формирование здоровой, активной, гармонично развитой творческой личности.
Публикация «Подготовка и организация досугов, развлечений по театрализованной деятельности» размещена в разделах
Цель досуга и развлечений дошкольников — порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме получить дополнительные знания, привить детям нравственно-эстетические ценности, любовь к традициям и стремление к культурному отдыху.
Любой досуг способен выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие.
Задачи культурно-досуговой деятельности в детском саду :
• Образовательные Приобщение к различным видам искусства: музыке, танцу, театру, живописи и др. Создание положительной мотивации к активному познанию окружающей действительности
• Развивающие
Привлечение детей к подготовке мероприятий. Привлечение дошкольников к участию в играх-драматизациях, Формирование потребности к творчеству
• Воспитательные Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, чувства защищённости у каждого воспитанника. Воспитание умения коллективной работы, внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи.
Воспитание патриотических чувств.
Культурно-досуговая деятельность компенсирует рутину, безэмоциональные моменты в повседневности. Развлечения вызывают чувство радости у детей и неподдельный интерес. Вместе с тем появляется стимул к получению новой информации, а если ребёнок является участником развлекательного действия — совершенствуются и закрепляются практические умения и навыки, приобретённые во время занятий.
Развлечение – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада. Они являются яркими моментами в жизни детей:
• Радуют их
• Обогащают новыми, надолго запоминающимися впечатлениями
• Содействуют творческой активности
• Организации дружного коллектива
• Способствуют всестороннему развитию (дошкольники знакомятся с различными видами искусств и литературой, их лучшими образцами; возбуждают радостные чувства, повышают жизненный тонус; способствуют сплочению детей и взрослых, вызывают чувства доброжелательности, симпатии, доверия друг к другу; позволяют каждому ребёнку проявить свою индивидуальность и уверовать в свои возможности).
Интересным, увлекательным и актуальным направлением в культурно-досуговой деятельности в детском саду является театрализованная деятельность. Это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Формы проведения досугов и развлечений.
1. Концерт (могут быть приглашённые артисты или сами дети).
2. Кукольный театр – самый доступный, зрелищный и простой в организации вид развлечений.
3. Теневой театр. В нём играют куклы-силуэты. В подготовительной группе дети сами могут показать спектакль. Репертуар кукольного и теневого театров : народные сказки, маленькие рассказы, инсценировки песен.
4. Настольный театр игрушек. Используются игрушки или фигурки из картона, фанеры, бумаги. Чаще всего устраивают в младших группах по знакомым сказкам, потешкам, стихам. В старших группах представление устраивают сами дети.
5. Инсценирование на фланелеграфе. Можно использовать во всех группах. В старших – показывают дети.
6. Инсценировки, сценки (в старших группах сами дети).
7. Театрализованное представление. (готовится долго, с участием музыкального руководителя и воспитателя).
8. Зрелище (посещение театра, музея, цирка и т. д.).
Основные требования к организации театрализованных досугов :
• Содержательность и разнообразие тематики.
• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения досугов.
• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованных досугов и развлечений.
• Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
Для привлечения интереса детей к предстоящему мероприятию, активизации их любознательности используются различные приё мы мотивации:
• изучение наглядного материала:
рассматривание тематических плакатов,
картинок,
репродукций,
иллюстраций в книгах,
макетов,
мини-выставки в уголке познания;
• проведение познавательных и эвристических бесед;
• создание сюрпризных моментов;
• проведение дидактических и подвижных игр, включение в игровую ситуацию:
посещение группы сказочным персонажем,
воображаемое путешествие в фантастическую страну,
перенос в сказку (для исполнения игры-драматизации);
• зачитывание стихотворений, рассказов, малых фольклорных форм (частушки, прибаутки, загадки, пословицы и поговорки);
• использование ИКТ: просмотр презентаций с фото- и видеоматериалами, музыкальным сопровождением.
• свободное время в образовательном процессе в утреннее и вечернее время.
