Мария Касаткина
Подбор игр и упражнений по развитию пространственного восприятия для профилактики дисграфии и дислексии
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14» комбинированного вида
Подбор игр и упражнений
по развитию пространственного восприятия
для профилактики дисграфии и дислексии.
Выполнила:
Учитель-логопед
Касаткина Мария Сергеевна
Вязники
2017
ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ
Публикация «Подбор игр и упражнений по развитию пространственного восприятия для профилактики дисграфии и дислексии» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Программой обучения предусмотрены специальные занятия по развитию речи, по формированию произношения и обучению грамоте. Именно в эти занятия и включаются упражнения, направленные на развитие зрительно – пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, памяти, восприятия, внимания, мышления т. д. с целью предупреждения возникновения дислексии и дисграфии.
С целью профилактики нарушений письма и чтения у дошкольников на занятиях по произношению и обучению грамоте проводится систематическая работа по:
1. Развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях:
а) развитие анализа предложения;
б) развитие слогового анализа и синтеза;
в) формирование фонематического анализа и синтеза;
2. Развитию пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти в следующих направлениях:
а) развитие зрительного восприятия и узнавания;
б) уточнение и расширение объема зрительной памяти;
в) формирование пространственного восприятия и представлений;
г) развитие зрительного анализа и синтеза;
3. Развитию внимания, памяти, мышления;
4. Развитию понимания прочитанных: слов, предложений, текста.
При изучении букв на занятиях используются следующие игры и задания:
1. "Найди букву". Ребенок должен найти букву среди других на карточке, газетных заголовках и т. д.
2. "На что похожа буква?"
3. Определение правильно и неправильно написанных букв.
4. Называние букв, перечеркнутых дополнительными линиями.
5. Называние букв, наложенных друг на друга.
6. Дописывание букв.
7. Обведение контура букв, выполненного пунктиром.
8. Реконструирование букв:
а) добавлением элементов;
б) убавление;
в) изменение пространственного расположения элементов ( например: из буквы т получить букву г);
9. Нахождение нужных букв с закрытыми глазами (используются буквы магнитной азбуки).
10. Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счетных палочек.
11. Изготовление буквы из проволоки, семечек, гороха, гречки и т. д.
12. Письмо буквы в воздухе, пальцем на ладони, спине, колене.
13. Письмо буквы на запотевшем стекле, на песке…
14. Ниткография. Изображение буквы с помощью толстой шерстяной нитки или веревочки на куске фланели.
На занятиях можно использовать стихотворения о буквах (С. Маршака, С. Михалкова, А. Потаповой) с последующим заучиванием.
Для закрепления зрительных образов букв буквы соотносились с каким-либо сходным по форме предметом: "о" - с обручем, "з" - со змеей и т. д.
С первого периода обучения начинается работа по развитию у детей внимания, слуховой и зрительной памяти, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве. С целью развития памяти предлагаются следующие игры и задания:
1. "Запомни, назови". Ребенку предлагалось запомнить слоги или слова.
2. "Найди картинки". В ряду картинок ребенок находил те, которые называл логопед.
3. Запоминание 3–5 фигур, букв или цифр, а затем отыскивание их среди других (7–10).
4. Раскладывание 3–4-х картинок в той же последовательности, в какой они предъявлялись.
5. Раскладывание по памяти букв, цифр или фигур в предъявленной последовательности.
6. "Чего не стало?". На столе раскладывались 5–6 игрушек, затем одна убиралась, дети отгадывали, какая игрушка исчезла.
7. "Что изменилось?". Раскладывался ряд картинок, некоторые из них незаметно менялись местами, дети определяли, что изменилось.
Задания и игры для развития зрительного восприятия :
1. Называние контурных изображений предметов.
2. Игра "Чей силуэт?". Называние недорисованных контурных изображений предметов.
3. "Найди ошибки художника".
4. Выделение контурных изображений, наложенных друг на друга.
5. Распределение изображенных предметов по величине.
6. "Лужайки". Детям предлагаются "лужайки" разного цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета. Дается задание положить картинки на свои "лужайки".
7. "Геометрическое лото". Детям предлагается разложить на большой карте, в центре которой нарисована геометрическая фигура, картинки с изображением различных предметов.
8. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.
9. Составление разрезанных на части картинок.
10. Нахождение различий в двух картинках.
11. Дорисовывание симметричных изображений.
Формирование пространственного восприятия и представлений начинается с работы по дифференциации правых и левых частей тела.
1. Показывание и называние руки, которой надо есть, писать, рисовать и т. д.
2. Показывание левой руки.
3. Поднимание то левой, то правой руки, показывание карандаша левой, правой рукой и т. д.
4. Показывание левой рукой правого глаза, уха, ноги, правой рукой - левого глаза, ухa, ноги.
Формирование ориентировки в окружающем пространстве можно начинать с определения пространственных соотношений предметов, находящихся рядом с ребенком. Детям предлагается определить, какой предмет находится справа, а какой слева от них. Затем дети выполняют разные действия, например, положить карандаш справа или слева от себя и т. п.
Далее предлагается отвечать на такие, например, вопросы : "Где находится шкаф, окно, дверь?" и т. п.
Далее работа ведется над определением пространственных соотношений между 2–3-мя предметами или изображениями. Сначала нами уточнялось расположение двух предметов, затем предлагалось выполнить, например, такие действия: взять правой рукой тетрадь и положить ее около правой руки; взять левой рукой книгу и положить ее около левой руки. После выполнения задания дети отвечают на вопросы : "Где находится книга, справа или слева от тетради?". В работе также используются игры и задания:
1. "Домик". Детям предлагается нарисованный домик, дается задание дополнить рисунок, например, справа от него нарисовать забор, а слева – дерево.
2. Раскладывание на демонстрационном полотне по инструкции картинок слева или справа, например, от елки и т. д.
3. Определение места соседа по отношению к себе.
4. Графический диктант. Детям дается задание: нарисовать точку, слева от нее - круг, справа - треугольник, ниже точки – крестик.
5. "Коврик для куклы", Детям предлагается сделать коврики, украшенные геометрическим орнаментом по инструкции, например: в середине большой круг, сверху 4 квадрата, снизу 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника.
Виды игр и заданий по закреплению функции фонематического анализа:
1. "Угадай, какой звук потерялся?" (по картинкам)
2. Узнай названия домашних животных (может быть посуда, фрукты по следующим буквам ОТ,. ОЗА,. ЫК,. ОРОВА.
3. Вставить пропущенные буквы в данном слове.
4. Какие слова можно составить из букв следующих слов: ствол (стол, вол, картина (тина, кит, танк и т. д.).
5. "Цепочка слов". От одного слова образовать цепочку слов, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего (дом – мак – кот – топор – рот - тарелка).
6. Игра в кубик. Дети бросают кубик. Их задача - придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.
7. Ребусы. Убирая или прибавляя буквы, ребенок из одного слова делает другое (кит - кот, лампа - лапа, стол - ствол).
8. "Угадай имя". Из названий картинок выделить первый звук, назвать полученное слово ( например: ива, рот, аист - Ира).
9. Придумать слово к графическим схемам.
10. Разложить картинки под графическими схемами.
Закрепление операций слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий и игр:
1. Определить количество слогов в названных словах - поднять соответствующую цифру.
2. Игра "Домики". Дети раскладывают картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов.
3. Игра "Поезд". Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1,2,3. В первом вагоне нужно разместить слова-картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех.
4. Игра "Зашифрованное слово". Выделить первый слог из названий картинок, объединить слоги в слово ( например: мама, шина, Надя - машина).
5. Определить пропущенный слог в названии картинок.
6. "Угадай, кто к нам пришел?" Заранее готовятся игрушки, дети - угадывают их по слогам, данным в беспорядке ( например: ка - миш, ка - зай, са - ли).
7. Определить слово или предложение, произнесенное по слогам.
8. Выделить из предложений слова, которые состоят из двух, трех слогов.
9. По сюжетной картинке назвать слова из 1,2,3 слогов.
10. "Магнитофон". Дети "записывают" слова на магнитофон, называя их по слогам.
11. "Телеграф". Ребенок или педагог отстукивали слоговую структуру слова, дети отгадывали, что это за слово (по картинкам).
Большое внимание нужно уделять работе над предложением.
Задания:
1. Составить графическую схему предложения.
2. Придумать по графической схеме предложение.
3. Определить место слова в предложении (какое по счету).
4. Поднять карточку с цифрой, соответствующей количеству слов.
5. Составить из двух предложений одно.
Игры и задания для формирования осмысленного чтения на занятиях по обучению грамоте:
1. Прочитать слово и показать соответствующую картинку.
2. Прочитать слово и ответить на вопрос.
3. Объяснить значение прочитанного слова.
4. Подобрать родственные слова к прочитанному слову.
5. Прочитать название животного, подобрать названия его детенышей.
6. "Фанты". После чтения ребенок выполняет задание, которое указано в фанте.
7. "Письма". Прочитав свое письмо, ребенок отвечает на вопросы или рассказывает содержание письма.
8. "Словесное лото". Ребенок читает слово и закрывает им картинку на большом листе с изображениями предметов.
9. "Магазин". Ребенок читает название товаров и развешивает их под соответствующими предметами или картинками.
10. "Собери в дорогу друга". Дети читают слова в записке и собирают предметы, необходимые другу, зайчику и т. д.
11. Прочитать предложение, текст и показать соответствующую картинку.
12. "Придумай начало сказки".
13. "Придумай конец сказки".
Игры и упражнения, направленные на развитие мышления и внимания :
1. "4-й лишний". Среди 4-х предложенных картинок дети убирают одну, не подходящую к остальным.
2. Отгадывание загадок.
3. "Назови одним словом". Например: свекла, огурец, помидор – овощи.
4. "Найди девятое". Предлагаются карточки, в которых в двух рядах нарисовано по три предмета, а в третьем только два. Дети должны догадаться, какой предмет должен быть в третьем ряду.
5. "Угадай по описанию". Дети угадывают по описанию спрятанную игрушку.
6. "Бывает – не бывает". Водящий, бросая мяч, произносит фразу ( например: "Волк на де-реве сидит"). Игрок ловит мяч, если эта фраза справедлива, не ловит - если этого не бывает.
7. "Кто кем будет". Дети отвечают на вопросы взрослого кем или чем будет, например, цыпленок, мальчик, семечко, лужа и т. д.
8. Разрезные картинки.
9. "Угадай, что за предмет" (по части картинки).
10. Раскладывание картинок по стопкам. Например: что мы едим, что одеваем, с чем играем…
11. Головоломки.
12. "Куда спряталась кукла?" Отыскивание игрушки с помощью плана.
13. "Собери бусы", Детям предлагается нанизать, раскрасить бусинки, различающиеся цветом или формой (3–10 элементов).
14. "Телеграфист". Дети учились отстукивать ритм по образцу.
15. "Зарядка". После демонстрации ребенок изображает упражнения в определенном порядке.
16. "Подумай, назови". Детям предлагается назвать по порядку времена года, дни недели, месяцы и т. д.
17. "Продолжи ряд". Дети учатся продолжать ряд картинок, фигурок, значков, сохраняя принцип чередования.