Наталья Почтарева
Использование приемов музыкотерапии в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкотерапия — психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
При работе с детьми музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Является средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, и при лечении различных соматических и психосоматических заболеваний.
Публикация «Использование приемов музыкотерапии в работе педагога-психолога» размещена в разделах
Возможности применения музыкотерапии как в психолого-педагогической коррекции, так и в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы.
Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и (пассивной) рецептивной.
При пассивной (рецептивной) музыкотерапии предлагается прослушивание различных музыкальных произведений, которые соответствуют психологическому состоянию. Целью прослушивания является определенное эмоциональное, эстетическое переживание, которое должно способствовать коррекции тех или иных проблем и достижению новых, гармоничных результатов, а именно, выход, посредством музыки из травмирующей ребенка ситуации.
Рецептивная (пассивная) музыкотерапия существует в трех формах:
коммуникативная (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия,
реактивная (направлена на эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния,
регулятивная (способствует снижению нервно-психического напряжения).
Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании.
Активная музыкотерапия представляет собой направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Данную форму работы можно использовать в совместной работе с музыкальным руководителем, на интегрированных занятиях, или только в работе педагога - психолога.
Чаще используется рецептивная музыкотерапия
Варианты проведения:
а) Музыкальные картинки: восприятие музыки осуществляется ребенком совместно со взрослым, который в процессе слушания помогает дошкольнику мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов, сосредоточиться на музыкальной картинке и в течении 5-10 минут побывать в мире музыкальных звуков, мелодии, общение с которыми оказывает благотворное влияние на ребенка. Используются классические инструментальные произведения, не применяемые в учебном процессе; звуки живой природы.
б) Музыкальное моделирование: используется программа, составленная из фрагментов разных по характеру музыкальных произведений:
1. Отвечающий душевному состоянию ребенка в данный момент (сочувствие его переживаниям).
2. Противостоящий действию предыдущего музыкального фрагмента и нейтрализующий его.
3. Обладающий наибольшей силой эмоционального воздействия, необходимой для выздоровления (динамичная, жизнеутверждающая музыка).
в) Минирелаксация под музыку направлена на активизацию мышечного тонуса ребенка. Важно дать ребенку почувствовать свое тело, мышечный тонус, научить расслабляться при напряжении.
Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию.
Индивидуальная - м. б. как пассивная, так и активная, целью которой является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком.
Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.
Для групповой работы
Участники группы прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, три произведения или более менее законченных отрывка. Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки.
Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения участников группы, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием.
Второе произведение - динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни человека.
Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.
Для индивидуальной работы.
Прослушивается 2-3 специально подобранных комплекса, состоящих из 3-х произведений. Для того чтобы вывести человека из того или иного эмоционального состояния, ему необходимо сначала дать прослушать мелодии, соответствующие этому настроению, соответствующая душевному состоянию слушателя в данный момент (например, если мучает навязчивая тревога, страх, то первой предлагают грустную мелодию). Звучание следующего произведения призвано нейтрализовать действие первого. Третье произведение, завершающий данный комплекс, выбирается с расчетом, чтобы оно породнило у слушателя настроение, необходимое для оздоровления психики. Как правило, это динамическая музыка, вселяющая уверенность в себе.
Проводится не менее 8-10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить наглядное улучшение эмоционального состояния.
Активная музыкальная терапия основана на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение, танцы.
Варианты активной музыкотерапии
а) Вокалотерапия направлена на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка. Используются песни и формулы, способствующие гармонизации внутреннего мира ребенка – «Я хороший – ты хороший». Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущественно групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент “анонимности” чувств, “укрытости” в общей массе, что создает предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.
б) Инструментальная музыкальная терапия направлена на формирование оптимистических настроений с помощью игры на музыкальных инструментах.
Требуется наличие простейших музыкальных инструментов. Участникам группы предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Применяются как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.).
Занятия ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними – возникали коммуникативно – эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте мог самовыражаться, а не «играть правильно»
в) Кинезитерапия – различные формы и средства движений. Дети обучаются технике выражений эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации. Большое внимание придается коррекции коммуникативных, психологических функций.
Кинезитерапия развивается как самостоятельная методика, но основана на связи музыки и движения и включает в себя: хореографию, коррекционную ритмику, ритмотерапию и танцетерапию, психогимнастику, ритмопластику, сюжетно-игровую кинезитерапию.
- Психогимнастика – комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья детей.
- Сюжетно-игровая кинезитерапия – вариант двигательной терапии, где все упражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме с подгруппой или группой детей. Основа – игровая импровизация. В занятие включены упражнении, обеспечивающие релаксацию, коррекцию моторики.
-Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.
Танцевально-двигательная
С помощью танцевально-двигательной терапии ребенок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми. Это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознанию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них.
Занятия по музыкотерапии можно сочетать с элементами изотерапии. После прослушивания музыки можно рисовать, лепить представляемые образы. Это может быть и тематическое рисование, которое хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими этюдами.
Рекомендации по использованию музыкотерапии в совместной деятельности с детьми.
1. На успешность проведения занятия влияют позитивная личность педагога, владение игрой на музыкальных инструментах и умение петь, а также включение в профилактический и коррекционный процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.
2. Необходимо определить индивидуальный курс коррекции для детей с теми или другими нарушениями и тактику после его окончания. Имеют значение количество и продолжительность сеансов музыкотерапии (до 10 минут, кратность применения в неделю 1-7 раз.
3. В помещении для проведения музыкальной терапии должны быть максимально удобные стулья, кресла или коврики, а освещение - искусственным, чтобы добиться отвлечения от реального течения времени
(светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.
4. Так же следует помнить, что коррекционные музыкальные сеансы должны проводиться не на голодный желудок и не раннее чем через 2 часа после еды.
5. Для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. При этом не важно, какое действие оказывает музыка - успокаивающее, стимулирующее или поднимающее настроение.
6. Важно правильно выбрать позу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, чтобы не вызывать усталости и возможных защитных реакций.
7. Силу и громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.
8. После прослушивания лечебной музыки нужно отдохнуть некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.
9. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно так же восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому особенно рекомендуется для агрессивных, беспокойных, гиперактивных детей использовать терапевтическую музыку во время сна.
10. Желательно использовать инструментальную классическую и специально лечебную музыку, но не вокальную и не самую популярную т. к. они несут ненужную смысловую нагрузку. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман.
11. Нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.
Музыкотерапия противопоказана:
* Младенцам с предрасположенностью к судорогам.
* Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.
* Больным отитом.
* Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.