Проведение досугов должно быть систематичным и продуманным, осуществляться по календарно-тематическому планированию. Основой для подготовки и проведения театрализованных представлений является специально написанный к данному случаю сценарий. Он представляет собой не литературный монтаж, не набор сценок или куплетов, не чередование стихов, песен и прозы, а построенный по определенным правилам текст. Затем приступают к распределению ролей, подготовке к проведению самого спектакля, и выступление на сцене.
Работа над ролью строится следующим образом:
• Знакомство с инсценировкой (о чём она; какие события в ней главные);
Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки, выразительно читает текст произведения, привлекая детей к проговариванию строк, которые им запомнились; анализирует события, которые описаны в произведении. Формирует детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль;
• Знакомство с героями инсценировки (где они живут; как выглядит их дом; каковы их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношение друг с другом и т. п. ,
• Распределение ролей
Непосредственная работа над ролью:
- составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу внешнего вида действующих лиц, его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд и т. д.
- сочинение различных случаев из жизни героя, непредусмотренных инсценировкой;
- анализ придуманных поступков героя;
- работа над текстом (почему герой говорит так; о чём он говорит и думает в этот момент). Педагог должен помочь ребёнку понять, почувствовать всё то, что скрывается за словами текста, обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей;
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сцене, темпоритма исполнения, мимики, интонации. Педагог подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой щенок – весёлый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т. д.) Затем от изобразительного образа переходим к движениям («А как двигается твой герой или кукла?»). Педагог выясняет у каждого ребёнка, каков характер его героя. Как можно движениями передать это (например, смелые и решительные зайцы двигаются быстро и уверенным шагом с высоко поднятыми мордашками. Их плечи расправлены, лапы засунуты в карман и т. п.). От характеристики движений педагог переходит к характеристике речи персонажей. Работа так же может осуществляться по подгруппам. Вначале педагог, в зависимости от образа предлагает выбрать соответствующую интонацию, так же как и при выработке движений, подводит к обобщённым представлениям о характере речи образа в целом. Так, например, если зайцы смелые и решительные, то, наверное, они будут говорить громко, сопровождая свою речь жестами лап и т. д.
- подготовка театрального костюма; Вначале с помощью наводящих вопросов педагог подводит детей к пониманию того, что для накидки или костюма ребёнок сам выбирает цвета подходящие, соответствующие его точки зрения, его характеру. При этом очень важно избегать цветовых шаблонов (например, злой герой – цвета чёрные, добрый герой - светлые тона).
- создание образа с использованием грима.
Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.
Участие родителей ребёнка в этом процессе желательно. Родители должны знать, что в этом возрасте детям очень важны их советы и рекомендации.
Благодаря привлекательной театрализованной деятельности между детьми и родителями возникнет взаимопонимание и сохранится на долгие годы. Они обязательно должны обсуждать со своим ребёнком предстоящий спектакль, совершенствовать движения, отрабатывать интонации, доделывать костюм.
Итак, при подготовке театрализованного досуга необходимо предусмотреть:
-Составление сценария
- Разработку и изготовление костюмов,
- Изготовление реквизита (игровой реквизит всегда должен быть ярким, привлекающим внимание,
- праздничное оформление места проведения праздника, декораций,
- Изготовление (заказ) Афиш, объявлений, программок, буклетов, пригласительных билетов,
- Подобрать и записать необходимую фонограмму,
-репетиции отдельных номеров, сцен, эпизодов, сводные и генеральные репетиции
- заготовить необходимое количество призов,
- вымерять хронометраж каждого номера
-продумать работу с родителями.
Частота проведения культурно-досуговых мероприятий определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, охватом поставленных задач и широтой содержания праздника или забавы. Спортивные и творческие досуги проводятся 1–2 раза в месяц, физкультурные, музыкально-литературные, театрализованные праздники и концерты — 2–3 раза в год.
Продолжительность досугов и развлечений зависит от возраста и индивидуальных особенностей дошкольников: в младших и средней группах — 25–30 минут; в старшей и подготовительной группах — 45–50 минут.