Егорова Елена
Подготовка детей к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ
Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует прежде всего понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом.
Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б. Г. Ананьев).
Публикация «Подготовка детей к обучению грамоте» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду : развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.
Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы.
Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи – взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. С одной стороны, совершенствование речевых умений и навыков составляет условие последующего осознания явлений языка, с другой – сознательное оперирование языком, его элементами не изолировано от развития практических умений и навыков. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей. Таким образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи в детском саду и подготовкой к обучению грамоте.
Русское письмо – звуко-буквенное. Оно точно и тонко передает звуковой состав языка и требует другого механизма чтения: процесс перекодировки в нем обеспечивается звуко-буквенным анализом слов. Поэтому и психологический механизм чтения изменяется: начальный этап чтения есть процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Здесь обучающийся читать действует со звуковой стороной языка и без правильного воссоздания звуковой формы слова не может понять читаемое.
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха.
Ориентировка в звуковой стороне слова имеет более широкое значение, чем просто подготовка к усвоению начал грамоты. Д. Б. Эльконин считал, что от того, как ребенку будут открыты звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии.
Исторический аспект.
К началу 70-х гг. в программе осталась только подготовка к обучению грамоте. Вместе с тем все это время не прекращались исследования по разработке методики для дошкольников. Коллективом научных сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН (Л. Е. Журова, Н. С. Баренцева, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская) была создана методика обучения чтению детей 5 – 6 лет на основе системы Д. Б. Эльконина.
Результаты этих исследований нашли отражение в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (М., 1984).
Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше.
Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».
В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т. е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).
У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (рррак, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.
В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.
Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам, т. е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте.
Задачей работы в детском саду является формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов.
Выполнение этой задачи облегчает то, что слог является произносительной и словообразующей единицей речи. Вместе с тем умения слогового анализа формируются не сразу, поскольку они, так же как и анализ предложения, предполагают сложные умственные действия. Дело осложняется и тем, что при обучении слоговому делению слов детей необходимо познакомить с ударением, которое не существует отдельно от слогов. Лингвисты называют слог физическим носителем ударения. Благодаря ударению слово воспринимается как звуковое единство.
Умение слышать и выделять ударный слог необходимо не только для подготовки к обучению чтению и письму, но и для усвоения орфоэпических норм, повышения общей речевой культуры, для последующего изучения родного языка в школе.
В методике обучения грамоте детально разработана последовательность работы по членению слов на слоги. В первую очередь необходимо познакомить детей с термином «слог» (на первых порах употребляется выражение «часть слова», поскольку дети смешивают понятия «слог» и «слово»). Если со словами слово, звук, предложение лети часто встречаются в процессе повседневного общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений в ходе обучения разным сторонам речи, то слово слог им совсем не известно.
На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса). Целесообразно создавать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги («Девочка заблудилась в лесу, и ее звали громко: Ма-ша! Ма-ша! Мальчики гуляли и заигрались, мама их звала домой: Са-ша! Во-ва!»). Детям предлагают повторить, как звали ребят. Таким образом они приходят к выводу, что слова произносятся не сразу, а по частям.
Умение определять ударение в слове закрепляют в разнообразных упражнениях: графическое изображение ударного слога в разных словах; придумывание слов по заданной схеме (с указанием ударного слога); произнесение слов в разном темпе и с разной силой голоса; классификация картинок, в названиях которых ударение стоит на первом, втором, третьем слоге.
В процессе ознакомления со звуковым строением слова необходимо сделать звучащее слово объектом специального наблюдения и анализа.
Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания ребенка. Он замечает особенности произношения других людей, приводит конкретные примеры неправильного произношения, замечает разницу в отдельных звуках. Однако самостоятельно разложить слова на звуки не умеет. Это объясняется тем, что в повседневном общении задача анализа звуковой стороны слова перед детьми не встает. Ее необходимо решать только в связи с обучением грамоте.
В исследованиях Ф. А. Сохина, Л. Е. Журовой и их учеников разработана последовательность формирования у детей ориентировки в звуковой форме слова.
Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается еще в младших и средней группах, когда в процессе воспитания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых играх они учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают значение слова звук. Все это позволяет обратить внимание детей на звуковую форму слова. Данная работа продолжается затем и в старших группах. Для этого используют разнообразные методические приемы, направленные на выделение звука и осознание его смыслоразличительной роли: произношение слов с интонационным выделением звуков; вслушивание в звучание разных слов (длинные, короткие); выделение часто повторяющихся слов и звуков в потешках, песенках, стихах; сравнение слов-синонимов (врач – доктор, веселый – радостный: смысл слов близкий, а звучание разное); сравнение многозначных слов, омонимов (иголка; ключ – звучание одинаковое, а смысл разный). Ознакомление со звуковой и смысловой стороной слова помогает формированию представлений о слове как единице языка и является основой для последующего обучения анализу его звуковой структуры.
Подводить детей к звуковому анализу начинают в средней группе. Этот этап рассматривается как пропедевтический (подготовительный) в последующем обучении звуковому анализу, а затем и чтению. Методика работы с детьми пятого года жизни исследовалась Н. В. Дуровой.
Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных звуков, т. е. научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова – с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. (Протяженное произнесение отдельных звуков – хорошо известный в школьной методике способ. Л. Е. Журова ввела его в обучение по системе Д. Б. Эльконина.) При нормальном произнесении слов в повседневном общении такая задача не ставится. Поэтому ребенка нужно специально научить особому протяжному произнесению звука, интонационному выделению его (дддом, кккот). При этом слово следует произносить слитно – нельзя отрывать один звук от другого. В данном случае артикуляция начинает играть особую роль, выполнять функцию ориентировки в слове.
Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра – шшш, насоса – ссс, их произношения, обнаружения звука («песенки») в произносимых взрослым (с интонационным выделением звука) словах. Для этого подбирают слова, которые можно произносить протяжно (с шипящими, сонорными согласными). Далее детям предлагают назвать картинки, игрушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар, кошшшка, карандашшш; «песенка» жука – жжжук, ножжжницы. При таком произнесении становится понятно, что звуки в слове следуют один за другим.
Исследователи подчеркивают, что необходимо добиваться усвоения обобщенного способа выделения любых звуков в словах, а не выделения какого-либо определенного звука.
Постепенно вместо слова песенка начинает употребляться слово звук. Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с», «Назови слова».
Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук – в начале, середине или конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Сначала специально подбираются картинки и игрушки, в названии которых есть данный звук, что облегчает выбор слова. В процессе восприятия наглядного материала и произнесения слов дети продолжают осваивать способ интонационного выделения звука. Постепенно они овладевают умением самостоятельно, без опоры на наглядный материал, называть слова с определенным звуком. Это умение закрепляется в разнообразных играх (методика организации игр описана в указанной выше методической литературе).
Следующий этап работы – формирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук.
Детям предлагаются для интонационного выделения не только твердые согласные звуки, но и мягкие: пппетух (п SSS, кккит (к SSS). Объяснение мягкости и твердости звуков дается в игровой форме: парные фонемы (м–м / с–с SSS) называют «братцами»; твердые фонемы – «сердитыми», мягкие – «добрыми» (рекомендации Л. Е. Журовой); другой вариант ( СНОСКА: Спецкурс: Обучение дошкольников грамоте/Под ред. Н. В. Дуровой. – М., 1994) – большими и маленькими «братцами»). Для ознакомления детей с этими названиями и способами выделения твердых и мягких звуков создаются игровые ситуации, например вносят две одинаковые куклы с разным выражением лица, одетые в разные костюмчики. Одна кукла – мальчик с сердитым нахмуренным лицом – одета в синий костюмчик, другая – улыбающийся мальчик в зеленом костюмчике. Дети должны определить первый звук в названии картинки и в зависимости от его твердости или мягкости отдать картинку той или иной кукле. Впоследствии, уже в старшей группе, после ряда таких игр дети легко усваивают действие замещения мягких согласных звуков зелеными фишками, а твердых согласных – синими.)
