Приложение МААМ

Подборка игр для детей по снятию тревожности и психоэмоционального напряжения

Анна Гололобова
Подборка игр для детей по снятию тревожности и психоэмоционального напряжения
▼ Скачать + Заказать документы

1. Игра «Братья»

Цель. Обучение преодолению боязливости, тревожности, снятие эмоционального напряжения.

Игровой материал. Картинки с изображением 2 детей (один - сильный, смелый, другой - слабый, боязливый). Изображение злого дракона.

Описание игры.

Взрослый предлагает детям следующий сюжет: «Жили - были два брата — Миша и Саша. Миша был сильный, смелый и никогда не унывал (воспитатель показывает изображение первого брата, сам пытается «превратиться» в него, просит детей повторить за собой, а Саша всего боялся, плакал и часто не знал, что делать (воспитатель показывает второго брата, «превращаясь» в него, просит детей повторить). Братья очень дружили и всегда были вместе (взрослый побуждает детей показать, как это бывает). Но вот однажды на их страну напал злой дракон. Он отнял у людей всю еду (взрослый показывает иллюстрацию дракона, потом дети вместе с воспитателем изображают злого дракона, «летают, по комнате). Тогда Миша решил прогнать этого дракона. Собрался он, попрощался с родителями, братом и друзьями, сел на коня и уехал. (Дети и воспитатель изображают прощание с семьей). Саша хотел поехать с братом, но очень боялся, поэтому остался дома (воспитатель вместе с детьми изображает боязливого брата).

Публикация «Подборка игр для детей по снятию тревожности и психоэмоционального напряжения» размещена в разделах

Прошло много времени, и от Миши не было никаких известий. Тогда родители послали Сашу выручать брата и прогонять дракона. Саша долго плакал, но делать нечего - собрался он, сел на коня и отправился в путь. (Ребята уже сами показывают, как Саша плакал, сел на коня и медленно поехал). Приехал Саша к пещере дракона. Смотрит, а дракон превратил Мишу в камень (ребята изображают камень). Испугался Саша, хотел уже убежать (дети изображают испуг, но тут появился Добрый волшебник.»

Воспитатель предлагает детям следующие вопросы:

- Что произошло дальше?

- Что сделал Саша?

После того, как ребята предложат свои варианты окончания сказки, выбирается лучший, и проводится беседа об особенностях братьев, присущих им черт характера.

2. Упражнение «Рисунок»

Цель. Снижение уровня тревожности. Воспитание положительных взаимоотношений со взрослым.

Игровой материал. Лист белой бумаги, карандаши.

Описание игры.

Упражнение проводится с тревожным, необщительным ребенком. В начале проведения упражнения воспитатель спрашивает у ребенка, играл ли он когда-нибудь в рисунки, и при этом начинает рисовать и одновременно комментировать. Со словами: «Нарисуем- ка домик», — он рисует квадрат, а в нем два квадратика поменьше (окна) и прямоугольник посередине (дверь). «Это - обычный домик, с двумя окнами, крышей и трубами» (треугольник - крыша, два прямоугольника — трубы).

«В этом домике жил мальчик (девочка)». Далее педагог обращается к ребенку: «Как звали этого мальчика (девочку?». Если ребенок не отвечает, воспитатель говорит сам и обращается к ребенку, чтобы тот подтвердил. Для примера возьмем имя Паша.

«Паша жил в доме со своими родителями. Однажды они купили ему щенка».

Взрослый обращается к ребенку: «Как же Паша назвал щенка?». Ребенок может предложить какую-нибудь кличку. Если он этого не делает, педагог сам ее предлагает. «Назовем его Рексом. Однажды Паша вернулся из садика и не нашел дома Рекса. Он вышел на улицу поискать собаку». Взрослый проводит прямую линию от двери вниз.

Затем он обращается к ребенку: «Как ты думаешь, нашел Паша там свою собачку?». Если ребенок отвечает «нет» или молчит, педагог продолжает рассказ. Если ребенок отвечает «да», взрослый говорит: «Подойдя к собачке, Паша увидел, что она только похожа на Рекса, но это не Рекс. Паша стал дальше искать Рекса». Взрослый проводит несколько линий до тех пор, пока не получится что-то похожее на четыре лапы, и тогда говорит: «Паша вспомнил, что Рекс любит гулять в парке и пошел туда». При этом нужно провести линию немного вверх, а затем в сторону, чтобы было похоже на хвост. «Паша ходил по парку (завитушка на хвосте, но так и не нашел Рекса. И тогда он пошел домой».

