ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА КОЛЕСНИКОВА
Использование «Бесед-возвращений» в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Главное условие психологического здоровья ребенка — состояние его эмоциональной сферы, что определяется содержанием и направленностью его эмоционального опыта, переживаниями. К 5 — 6 годам жизненный опыт ребенка во многом стихийный и неосознанный, поэтому так важна направляющая роль воспитывающего взрослого в его организации. Важным в этом процессе можно назвать активное развитие у детей вербальных (речевых) способов общения как в среде сверстников, так и со взрослыми. Поскольку детская память способна удерживать на долгие годы яркие впечатления о событиях позитивного и негативного характера, нужно использовать эту особенность с целью предупреждения негативных поведенческих проявлений во взаимодействии со сверстниками и своевременной коррекции поведения.
Публикация «Использование „Бесед-возвращений“ в работе педагога-психолога» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
Индивидуальный опыт ребенка хорошо проявляется в его впечатлениях, переживаниях, рассказах, воспоминаниях, сочиненных им сказках. Особую ценность представляют записанные взрослыми «письма» детей, в которых они стремятся использовать развернутые речевые фразы, рассказывают как «писатели». Наблюдения показывают, что дети из неблагополучных семей, тревожны, агрессивные не могут составить из своего опыта в определенной последовательности происшедших событий. Такой рассказ ребенок не может анализировать, он не вызывает интереса и у самого рассказчика, и у слушателей. Неблагополучное состояние эмоциональной сферы тормозит развитие личности в целом, негативно влияет на формирование социальных эмоций.
В старшем дошкольном возрасте ребенок открыт к существующим в обществе правилам этикета, не проявляя к ним критичности и сопротивления. Он их с легкостью запоминает, но в реальной практике общения часто не выполняет, что вполне обьяснимо, так как именно в это время складываются только предпосылки к общей произвольности поведения. Следовательно, передача социокультурного опыта не сводится лишь к передаче норм и правил, сообщения детям запретов и инструкций. В этом опыте явно недостаточно проявления личной инициативы самого ребенка, свободной творческой организационной взрослым деятельности, в ходе которой он сможет научиться соотносить свои представления с общепринятыми и сделать соответствующие выводы, овладеть средствами саморегуляции и самопознания. В широкой педагогической практике распространено мнение о том, что детей следует воспитывать на положительных примерах, что отождествляет себя и своих действий с отрицательными эталонами приводит к их эмоциональному дискомфорту. Естественно и желание воспитывающих взрослых постоянно учить малыша жить «правильно», сообщать ему все новые и новые правила.
Ребенку не составляет труда восстановить знания в памяти и перечислить, но выразить свое отношение к внутренним качествами героев сказок, литературных и художественных произведений ему гораздо труднее: рассказать по картинке о том, что чувствует персонаж, о чем думает, почему так поступает. Именно в этот период дошкольнику требуется активная помощь грамотного педагога. Особо значима она при осмыслении стихийно складывающихся жизненных событий (позитивных и негативных, сравнений их с нормативными знаниями, полученными на занятиях. Наиболее приемлемыми способами поведения ребенка к осознанию и оценке повседневных событий представляют беседы с детьми в свободной доброжелательной обстановке, с не «отчитывание» их, сравнение с провинившимся «героем» на дидактической картинке. На наш взгляд, важно вовремя остановиться, по истечении небольшого промежутка времени вспомнить о событии, обсудить и, как бы заново, пережить происшедшее. Такие «беседы-возвращения» способствуют интеграции жизненного опыта и его осознания, соотнесения личного опыта с общечеловеческими правилами взаимодействия.
Неоценимую значимость в повышении результативности рассматриваемого способа воспитания детей дошкольного возраста имеет включение в такие беседы демонстрации видеозаписей фрагментов из их жизни. Наблюдения эмоционального состояния детей в ходе просмотра сюжетов говорят об их повышенном интересе к событиям и, то что особенно важно, желание о них рассказать и включиться в беседу. На их лицах, по их позам можно прочесть не только сопереживание сверстникам, но и сосредоточенную «работу ума» по поиску путей решения проблемы. В «беседах-возвращения» нет той остроты ситуации, которая проживалась детьми, но проявляется стремление всех сверстников выразить словами свое отношение к ней. Отмечается также разница в силе проявления эмоций при демонстрации сюжетов из жизни незнакомых детей. Дети отвечают на поставленные педагогом вопросы, предлагают свои свои варианты решения проблемы, но речь и лица их остаются спокойными, т. е. Отсутствие опоры детей на собственный опыт не в полной мере способствует осознанию своих чувствами мыслей, затрудняется понимание других людей.
«Беседы-возвращения» одинаково результативны с позитивной и негативной направленностью, имеют развивающий эффект, так как в ходе их у детей ярко проявляется интерес и желание продолжать разговор. Предложение воспитателя «посмотреть на себя и своих друзей на экране, поговорить и обсудить» вызывает большой интерес. Повторная встреча дает новое импульсы к рассуждениям, раскрывает новые возможности детей в осознании чувств и поступков, способствует приобретению личного социального опыта в разных сферах деятельности. Также отмечается снижение уровня конфликтности и эмоциональной напряженности процессе свободной игровой деятельности, что подтверждается результатами систематического наблюдения за динамикой настроения детей с и использованием теста «Цветопись» А. Н. Лутошкина.