Кошелева Ольга
Театрализованная деятельность в работе педагога-психолога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
Актуальность темы заключается в том, что термин театрализация, обозначает приспособление чего-нибудь для театра, придание чему-нибудь театральных свойств и выполняет коррекционную функцию, очень важную в работе психолога.
Публикация «Театрализованная деятельность в работе педагога-психолога ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Основным условием успешной работы является создание максимально благоприятной атмосферы в детском коллективе, характеризующимся взаимным доверием и уважением, где эмоциональное благополучие каждого ребенка, возможность проявления им инициативы становится главным. Как раз в достижении эмоционального благополучия огромную роль играет психологическая сказка. С одной стороны, её можно назвать театрализованной, но есть отличия между театрализованной деятельностью и обыгрыванием ролей в психологической сказке. Если театрализованная деятельность предусматривает выбор сценария, репетиции, постановки, как взрослых персонажей, так и детских, то введение различных образов в игровых упражнениях и психологических играх предусматривает спонтанное обыгрывание сюжета. Это позволяет ребёнку решать проблемные ситуации, помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, снизить гиперактивность, повысить самооценку, преодолеть страхи, решить многие психологические проблемы и преодолеть личностные конфликты. Иной раз детям сложно представить игровую ситуацию без соответствующих атрибутов.
Для психолога, цель использования театрализации немного отличается от традиционной. Поэтому, используя театрализацию, мы вообще не используем сценарий. Работа, которая ведётся – полный экспромт. Дети выбирают себе героев - и начинается игра, а мы вносим необходимую развивающую направленность, используя своего героя, подстраиваясь под конкретного ребенка.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, стараюсь так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого использую разнообразные приё мы:
- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам;
- проигрывание ролей в парах.
Есть определённые трудности, с которыми сталкиваются дети: сложности в поддержании диалога, подбирать ответы на нестандартные вопросы.
Велико значение театрализованных игр с водой и воздушным бассейном (ёмкость с фасолью и игрушками). Они помогают решать проблемы в формировании положительного эмоционального фона, снятия психического и физического напряжения, агрессии, негативизма у детей, в том числе и у детей с ограниченными возможностями здоровья и задержкой психического развития. А такие дети есть практически в каждом дошкольном учреждении.
Следовательно, можно сказать о том, что возможности театрализации огромны, ее перспективы как метода социальной терапии дают широкие возможности для работы не только с детьми, но и с воспитателями, так как формируют у воспитателей социально-психологическую компетентность, что очень важно для совместной работы психолога и воспитателя. Через компетентность воспитателя можно добиться раскрепощённости, коммуникации, решения эмоциональных проблем детей. Но этому педагога необходимо научить, т. е. дать ему психологический инструментарий в руки. Он, в первую очередь, должен быть сам коммуникативным, уметь решать свои личностные проблемы, снимать эмоциональные зажимы. Этому обучаемся на психологических тренингах. В игровой работе с педагогами осуществляется эмоциональное развитие, что позволяет им самовыразиться, самореализоваться, избавиться от негатива и перенести положительные эмоции на детей.
В процессе психологической работы с детьми в рамках театрализованной деятельности мы решаем следующие задачи:
- формирование у детей познавательных интересов;
- создание комфортного психологического климата для всестороннего развития воспитанников;
- формирование положительного опыта общения ребенка с окружающим миром;
- развитие у детей адекватного поведения в социуме;
- коррекция нежелательного поведения;
- формирование чувства уверенности в себе;
- развитие умения создавать образы посредствам жестов и мимики.
В результате психологической работы по формированию театрализованных образов у детей расширяются представления об окружающей действительности, обогащается и активизируется словарь, развивается память, мышление, воображение, внимание, дети учатся правильно оценивать свои и чужие поступки, понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.
Используемая литература
1. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика -Синтез, 2008 год.
2. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.
3. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год.