Одно из пособий – табло – линейка большого размера (4 на 10 см) с рядом окошек-квадратов и с передвигающейся планкой того же цветового тона, на конце которой нарисован синий квадрат – «звук». При протяженном произнесении педагогом первого звука в слове планка передвигается так, чтобы в первом окошке появился нарисованный на конце синий квадрат («звук»). Квадрат находится там до тех пор, пока звучит первый звук.
При начале произнесения второго звука синий квадрат исчезает в первом окошке и появляется во втором и т. д. Когда звучание слова прекращается, квадрат («звук») исчезает совсем. Таким образом, дети одновременно слышат протяженное произнесение и следят за последовательным появлением и исчезновением «звуков» в окошках линейки.
Второе пособие – специально изготовленный прибор, в котором в соответствии с последовательным и медленным произнесением звуков поочередно загораются и гаснут синие лампочки. Таким образом детей знакомят с динамикой и линейностью слов, демонстрируют им слово как последовательность звуков.
Другая форма демонстрации «динамики» слова – когда окошки в линейке последовательно заполняются «звуками». Появившийся в окошке квадрат – «звук» не исчезает после того, как открывается следующее окошко. (Аналогично во втором пособии лампочки не гаснут, а последовательно загораются) Эта форма демонстрации динамики слова подводит детей к схеме слова, которой им предстоит в дальнейшем пользоваться при освоении звукового анализа.
В старшей группе ставится задача формирования у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ. Напомним, что звуковой анализ слов в современной методике понимается как: 1) выяснение порядка следования фонем в слове; 2) установление различительной функции фонем; 3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку (Д. Б. Эльконин). Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий). Звуковой анализ помогает раскрыть перед ребенком «основной принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены в определенной последовательности» ( СНОСКА: Эльконин Д. Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению//Вопросы психологии учебной деятельности школьников. - М., 1962. С. 31).
Методику формирования звукового анализа разработал Д. Б. Эльконин на основе теории П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Применительно к дошкольному возрасту методику адаптировала Л. Е. Журова. Действие звукового анализа рассматривается как особое умственное действие, формирование которого проходит ряд этапов, как и любое умственное действие ( СНОСКА: Подробнее принципы методики даны в статье: Журова Л. Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста//Сенсорное воспитание дошкольников/Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. – М. ,1963).
На первом этапе детей учат определять порядок, последовательность фонем. С этой целью используется не только уже освоенный ими способ интонационного выделения звуков. Дошкольники не могут, опираясь только на произнесение, устанавливать порядок следования звуков. Поэтому Д. Б. Эльконин предложил моделирование структуры слова в виде картинки-схемы его звукового состава. На картинке изображается предмет, слово-название которого должно быть проанализировано. Под картинкой дается графическая схема звукового состава, представляющая собой горизонтальный ряд клеток по числу фонем. Кроме картинки с графической схемой звукового состава, дети получают несколько одноцветных фишек (одинаковые кусочки картона, пластмассовые пластинки, кружки нейтрального цвета – серые, белые, которыми должна последовательно заполняться схема на основе последовательного выделения звуков данного слова.
Картинка и схема позволяют наглядно показать слово в предметном плане. Схема подсказывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков. А фишки являются заместителями (символами) звуков.
Сначала для анализа предлагаются слова из трех звуков: мак, сыр, дом, кит, кот, шар, лук, жук, дым, нос, рак. После их анализа рекомендуется вводить в обучение различение гласных и согласных звуков. На примере одного из проанализированных слов выделяется гласный звук (его можно выкрикнуть; когда его произносят, ничего «не мешает» во рту – ни губы, ни зубы, ни язык). Дети находят гласные звуки во всех ранее проанализированных словах и обозначают их фишками красного цвета.
В дальнейшем детей знакомят с согласными звуками (их нельзя ни выкрикнуть, ни пропеть, их произнесению всегда что-то «мешает»). Дети называют с опорой на картинку и схему согласные звуки в проанализированных ранее словах. Если они уже хорошо умеют различать твердые и мягкие звуки («братцы», то сразу вводятся названия «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Для их обозначения (замещения) на схеме используются фишки синего и зеленого цвета. Фишки нейтрального цвета убирают совсем.
После ознакомления с согласными и гласными звуками переходят к анализу слов из четырех звуков. Авторы методики предлагают следующие слова: пила, луна, рыба, лиса, сани, мыло, гуси, бусы. Дети легко справляются с их анализом. Усложнение происходит за счет сравнения слов, звуковых игр. (Дети выполняют роль гласных и согласных звуков. Например: «Подойди ко мне, первый гласный звук, а теперь второй согласный» и т. д. ; игра «Назови слова» – дети называют слова с определенным звуком, слова, которые начинаются, например, с третьего звука слова роза; дети называют слова по моделям (схемам) их звукового состава; игра «Угадай-ка» и др.) Картинки-схемы заменяют только схемами слов, полосками бумаги без рисунков.
Следующий этап работы – обучение вычленению ударного звука. Сначала дети выделяют ударный слог (методика раскрыта в предыдущем параграфе). В процессе звукового анализа слов ребенок точно фиксирует на схеме место ударения. Для этого используется фишка другого (черного) цвета.
В конце обучения детям предлагают слова из пяти звуков типа слива, замок, мишка, мушка. Постепенно отпадает необходимость в схеме звукового состава, остаются только фишки, с помощью которых дети составляют слова на столах. Итак, дети овладевают звуковым анализом слов.
К концу года они должны уметь анализировать любое предложенное слово; различать гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки; свободно ориентироваться в звуковой структуре слова; подбирать слова по предложенным моделям.
Таким образом, звуковой анализ проходит в своем формировании следующие стадии: интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку-схему и фишки; дифференциация гласных и согласных фонем; установление места ударения в слове; дифференциация согласных фонем по твердости и мягкости (в дальнейшем – по глухости и звонкости) и моделирование основных фонематических отношений в слове; проведение звукового анализа без опоры на наглядность – графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. Полный звуковой анализ осуществляется в уме (во внутреннем плане).
На протяжении всего периода обучения дети выполняют различные задания, закрепляющие их представления о звуковом строении слова и умение производить звуковой анализ: определить место звука в слове; подобрать слова с заданным звуком; определить первый и последний звук в слове; определить последовательность звуков в слове; сравнить звуковое строение слов, состоящих из одних и тех же звуков (сон – нос, кот – ток); сравнить звуковое строение слов, различающихся одним звуком (мак – рак, дым – дом) (это помогает уяснить смыслоразличительную роль фонемы); варианты игры «Живые звуки»; дидактические игры ( СНОСКА: Интересные игры описаны в упоминавшемся пособии Г. А. Тумаковой, а также в кн. : Тумакова Г. А., Максаков А. И. Учите, играя. – М., 1983); компьютерные игры на звуковой анализ.
Главные задачи подготовки руки и глаза к письму в подготовительной к школе группе детского сада таковы:
Развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки.
Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона, левая сторона; верхняя, нижняя линейка, клеточка).
Ознакомление с правилами письма: пишут слева на право; последовательно заполняют страницу, сохраняя одинаковую величину элементов, равное расстояние между ними.
Большое значение имеет изобразительная деятельность, способствующая развитию мелких мышц руки, предплечья, координации (согласованности) движений, нужных при письме.
Полезны дидактические упражнения для развития ловкости в пальцах, применяющиеся в педагогической системе М. Монтессори.
Целесообразно проводить и специально подобранные подготовительные упражнения : обводку и штриховку геометрических фигур, контурных изображений овощей, фруктов, грибов, листьев; рисование предметов, напоминающих элементы букв (флажки, кружки, огурец, удочка и др.); рисование бордюров, состоящих из углов, квадратов, кружков, полуовалов, петель, прямых линий, линий с закруглением вверху и внизу и др. в границах строчки.
Рекомендуются и такие упражнения, как проведение тонких больших штрихов, представляющих собой дуги, от одного края тетради до другого (для развития кисти руки); проведение тонких наклонных штрихов сверху вниз, а также овалов, восьмерок (для развития пальцев руки).
В процессе этих упражнений обращается внимание на развитие глазомера и точности зрительного восприятия, пространственных ориентировок на листе тетради, соблюдение гигиенических правил при письме.