Ольга Виноградова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Знакомство с буквой Р
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в страну Ротофундию»
Цель :
Автоматизировать звук [Р] в словах и предложениях.
Развивать речевое дыхание, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, связную речь.
Обучать звуковому анализу и синтезу.
Обогащать словарный запас.
Обучать составлению предложений
Закрепить лексические темы «Транспорт», «Продукты питания»
Осваивать элементы релаксации
Оборудование :
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе, Знакомство с буквой Р» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Карта страны Ротофундия ;разрезная азбука; воздушные шары, фломастеры; картинки со звуком Р; картинки с изображением продуктов питания; цветы из цветной бумаги для звукового анализа и синтеза; ребусы.
Ход занятия :
Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие- в страну Ротофундию. Попасть в неё смогут только те, кто правильно произносит звук [ Р ]и кто старается отвечать на вопросы полным ответом. Эту карту мне передал один мой знакомый пират. Давайте рассмотрим её внимательно.
Беседа о букве Р.
Л-д :На что похожа страна Ротофундия по форме,какую букву она вам напоминает? (ответы детей)
Л-д: Верно ребята. Давайте вспомним стихотворение про букву Р : Букву Р писать не сложно
Справа к палке осторожно
Подрисуем мы кружок
и получится флажок.
Отвечая на мои вопросы,вспомните, что нужно делать,чтобы правильно произнести звук [р]. Посмотрите на схему артикуляционного уклада для этого звука. Как вы думаете, почему море, омывающее страну Ротафундию, называется морем Сильного дыхания?
Дети : Потому что нужно сильно подуть на язык, что бы он задрожал, и произносить зв. Р.
Л-д : Объясните, пожалуйста,почему полуостров в стране Ротофундии называется «Верхнезубо-во»?
Дети :Потому что язык нужно поднять к верхним зубам
Л-д: Почему в стране Ртофундии есть озеро Дрожания?
Дети :Потомучто язык при произнесении звука [р] должен дрожать,вибрировать.
Л-д: Молодцы! А теперь мы отправляемся в Ротофундию на воздушных шарах. К какому виду транспорта они относятся?
Дети надувают воздушные шары.
Л-д: Шары мы с вами надуваем,
В небо высоко взмываем!
Чтобы наши шары полетели в страну Ротофундию,надо написать на них букву Р.
Дети пишут фломастерами на шариках букву Р.
Л-д : Ребята, теперь закройте глаза и представьте что мы летим на воздушном шаре (звучит музыка)
А теперь откройте глаза, встаньте и улыбнитесь,ведь мы приближаемся к стране Ротифундия. Посмотрите что мы видим внизу?
Игра «Расскажи,что ты увидел,пролетая на воздушном шаре?»
Дети берут картинки со звуком [р] и говорят полным ответом что они видят. Закрепление умения составлять предложения - Я вижу парк. Я вижу корабль.
Игра «Какие продукты можно съесть в стране Ротофундии?»
Л-д : Вот мы и прилетели. Путь был долог и, конечно,мы проголодались. Давайте подкрепимся, но в стране Ротофундии мы можем съесть только те продукты, в названиях которых есть звук [р]. Выберите и расскажите,что вы съели и какой это продукт. Придумайте как можно больше слов- признаков к нему.
Дети выбирают из картинок по теме «Продукты питания» только те в названии которых есть [р], и составляют предложение,проговаривая что они съели и какой это продукт. Например : «Я съел большую сочную морковь»
Игра «Загадочные слова»
Л-д : Сейчас я вам загадаю слова, а вы попробуйте их отгадать:
Ра- ра - ра, ке - ке- ке, та - та- та – карета! (Верно- неверно)
Кар - кар - кар, ти -ти – ти, на -на -на - корзина! (Верно – неверно)
Ко - ко – ко, ро- ро – ро, ва – ва – ва - корона! (Верно- неверно)
Во- во – во, ро- ро – ро, та – та – та – ворона! (верно-неверно)
До –до –до, ро- ро – ро,га –га – га – кочерга (Верно-неверно)
Игра «Построим дом»
У детей листы бумаги и карандаши. Л-д просит детей нарисовать дома, которые мы увидели в Ротофундии. Дом и его части должны состоять из слов со звуком [р]
Игра «Мы с картинками играем»
Дети должны одновременно отхлопать и оттопать количество слогов в словах на картинках.
Мы с картинками играем,
По слогам их называем
Мы руками хлопаем
И ногами топаем.
Картинки на доске : ромашка, корова, грузовик, верба, рак, забор, роза, рыболов, радуга, пирамида, помидор, помидоры, парк.
Игра «Составь цветок»
Л-д : Жители Ротофундии очень любят цветы,и мы сейчас с вами составим цветы в подарок для жителей этой страны. Цветы будут необыкновенные,а волшебные. Я раздам вам лепестки с картинками,в названиях которых есть звуки [р] и [рь]. Дети у которых картинки со звуком [р]- составляют цветок с синей серединкой, а у которых [рь] – с зелёной.
Дети составляют цветы, и если всё правильно—при повороте цветов они получаются одинакового цвета- синий и зелёный.
Физминутка
Возле ёлочки зелёной
Скачут, каркают вороны.
Из-за корочки подрались,
Во всё горло разорались:
Кар –кар – кар!
Вдруг собаки выбегают,
Ворон крикливых разгоняют.
Игровое упражнение «Подбери схему».
Л-д выставляет картинки 5 частей дома (окно, дверь, крыша, угол, труба) и схема слова «крыша». Педагог предлагает детям помочь жителям страны Ротофундии подобрать к схеме подходящую картинку.
Словесный анализ предложения.
Л-д: Ребята, угадайте,кто какую работу выполняет (Мальчик ловит рыбу. Девочка поливает цветы)
Предложения обозначаются полосками, определяется количество и последовательность слов в предложениях.
«Отгадай ребус».
Детям предлагается отгадать ребус—нарисована «рыба» + К. (РЫБАК)
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Рыбки плавают ныряют
В тёплой чистенькой воде
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке.
Печатание буквы Р в тетради.
Итог занятия.