Папки-передвижки

Использование «Бесед-возвращений» в работе педагога-психолога

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА КОЛЕСНИКОВА
Использование «Бесед-возвращений» в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы

Главное условие психологического здоровья ребенка — состояние его эмоциональной сферы, что определяется содержанием и направленностью его эмоционального опыта, переживаниями. К 5 — 6 годам жизненный опыт ребенка во многом стихийный и неосознанный, поэтому так важна направляющая роль воспитывающего взрослого в его организации. Важным в этом процессе можно назвать активное развитие у детей вербальных (речевых) способов общения как в среде сверстников, так и со взрослыми. Поскольку детская память способна удерживать на долгие годы яркие впечатления о событиях позитивного и негативного характера, нужно использовать эту особенность с целью предупреждения негативных поведенческих проявлений во взаимодействии со сверстниками и своевременной коррекции поведения.

Публикация «Использование „Бесед-возвращений“ в работе педагога-психолога» размещена в разделах

Индивидуальный опыт ребенка хорошо проявляется в его впечатлениях, переживаниях, рассказах, воспоминаниях, сочиненных им сказках. Особую ценность представляют записанные взрослыми «письма» детей, в которых они стремятся использовать развернутые речевые фразы, рассказывают как «писатели». Наблюдения показывают, что дети из неблагополучных семей, тревожны, агрессивные не могут составить из своего опыта в определенной последовательности происшедших событий. Такой рассказ ребенок не может анализировать, он не вызывает интереса и у самого рассказчика, и у слушателей. Неблагополучное состояние эмоциональной сферы тормозит развитие личности в целом, негативно влияет на формирование социальных эмоций.

В старшем дошкольном возрасте ребенок открыт к существующим в обществе правилам этикета, не проявляя к ним критичности и сопротивления. Он их с легкостью запоминает, но в реальной практике общения часто не выполняет, что вполне обьяснимо, так как именно в это время складываются только предпосылки к общей произвольности поведения. Следовательно, передача социокультурного опыта не сводится лишь к передаче норм и правил, сообщения детям запретов и инструкций. В этом опыте явно недостаточно проявления личной инициативы самого ребенка, свободной творческой организационной взрослым деятельности, в ходе которой он сможет научиться соотносить свои представления с общепринятыми и сделать соответствующие выводы, овладеть средствами саморегуляции и самопознания. В широкой педагогической практике распространено мнение о том, что детей следует воспитывать на положительных примерах, что отождествляет себя и своих действий с отрицательными эталонами приводит к их эмоциональному дискомфорту. Естественно и желание воспитывающих взрослых постоянно учить малыша жить «правильно», сообщать ему все новые и новые правила.

Ребенку не составляет труда восстановить знания в памяти и перечислить, но выразить свое отношение к внутренним качествами героев сказок, литературных и художественных произведений ему гораздо труднее: рассказать по картинке о том, что чувствует персонаж, о чем думает, почему так поступает. Именно в этот период дошкольнику требуется активная помощь грамотного педагога. Особо значима она при осмыслении стихийно складывающихся жизненных событий (позитивных и негативных, сравнений их с нормативными знаниями, полученными на занятиях. Наиболее приемлемыми способами поведения ребенка к осознанию и оценке повседневных событий представляют беседы с детьми в свободной доброжелательной обстановке, с не «отчитывание» их, сравнение с провинившимся «героем» на дидактической картинке. На наш взгляд, важно вовремя остановиться, по истечении небольшого промежутка времени вспомнить о событии, обсудить и, как бы заново, пережить происшедшее. Такие «беседы-возвращения» способствуют интеграции жизненного опыта и его осознания, соотнесения личного опыта с общечеловеческими правилами взаимодействия.

Неоценимую значимость в повышении результативности рассматриваемого способа воспитания детей дошкольного возраста имеет включение в такие беседы демонстрации видеозаписей фрагментов из их жизни. Наблюдения эмоционального состояния детей в ходе просмотра сюжетов говорят об их повышенном интересе к событиям и, то что особенно важно, желание о них рассказать и включиться в беседу. На их лицах, по их позам можно прочесть не только сопереживание сверстникам, но и сосредоточенную «работу ума» по поиску путей решения проблемы. В «беседах-возвращения» нет той остроты ситуации, которая проживалась детьми, но проявляется стремление всех сверстников выразить словами свое отношение к ней. Отмечается также разница в силе проявления эмоций при демонстрации сюжетов из жизни незнакомых детей. Дети отвечают на поставленные педагогом вопросы, предлагают свои свои варианты решения проблемы, но речь и лица их остаются спокойными, т. е. Отсутствие опоры детей на собственный опыт не в полной мере способствует осознанию своих чувствами мыслей, затрудняется понимание других людей.

«Беседы-возвращения» одинаково результативны с позитивной и негативной направленностью, имеют развивающий эффект, так как в ходе их у детей ярко проявляется интерес и желание продолжать разговор. Предложение воспитателя «посмотреть на себя и своих друзей на экране, поговорить и обсудить» вызывает большой интерес. Повторная встреча дает новое импульсы к рассуждениям, раскрывает новые возможности детей в осознании чувств и поступков, способствует приобретению личного социального опыта в разных сферах деятельности. Также отмечается снижение уровня конфликтности и эмоциональной напряженности процессе свободной игровой деятельности, что подтверждается результатами систематического наблюдения за динамикой настроения детей с и использованием теста «Цветопись» А. Н. Лутошкина.

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психологаАрт-терапия в работе педагога-психолога Арт-терапия – «терапия искусством»- способ раскрытия внутренних сил человека, позволяющих повысить самооценку, выплеснуть негативные мысли.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровьяАрт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.

Игры и упражнения с детьми раннего возраста в работе педагога-психолога в период адаптации .

Использование методов арт-терапии в работе педагога-психолога Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным. Это.

Долгосрочный проект педагога-психолога «Конфликт» по работе с педагогами ДОУ .

Использование игровых упражнений с комплектом «Pertra» в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование игровых упражнений с комплектом «Pertra» в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Развивающий комплект «Pertra» разработан известным педагогом-практиком Марианной Фростиг. Он предоставляет широкое поле для «общения» ребенка.

Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе педагога психолога с дошкольниками «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он.

Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психологаМетафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога Метафорические ассоциативные карты в работе психологов используются уже более 40 лет, но мода на этот метод не угасает, а наоборот, стремительно.

Развитие тонкой моторики в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога Развитие тонкой моторики в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога (1сл. титул) Специалисты в области детской психологии, логопедии.

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование «Бесед-возвращений» в работе педагога-психолога
Опубликовано: 27 января 2019 в 16:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование «Бесед-возвращений» в работе педагога-психолога» (включая файлы) размещена пользователем ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА КОЛЕСНИКОВА (УИ 117459) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД