Лучший педагог года

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со звуком и буквой Ч»

Наталья Анатольевна Закаляпина
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со звуком и буквой Ч»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание

1. Уточнить артикуляцию звука «Ч».

2. Упражнять детей в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

3. Учить заканчивать слово одним звуком или одним слогом

4. Упражнять детей в умении делить слова на слоги, работать со схемами

5. Развитие мелкой моторики с помощью карандашей-штампов.

6. Закрепить образ буквы «Ч».

. Оборудование:

Индивидуальные зеркала, панно букв, кукла Манечка, медведь и медвежонок, мяч, схемы слов, карандаши-штампы, гуашь.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Знакомство со звуком и буквой Ч“» размещена в разделах

Предварительная работа: упражнение в делении слов на слоги, игры с буквами

Ход занятия.

Разминка для ума:

Воспитатель загадывает загадки:

Два крыла и двое рожек,

У него три пары ножек.

Не кусает, не грозит –

Раздражающе жужжит.

Кто это? (жук).

Если хорошо заточен

Всё легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свёклу, мясо

Рыбу, яблоки и масло.

Что это такое? (Нож).

В отгадках мы слышим звук, с которым мы познакомились на прошлом занятии. Назовите его. (Звук «Ж»).

Игра с мячом «Закончи предложение» Нужно подобрать слова со звуком «ж», обозначающие действия

Ножом хлеб …. (режут)

Лошадь громко ….(ржёт)

Весенний ручеёк весело …. (журчит)

Несчастного человека нужно ….(пожалеть)

Взял предмет, на место его…. (положи)

Пирожки на сковороде мама …. (жарит)

По дорожке дети могут быстро ….(бежать)

В огороде будем картошку … (сажать)

Вдень рождения здоровья….(желают)

Автобус приходится долго….(ждать).

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с новым звуком, а каким, догадайтесь сами. В слове «чайник» этот звук слово начинает, а в слове «грач» - заканчивает. (Выставляются картинки). Это звук»Ч».

Артикуляция звука (зеркала) : губы округлены, выдвинуты вперёд, зубы сближены. широкий кончик языка упирается в нёбо. Воздух выходит толчками.

На какие группы делятся звуки? (Гласные, согласные). Какие звуки мы называем гласными? (Которые произносятся без преград). Какие звуки относятся к согласным? (Встречают преграду при произнесении). Каким будет звук «Ч»? (Согласным). У этого звука нет брата- близнеца, он всегда произносится мягко.

Послушайте, какая история однажды произошла с девочкой, которую звали Манечка. (Кукла, декорация леса). На поляночке возле леса девочка Манечка собирала грибочки. Вдруг, откуда ни возьмись, появился большой лохматый медведь и спрашивает он грозным голосом: «Что ты делаешь в моих владениях?». «Грибочки собираю для мамочки и папочки». «Кто тебе разрешил! Вот заберу тебя к себе в берлогу, будешь ухаживать за моим сыночком.». Так и сделал. Посадил Манечку себе на плечи и понёс к берлоге. А Манечка умная была девочка, стала она дорогу отмечать, бросать предметы, которые у неё были. Если вы закончите слово звуком «Ч», то узнаете, какие предметы это были.

Клю…

Кала…

Обру…

Мя…

Дорога была длинной и Манечка стала бросать предметы, которые у неё остались. Если вы докончите слово слогом «чек», то узнаете, какими предметами Манечка отмечала дорогу.

Плато…

Фарту…

Носо…

Крючо…

Поясо….

Дошёл медведь до берлоги. А в берлоге медвежонок маленький сидит, ревёт, есть просит. Жалко стало Манечке маленького Мишку. Замесила она тесто, печь истопила и испекла вкусные пирожки. Наелся, уснул маленький медвежонок, а Манечка прибираться стала. Сначала вымыла большую миску, потом маленькую (мисочку, большую чашку – маленькую (чашечку, большую ложку – маленькую (ложечку). Поправила большую подушку – маленькую (подушечку, большую простынку – маленькую (простыночку). (Привлекает детей к ответам).

Пришёл Медведь домой. Смотрит, в берлоге чистота и порядок. Говорит Медведь Манечке: «Отпустил бы я тебя домой, да за Мишуткой присматривать некому». Тут мимо сорока пролетала, услыхала медведя и застрекотала: «Ничего ты,Медведь, не знаешь. А в нашем лесочке, на зелёном лужочке детский сад открылся для лесных зверят». Медведь и говорит девочке: «Ну что ж, отведёшь Мишутку в детский сад. А потом иди домой, если дорогу найдёшь.».

Отвела Манечка Медвежонка, и дорогу домой нашла. А помогли ей предметы, которые девочка на дорогу бросала. Давайте вспомним, что это было. Я вам дам небольшие подсказки.

Мы знаем, что все слова можно разделить на части. Как они называются? (Слоги). (выставляются поочерёдно схемы слов с одним слогом, двумя, тремя, четырьмя слогами). Дети вспоминают названия предметов.

Физминутка

Эй, ребята, не ленись

На разминку становись!

Походим мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка

И как серый волк-волчишко,

Вот свернулся ёж в клубочек

Потому что он продрог

Лучик ёжика коснулся

Ёжик сладко потянулся.

Манечка, так же, как и вы собирается в школу и очень любит заниматься. Давайте вместе с ней проведём звуковой анализ слова «калач». (дети выкладывают на столах схемы, затем у доски объясняют: в слове 5 звуков; 1 звук «к», он согласный и твёрдый; 2 звук «а», он гласный; 3 звук «л», он согласный и твёрдый; 4 звук «а», он гласный; 5 звук «ч», он согласный и мягкий).

Мы познакомились со звуком «Ч», а вот и буква»Ч» На что она похожа? (ответы детей).

«Ч- вы правильно решили –

Пишут так же, как 4

Только с цифрою, друзья,

Путать букву нам нельзя».

Размещаем букву на панно.

Чтение слияний:

ЧА ЧУ ЧО ЧЕ ЧИ

Буквы выстроились в ряд

И о чём- то говорят

ЧА-СЫ ЧАШ-КА ЧУ-ДО ЧАЙ-КА ЧИЖ МЯЧ

Работа со штампом (развитие мелкой моторики)

Воспитатель:Манечка состряпала много пирожков для медведей. А пирожки были с изюмом. Давайте их украсим изюмом. (детям раздаются изображения пирожков, с помощью штампов печатают изюминки)

Публикации по теме:

«Головные уборы. Обувь» Игры по словообразованию 1. «Назови ласково» (Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). Пилотка – пилоточка шапка – шапочка панама.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со звуком и буквой Ч»
Опубликовано: 17 апреля 2015 в 13:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со звуком и буквой Ч»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Анатольевна Закаляпина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД