Лариса Семенова
Платковые куклы в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Платковые куклы в работе педагога - психолога.
Кукла – это образ человека в «миниатюре», существующий
с первобытных времен, отсюда становится возможным
принять куклу как носителя для понимания мира, себя и других людей.
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Наверное, у каждого есть свои воспоминания, связанные с таким интересным и забавным атрибутом, как кукла и для всех это своеобразное возвращение в детство, в беззаботное время игрушек и развлечений.
Публикация «Платковые куклы в работе педагога-психолога» размещена в разделах
Я бы хотела поделиться своим опытом работы с использованием платковых кукол. У платковых кукол вместо рук работают руки кукловода на специальных резинках, пришитых к платью куклы. Основа платья куклы – треугольник или квадрат из ткани или готовый взрослый платок. Голова куклы крепится к платью в районе шеи и вешается на пришитых верёвочках на шею кукловода. Такие куклы могут исполнять сложные действия и движения, недоступные другим куклам. Для изготовления таких кукол не требуется много времени и больших затрат.
Дети, это очень тонкие и ранимые создания, при построении общения с которыми нужно быть всегда искренним, и внимательным. В течение дня эмоциональный фон детей бывает нестабилен и поэтому благодаря игрушке, главному помощнику и верному товарищу детей можно наладить и стабилизировать эмоциональный настрой ребенка. Платковая кукла поможет перевоплотиться ребенку в сказочного героя, преодолеть фобии и стать главным героем фантастических приключений. При организации индивидуальной коррекционной работы с детьми, испытывающими определенные трудности как в налаживании психоэмоционального контакта со взрослыми и сверстниками, так и при коррекции трудностей в развитии познавательной сферы дошкольников платковая кукла - это отличный помощник и диагностический инструмент в руках педагога. Особую роль платковой кукле я отвожу при налаживании процесса адаптации у младших дошкольников. Именно кукла помогает адаптировать маленьких дошколят к новым условиям, в которых им предстоит совершать свои первые шаги при социализации крох и налаживании психоэмоционального контакта с педагогами и сверстниками. Эти куклы помогают развивать творческое мышление, воображение, расширяют кругозор детей.
Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.
Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения.
Работу с куклами начинаю уже на этапе диагностики. Ребёнку предлагается выбрать понравившуюся куклу, взять её. Когда выбор сделан, с куклой разворачивается диалог. Я предлагаю приблизительный перечень вопросов:
Ты кто? Где ты живёшь? С кем ты живёшь? Где твои родители? Большой ты или маленький? Чем любишь заниматься? Если выбрано животное: У вас в лесу есть кто-нибудь страшный? Чем ты питаешься? За тобой гоняются? Тебя кто-нибудь защищает? Есть ли у тебя друзья? Во что вы играете? Кто обычно выигрывает? А если проигрываешь - расстраиваешься? Что бы ты попросил у волшебника?
Кукла в руках ребёнка - ширма, за которой он может спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться. Кукла в руках психолога отвлекает ребёнка от серьезности процесса и дает поговорить по душам.
При помощи кукол, мы с детьми преодолеваем страхи, повышаем самооценку. Куклы помогают в стрессовых ситуациях, улучшают настроение, помогают развить природные способности, образное мышление, память, речь.
Иногда с детьми я использую такой метод: предлагаю изготовить куклу из носовых платков, которая будет олицетворять его настроение. Эта кукла будет либо «плохой» куклой, и ребёнок постарается уничтожить её или наоборот - кукла становится их талисманом, помощником, кукла - радует. После изготовления куклы проходит церемония «оживления» - знакомство со своей куклой (кукла села, встала, поклонилась, пошла). Для начала задаю вопросы: «Как зовут твою куклу? Сколько ей лет? С кем она живет? Как она проводит время? Чем любит заниматься? Есть ли у нее друзья?» Далее, с помощью куклы, предлагаю рассказать или сочинить сказку.
Ребенок может рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. Прошу куклу улыбнуться или удивиться или даже заплакать. Здесь сразу включается ребёнок и с удовольствием управляет своими эмоциями опять же при помощи куклы. Так же с куклами выполняем не сложные сюжетные задания. Если ребёнку нравится, и он справляется, переходим к более сложным. Обязательно задаю вопросы: Что тебе запомнилось больше всего? Что было сложным?
Попрошу троих желающих попробовать смастерить такую куколку. Согласитесь, что все мы – мамы и порой стоя в очередь с ребёнком или в дороге, возникает ситуация, когда ребёнок устаёт и надо переключить его внимание, иначе он начнёт капризничать. В сумочке у женщины всегда найдётся платок или салфетка, из которой можно быстро смастерить куколку. И вы спасены на какое-то время от капризов малыша. Это может быть, как кукла- девочка, так и кукла- мальчик.
Спасибо за работу. Покажите своих кукол коллегам.
Так же использую в работе плоскостные куклы.
Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы являются свободно двигающимися. Детям предлагается с помощью носового платка, ниток, резиночек, заколочек (чтобы не уколоться при закреплении детали) изготовить наряд для куклы. И потом также идет обыгрывание с помощью вопросов: «Понравился ли тебе наряд?» «Куда ты отправишься в таком платье?» и т. д. Ребёнок уже сам включается в диалог с куклой. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Сейчас я тоже предлагаю желающим попробовать изготовить наряды для своих кукол. Если в изготовлении такой куклы принимает участие взрослый, тогда он может закрепить платок с помощью иголки и ниток (пришить). Но обычно детям нравится менять образ, поэтому подойдут резинки и заколки. Спасибо, получилось очень необычно. Вам понравилось? А вам, коллеги?
Ещё хочу немного сказать о Куклах-берегинях. Они тоже очень просты в изготовлении. У меня в практике был случай, когда мама обратилась за помощью (ребёнок замкнулся, замолчал, ни с кем не общался, делал всё назло). Мы начали работу с ребёнком (мальчик 4 года) с тестов «Моя семья», «Два дома». Но ребёнок абсолютно не шёл на контакт, молчал, строил гримассы. Я пробовала играть (даже компьютерные игры предлагала) рисовать. Вообщем, ничего не помогало. Предложила сделать куклу из носовых платков, на что он ответил, что он не девочка и не будет делать куклу. И тут он увидел у меня над столом «куклу- колокольчик», рассмотрел молча. А потом говорит: «Я её заберу маме». Начала задавать вопросы: «Тебе понравилась кукла?», «Хочешь узнать для чего такие куклы, «Ты хотел бы сделать такую же?». На тот момент у меня не было материала для куклы «колокольчик» и я вспомнила про «Северную берегиню» (недавно делала её для своих однокурсников на вечер встречи). Коротко из истории: куклу ставили в северный угол избы. Её делали ещё до того, как появились какие-либо праздники и традиции нашего народа. У этой куклы ещё одно название – семейная кукла- оберег. Она похожа на трещотку и метёлку. Проходя с такой куклой по дому, выгоняли злых духов.
Ну вот при помощи опять же носовых платков (которые всегда в запасе) я начала делать куклу. Первый платок свернула, второй ребёнок захотел свернуть сам, не получилось- свернули вместе, а третий уже сам сворачивал. Куклу держал бережно, когда закрепляли нитками. Ручки завязывал сам и постоянно спрашивал -правильно ли он делает. Кукла готова, он так радовался,что может подарить её маме, рассказать, что сделал её сам. А главное она будет теперь оберегать их семью. Ребёнок заговорил, теперь он частый мой гость. Мы делаем с ним разные куклы. Причём он делает их не для себя, а для сестры, мамы и даже воспитательницы.
Желающие есть попробовать изготовить такой оберег? Можно верхний слой сделать косынкой и из углов сделать ручки. Выполнить «Северную берегиню» можно из семи разноцветных платочков, как радугу и называться она тогда будет Семицветицей.
Опираясь на высказывание Л. С. Выготского о том, что в игре всё может быть всем, я использую платковые куклы в речевой, театральной, изобразительной деятельности.
С помощью платковых кукол очень хорошо удаётся сюрпризный момент в деятельности любого направления;
- куклы «Осень» и «Зимушка» помогают выполнять задания по закреплению материала о сезонных изменениях в природе;
- кукла «Варварушка» может рассказать сказку, провести неторопливую беседу по содержанию прочитанного.
- кукла «Бабочка» из лёгких газовых платков развивает гибкость кистей рук, укрепляет мышцы пальцев и локтевых суставов;
-кукла «Маша» помогает научиться заплетать косички, развивает гибкость кистей рук;
- куклы : «Собачка», «Мартышка», «Курочка» изготовлены по одному принципу (голова - мягкая игрушка, туловище - платок). Эти куклы могут похвалить, рассказать, спросить, выстроить диалог, помогают развивать фантазию. С их помощью провожу речевые игры «Интервью», «Чей костюм», «Определи игрушку», «Шаги», «Отгадай по словесному описанию» и сюжетно-ролевые игры.
Кукла - это возможность вспомнить о себе, о том, зачем мы в этом мире и попробовать сказать об этом с ее помощью.
В журнале «Дошкольное воспитание» №6 2010 года приведен методический материал, иллюстрирующий педагогическую деятельность по использованию платковых кукол в работе с детьми. Это и речевые игры и сюжетно-ролевые игры, и инсценировки сказок, конспекты занятий по ознакомлению с народными промыслами.
Все, кто познакомится с платковыми куклами, сразу поймут, как много радости она приносит и детям и взрослым. Любопытно, что практически всегда кукла, изготовленная вами, окажется похожей на вас. В ее внешности «всплывут» черты вашего характера, ваш творческий потенциал. Я бы очень хотела, чтобы такие новые друзья, сшитые с любовью и заботой, появились в каждом учреждении и приносили пользу детям. Выполнить их не сложно, а польза от куклы будет огромная.
Спасибо за внимание. Предлагаю вам такие небольшие памятки- буклеты. Может они помогут вам в работе. Не сказала ещё о верёвочных куклах. Они тоже являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.
Кукла – просто загляденье,
Взрослым всем на удивленье,
Для забавы малышам!
Посмотри, как хороша!