Чижевская Елена Владимировна
Поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и их взаимодействие в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействие детей друг с другом в разных видах деятельности.
Доброжелательность - это одна из главных черт гармоничных отношений с людьми.
Публикация «Поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и их взаимодействие в разных видах деятельности» размещена в разделах
В требованиях к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования отмечено: «Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности».
Перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск новых форм и методов работы с детьми.
Пересмотрев подходы к организации обучения детей в соответствии с ФГОС ДО, педагог так организовывает свою работу, что именно в форме игры проходит вся образовательная деятельность. Именно через игру решаются все образовательные задачи.
Исходя из поставленной цели мы определили ряд задач:
- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;
- формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость,
справедливость, коллективизм;
- воспитание заботливого отношения к малышам, уважительного отношения к
пожилым людям.
Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у
дошкольников являются:
- создание эмоционально-положительного климата в группе;
- моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям
проявлять добрые чувства к окружающим.
Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Поэтому педагогами в первую очередь используются естественно возникающие ситуации, например, связанные с приходом в группу сотрудников детского сада и их общением. Обращают внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждают их так же общаться между собой. Для выявления характера взаимоотношений, складывающихся между детьми, в группе используем метод наблюдения и социометрию. Применение метода наблюдения позволяет нам увидеть конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях.
При наблюдении за детскими взаимоотношениями педагог обращает
внимание на показатели поведения детей:
• инициативность отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;
• чувствительность к воздействиям сверстника отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения;
• преобладающий эмоциональный фон проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.
Воспитатель отмечает наличие данных показателей и степень их выраженности в индивидуальном протоколе.
Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, педагоги используют все доступные формы и методы работы:
1. В работе с детьми:
• дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры в Центре игры «Город мастеров»;
• непосредственно образовательная деятельность;
• моделирование и анализ заданных ситуаций;
• сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
• беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;
• рассматривание картин и иллюстраций;
• решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;
• организация выставок детского творчества;
• метод проектов;
• традиции и др.
2. В работе с родителями:
• консультации;
• беседы из серии «Что делать если….»;
• родительские собрания;
• информационные стенды, папки-передвижки;
• создание памяток, буклетов;
• выставки;
• семинары - практикумы, мастер-классы;
• тематические гостиные, вечера
• совместные развлечения, досуги;
• конкурсы детского и детско-взрослого творчества;
• анкетирование, тестирование и др.
Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь внимание ребенка к страданиям другого человека, способствует появлению отклика - сострадания, побуждает ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи.
В беседах с детьми воспитатели часто используют пословицы и поговорки - кладезь народной мудрости, естественным образом воспитывающие в духе доброты и милосердия, например:
- Конечно, путник плох незрячий, но бессердечный плох тем паче.
- Доброе слово лучше мягкого пирога.
- Любить друга - любить себя, и др.
В связи с этим педагоги часто используют художественную литературу как средство развития доброжелательности, обращают особое внимание на отбор произведений. (В. В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»; ненецкие сказки «Айога», «Три сына»; А. В. Осеева «Добрые слова», стихи А. Кузнецова «Подружки»; Е. Серова «Нехорошая история»; Е. Благинина «Подарок»; сказка «Как светлячок друга искал» и др.)
Для приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям, воспитателями широко используются все виды фольклора.
Тематическое распределение произведений для чтения детям на организованных видах деятельности позволяет педагогу проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. При этом используется повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей.
Воспитатели ДОУ придерживаются личностно-ориентированного подхода к детям, где каждый ребенок - личность, а все вместе - дружный коллектив. Освоить ценности коллектива ребенку помогают традиции, которые способствуют чувству сопричастности к сообществу людей, помогают прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия.
Таким образом, системная работа ДОУ по формированию доброжелательных отношений у старших дошкольников, сотрудничество ДОУ и семьи таит в себе огромные возможности и большой воспитательный потенциал. С одной стороны - опыт общения со значимыми взрослыми, с другой стороны - опыт общения в коллективе сверстников, создают благоприятные возможности для социального развития ребенка и формирования у него гуманного и доброжелательного отношения к сверстникам. Тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса (родителями и педагогами, их умелое руководство развитием социальной компетентности дошкольника, формированием его нравственности - важное и необходимое условие для воспитания разносторонне развитой, творческой, гуманной личности.