Здесь педагог спрашивает, какое настроение было у Паши, как быстро он шел домой, что делал по дороге. Затем взрослый проводит горизонтальную линию влево и соединяет парк (хвост) и дом (голова собаки). В итоге должен получиться рисунок, похожий на собаку.

Затем воспитатель спрашивает: «Что случилось с нашим рисунком?». Если ребенок отвечает, взрослый завязывает с ним разговор. Если он молчит, то воспитателю самому нужно сказать, что рисунок превратился в собачку. Затем можно предложить ребенку порисовать самому.

3. Упражнение «Рвем бумагу»

Цель. Снижение эмоционального напряжения, состояния тревоги, обучение умению выражать свои эмоции.

Игровой материал. Старые газеты.

Описание игры.

Упражнение проводится с одним ребенком. В начале игры педагог может, не объясняя правил, просто предложить ребенку рвать бумагу. Затем он сам берет газету и начинает ее рвать и бросать кусочки в центр стола, говоря при этом ребенку, что размер кусочков не важен. Если ребенок не подключается сразу к работе, его нельзя заставлять. Педагог может встать спиной к ребенку, делая вид, что не замечает его. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре стола становится большой, взрослый предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывать по комнате.

Можно также делать кучки и прыгать на них, обсыпать кусочками друг друга или подбрасывать кусочки горстями вверх.

Педагог может предложить родителям тревожного ребенка провести такую игру дома.

4. Игра «Очень злая бабушка»

Цель. Снижение уровня тревожности. Воспитание смелости.

Игровой материал. Изображение злой Бабы-Яги, злого волка.

Описание игры.

Воспитатель предлагает детям другой вариант сюжета сказки о двух братьях: «Жили себе Миша и Саша и бед не знали (воспитатель вместе с детьми показывает, как дружили братья, веселились, играли). Как вдруг в их стране появилась злая бабушка Яга (воспитатель показывает картинку с

изображением Бабы-Яги. ребята «превращаются» в нее).

Она заманила обманом прекрасную принцессу и заточила у себя в замке. Миша и Саша сели на своих коней и отправились выручать принцессу (ребята показывают, как братья садятся на коней и скачут выручать принцессу).

Приехали они к замку, как вдруг на них набросился злой- презлой огромный волк, который охранял замок (воспитатель показывает изображение злого волка, а дети «превращаются» в него). Саша очень испугался (ребята показывают испуг, но тут опять появился Добрый волшебник.»

Воспитатель просит детей ответить на вопросы :

- Что произошло дальше?

- Что сделал Миша?

- Что сделал Саша?

После ответов на вопросы выбирается лучший сюжет для продолжения сказки.

5. Упражнение «Построй башню»

Цель. Снижение уровня тревожности Овладение навыками самоконтроля, выработка уверенности в своих силах.

Игровой материал. Секундомер, фишки, принадлежности для рисования, кубики.

Описание игры.

Игра проводится с одним ребенком. Воспитатель предлагает ребенку выполнить одну из двух задач: построить из кубиков башню или раскрасить сделанное по трафарету изображение. Начиная игру с секундомером, педагог говорит: «Сейчас я тебе дам 10 фишек. Вот кубики, тебе за 10 минут нужно построить башню. Если ты будешь отвлекаться, то не успеешь. При этом каждый раз, как только ты отвлечешься, начнешь разговаривать, задавать мне вопросы или заниматься чем-нибудь другим, ты будешь отдавать мне по одной фишке. Если же ты справишься с заданием за 10 минут, я дам тебе еще 10 фишек. Когда наберешь 30 фишек, ты выиграешь и получишь приз».

Усложнение упражнения состоит в том, что после нескольких занятий (когда ребенок научится не отвлекаться) педагог во время выполнения задания нарочно отвлекает ребенка. При этом, последнему дается инструкция не обращать на взрослого внимание. Последующие возможные усложнения игры связаны с увеличением времени выполнения задания на 5 минут.

6. Игра «Мы лепим»

Цель. Снятие или ослабление эмоционального и физического напряжения. Вырабатывание у ребенка уверенности в своих силах

Игровой материал. Пластичный материал (глина, тесто, пластилин). Набор формочек (позволяющих отразить разнообразные эмоционально значимые темы, скалка, различные изобразительные и поделочные предметы (камушки, перья, зубочистки, карандаши, стеки, молоток, пластмассовый нож).

Описание игры.

Вначале педагог дает возможность детям изучить свойства предоставленного им материала, поиграть с ним. При этом воспитатель может также играть с материалом. Как правило, вначале дети некоторое время играют с материалом и предметами, изучая их свойства. Затем дети

переходят к основному этапу работы — созданию определенных образов. Работа каждого ребенка с материалом индивидуальна, поэтому воспитателю нужно вести себя достаточно чутко и осторожно, чтобы выбрать оптимальный момент для того, чтобы вмешаться в процесс детского творчества.

Существуют два основных способа работы детей с материалом :

1. Создание единичных символических образов.

2. Создание набора фигур или изображений, которые используются для ролевой игры.

Во время проведения игры воспитатель следит за работой детей, стараясь не вмешиваться, помогает только тогда, когда его просят.

В конце игры все работы обсуждаются. В дальнейшем можно с некоторыми фигурками поиграть в ролевую игру.

7. Игра «Спрятанные проблемы»

Цель. Снятие эмоционального напряжения, тревожности. Обучение умению проявлять свои чувства через рисунок,

Игровой материал. Пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка, фломастеры, бумага.

Описание игры.

Упражнение проводится с одним ребенком. Воспитатель проделывает в крышке ящика или коробки отверстие так, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги. Затем ребенку предлагается нарисовать то, что или кто его тревожит (пугает, рассказать об этом педагогу, а потом бросить в «почтовый ящик», т. е. спрятать проблему. Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, затем дунуть на чистый листочек («вложить» в него проблему) и «спрятать» ее в «почтовом ящике».

После этого воспитатель спрашивает, что он хочет сделать с содержимым ящика. Если ребенок затрудняется с ответом, педагогу нужно предложить различные варианты: выбросить, порвать, смять, сжечь и т. д.

8. Упражнение «Невербальное общение»

Цель: Снятие эмоционального напряжения, тренировка навыков образного выразительного сообщения, развитие способностей к групповому творчеству.

Игровой материал. Нет

Описание игры. Все участники становятся по кругу (спиной в круг). «Пусть кто-нибудь из вас задумает любой предмет, который мы будем без слов передавать по кругу. Предмет должен быть таким, который в реальности можно передавать друг другу». Педагог ждет, пока возникнет идея предмета, просит участника, задумавшего предмет, не называть его вслух и дает ему время подготовиться к передаче.

Ход упражнения:

Педагог сообщает, что сейчас первый участник передаст свой предмет соседу слева. При этом он, а затем и все мы не должны пользоваться речью, то есть молчать. А тот, кому предмет передается, должен только с помощью жестов и мимики понять, какой предмет он получил. Получивший предмет, в свою очередь, передает его своему соседу слева и т. д. Таким образом, предмет будет двигаться по кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к тому, кто его послал первый раз. К этому моменту все участники будут стоять лицом в круг, так как каждый, передав предмет, может повернуться лицом в круг.

После того как предмет возвратится к отправителю, педагог, двигаясь от последнего, но теперь уже по часовой стрелке (в обратном направлении, спрашивает всех по очереди, что каждый получал, а что передавал.

9. Игра "Зайки и слоники"

Цель. Снятие чувства тревожности, помочь ощутить себя смелым и сильным, повысить самооценку ребенка.

Игровой материал.

Описание. игры.

Для работы с тревожными и застенчивыми детьми. Можно играть вдвоем или в группе из нескольких человек. Сначала педагог предлагает детям превратиться в зайчишек-трусишек. Педагог стимулирует действия детей словами : «Как зайчик боится? Что он делает, когда ему страшно? Зайчик - трусишка дрожит, сжимается в комочек, пытается стать еще меньше и незаметнее (дети показывают, как боится зайчик, как он дрожит). «Как зайчик прячется, когда слышит чьи-то шаги, видит лису или волка?»

После этого производим вместе с детьми волшебное превращение.

Вариант№1.

Детям предлагается поиграть в превращение из трусливого зайчишки в смелого зайца. Зайцу надоело всего бояться и он решил стать смелым. Руки упираем в бока, с каждым шагом зайка называет один предмет, которого он теперь не боится: «Не боюсь лису! Не боюсь волка! Не боюсь темноты! Не боюсь собаки!» Каждый раз, в конце добавляйте что-то новое, какие-то неприятные для ребенка ситуации.

Вариант№2.

Трусливые зайчики превращаются в сильных, больших, могучих слонов. Пусть дети станут слонами и покажут: как ходит сильный и большой слон. Какой он спокойный и бесстрашный. Ребятам следует рассказать, что если слоны встречают людей, они не прячутся, как зайцы, а общаются с ними и спокойно идут дальше. Следует предложить детям поиграть во встречу слона и человека. Можно разнообразить игру, предложив поиграть во встречу бесстрашного слона и волка, тигра и т. п.

После игры, обсудите с детьми: кем им понравилось быть зайками или слонами? Почему?

Если ребенок тревожный, застенчивый, пугливый следует почаще перевоплощаться в спокойных, величественных слонов. Это поможет выработать новый навык поведения, снимет лишнюю тревожност

10. Упражнение «Пещера страхов»

Цель. Снятие эмоционального напряжения, чувства страха и тревожности.

Игровой материал. Эскиз «пещера страхов». Цветные карандаши (краски, фломастеры). «Коробка радости» с атрибутами.

Описание игры.

Часть 1. Рисунок.

Для группы детей выносится для рассмотрения эскиз рисунка «пещера страхов». Предложить детям поселить в этой пещере свои страхи и тревоги. Дать ребятам подумать над тем, как они представляют себе свой страх, свои тревоги. Затем организовать для детей возможность нарисовать свои переживания на бумаге. Когда рисунок закончен, детям предлагается рассказать об изображенных образах и эмоциональных переживаниях в процессе рисования.

Стимулирующие вопросы:

-Кто/что это?

-Почему он/они страшные?

-Кого он/они пугают? Как?

-Что ты чувствовал, когда рисовал? Что вспоминал? О чем думал?

-Почему выбрал эти цвета, линии?

Дальше детям предлагается сложить все свои рисунки с тревогами и страхами в пещеру страха и запечатать ее. А сами страхи и тревоги изобразить пантомимическими и мимическими средствами.

На последнем этапе вынести для детей «коробку радости», в которой находятся всевозможные веселые атрибуты (клоунские носы, цветные банты, ленты и т. д.). У детей возникает возможность нарядиться во всё это и рассмешить свои страх и тревоги, исполнив танец под задорную музыку.

Публикации по теме:

Конспект занятия по снятию эмоционального напряжения «Экскурсия в страну настроения» для детей 5–6 летКонспект занятия по снятию эмоционального напряжения «Экскурсия в страну настроения» для детей 5–6 лет Конспект занятия педагога-психолога по снятию эмоционального напряжения. Тема: «Экскурсия в страну настроения» для детей 5-6 лет. Конспект.

Мастер-класс для воспитателей «Снятие психоэмоционального напряжения у дошкольников» Одной из важных проблем в работе с детьми - сохранение психического здоровья. Для этого необходима сбалансированность положительных и отрицательных.

Подборка дидактических игр «Моя станица»Подборка дидактических игр «Моя станица» Дидактическая игра «Моя станица» Возраст детей: 5 - 7 лет Игровая задача: назови и расскажи о предприятиях и организациях нашей станицы.

Подборка игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей старшего возраста, по лексическим темам Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики. Старшая группа Сентябрь 3я неделя. Тема «Человек и его части тела. Умывальные принадлежности.».

Подборка игр для развития общения и нравственно-волевых качеств младших дошкольников Игры, развивающие общение младших дошкольников. С кем я подружился Возраст: 3-5 лет. Цель игры: развитие навыков неречевой коммуникации.

Подборка коммуникативных игр на сплочение детского коллектива Подборка подготовлена методистом Ивановой М. Г. Коммуникативные игры. Данные игры помогут педагогу сплотить детский коллектив, а также.

Подборка пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста по теме «Весна» Подборка пальчиковых игр по теме "Весна" «Пришла весна» Стучат всё громче дятлы, Синички стали петь. (Ладони сомкнуты “ковшом”, поднимаем.

Подборка веселых игр для дошкольников "Жмурки с колокольчиком"! Материал: колокольчик, повязка для глаз. Ход игры: Двое детей-"жмурки",им завязывают глаза. Другому ребёнку дается.

Подборка пальчиковых игр на тему «Овощи и фрукты» для второй младшей группы При подготовке программы занятий в дошкольных учреждениях образования следует учитывать возрастные особенности обучающихся. Для детей в.

Конспект индивидуального занятия по снятию психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста Скорая помощь капризному ребенкуКонспект индивидуального занятия по снятию психоэмоционального напряжения у ребенка младшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подборка игр для детей по снятию тревожности и психоэмоционального напряжения
Опубликовано: 28 октября 2017 в 01:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подборка игр для детей по снятию тревожности и психоэмоционального напряжения» (включая файлы) размещена пользователем Анна Гололобова (УИ 500391) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД