Светлана Фомичёва
Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО
Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада. Праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.
Публикация «Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2018
Подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса. Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы — всё это утомляет, расхолаживает воспитанников, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.
Этапы работы над праздником:
I этап – предварительное планирование.
II этап – работа над сценарием.
III этап – предварительное знакомство детей с праздником.
IV этап – репетиции.
V этап – проведение праздника.
VI этап – подведение итогов.
VII этап – последействие праздника.
I. В конце года проводится собрание специалистов (музыкальные руководители, воспитатель по физической культуре, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников и устанавливаются сроки их проведения.
II. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику.
Создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал.
В праздник включается как можно больше игр, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже умениях и навыках.
III. Когда сценарий готов, детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было.
После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети и т. д.) и что будут делать сами дети.
На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают.
Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи взрослых будет двигаться.
IV. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, группы и т. д, изготовлению аксессуаров к костюмам.
На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы.
Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.
V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенное и украшенное место проведения полно зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.
VI. Это подведение итогов.
Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача взрослых на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать» к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки.
Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи взрослых выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.
Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на пед. совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.
VII. Последействие праздника.
На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках, фотографиях, видеозаписях и т. д.
Воспитатели должны быть активными участниками праздника. Они могут спеть песню, прочитать рассказ, сказку или стихотворение, исполнить пляску.
Особой теплотой и непосредственностью отличаются те праздничные дни, в которых принимали участие родители.
РОЛЬ ВЕДУЩЕГО НА ПРАЗДНИКЕ
Роль ведущего очень ответственна.
Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями.
От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы.
Действия ведущего должны согласовываться с действиями воспитателей и праздничных персонажей (например, с Дедом Морозом).
Ведущий должен хорошо знать детей.
Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей.
Роль ведущего сложная и многогранная. Он должен знать весь сценарий, читать наизусть все тексты, песни, пляски, игры детей, уметь организовать детей, собрать их внимание, управлять настроением детской аудитории, проявлять выдумку, находчивость и остроумие и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.
Перед утренником ведущий должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.
На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно.
Очень оживляет речь ведущего уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям, гостям (например: Вы не видели как наши малыши пляшут с платочками?»)
На утреннике надо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не только сообщает какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее.
Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).
Необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения - поблагодарить гостя (взрослый персонаж, попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником, предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен сценарием другой вариант) т. е. встать друг за другом или парами и выйти под музыку, а не бежать к родителям
Следует помнить и о времени проведения праздников. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин. И репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.
1. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.
2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т. д.
3. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т. д.
5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
7. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.
8. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.
9. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
10. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).
11. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).
Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Он поет и танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы).
Костюмы для праздника берутся воспитателями заблаговременно, чтобы была возможность все проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали.
Если родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родители должны принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их, иначе на празднике может случиться, что резинки на шапочках петрушек - порвутся, атрибуты сломаются и пр.
Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель стремиться закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. Дети повторяют полюбившиеся танцы, песни, действия отдельных персонажей. Можно так же провести закрепляющее музыкальное занятие (оставить оформление праздника, детали костюмов, атрибуты для игр и предложить вспомнить, что им понравилось, обменяться впечатлениями. Некоторые выступления можно повторить 2-3 раза со сменой исполнителей). Можно выступить с праздничными номерами перед детьми младших групп.
Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников: помочь в украшении помещения, оформления стенной газеты, изготовлении костюмов, в исполнении небольших ролей или чтении стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми.
Вывод:
На всех этапах подготовки и проведения праздников и развлечений необходимо тесное взаимодействие взрослых, ведущего, педагогов, музыкального руководителя, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности, возникающими в процессе подготовки к празднику.
Праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей.