Оксана Юрьевна Шатравина
«Дикие и домашние птицы». Технологическая карта ООД по ФКЦМ
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта
Организованной образовательной деятельности по освоению Познавательного развития (ФКЦМ)
Тема
«Дикие и домашние птицы»
Цель Закрепление знаний детей о диких и домашних птицах.
Задачи
Образовательные:
Закреплять знания детей о диких и домашних птицах; формировать умение различать домашних птиц и их детёнышей, правильно соотносить названия.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, память; способствовать развитию связной речи.
- развивать интерес к окружающему миру;
Воспитательные: Воспитывать любовь к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.
- воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи;
- воспитывать доброе отношение к птицам, к труду людей ухаживающих за птицами.
Планируемые результаты
Интегративные качества Формирование предпосылок к:
- коммуникативным УУД Умеет играть со свестниками, не мешая им.
- регулятивным УУД Сформирован интерес к знаниям по окружающему миру.
- познавательным УУД Дети взаимодействуют с педагогом и сверстниками в процессе деятельности.
Уметь узнавать и называть домашних и диких птиц, их птенцов, их отличительные признаки.
Употреблять в речи существительные с обобщающим значением (дикие птицы, домашние птицы).
Проявлять познавательный интерес к диким и домашним птицам.
- личностным УУД_ Ребёнок эмоционально откликается на игру, принимает игровую задачу предложенную взрослым, общается в диалоге со взрослым. Доброжелательно относится к сверстникам.
Конечный продукт • Дети активно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в процессе деятельности.
• Умеют узнавать и называть домашних и диких птиц, их птенцов, их отличительные признаки.
• Умеют употреблять в речи существительные с обобщающим значением (дикие птицы, домашние птицы).
• Умеют образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей птиц (по аналогии).
• Проявляют познавательный интерес к диким и домашним птицам.
Критерии оценки конечного продукта Закрепление знаний детей о диких и домашних птицах.
Детская цель (проблематизация) Отгадать загадку. Поиграть в дидактические игры «Дикие и домашние птицы», «Назови ласково».
Методы • Наглядный (показ, демонстрация).
• Словесный (напоминание, беседа, вопросы, индивидуальные ответы, детей).
• Поощрение, анализ занятия.
• Игровой.
Формы организации Групповая
Интеграция образовательных областей Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Демонстрационный материал Интерактивная доска; картинки с изображением диких и домашних птиц, картинка с изображением строение птиц.
Раздаточный материал
Предварительная работа - Наблюдение за птицами на прогулке, подкормка птиц на участке; рассматривание иллюстраций «Дикие и домашние птицы»; беседы о птицах; дидактические игры «Детеныши птиц», «Кто как кричит»; чтение рассказов о птицах; отгадывание загадок.
Этапы
(в соответствии с используемой технологией) Задачи Деятельность педагога Предполагаемая деятельность детей методы и приёмы организации занятия Содержание Результат
Психологический настрой
1 - 2мин
Создать эмоциональную поддержку для детей, поприветствовать друг друга.
Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контакта.
Стоят в кругу и повторяют за воспитателем.
Приветствуют, принимают участие в игре.
Психогимнастика, психологические этюды, игровые моменты. Ребята! давайте поприветствуем наших гостей. Они пришли к нам на занятие, чтобы посмотреть, как вы выросли! Как научились правильно говорить, внимательно слушать, отвечать на вопросы.
А теперь поприветствуем друг друга.
Приветствие
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Ребята, а вот сейчас мы и узнаем кто у нас самый внимательный? Вы сядете на стульчики после того, как услышите вежливое обращение: «Садитесь, пожалуйста».
Итак, слушайте: «Сели все!», «Быстро все сели!», «Садитесь, пожалуйста!».
Психологическая готовность
Вводно-организационный
1 мин.
Организация направленного внимания.
Формирование интереса к занятию.
Загадывает загадку про птиц.
Формирует интерес к занятию.
Отвечают на вопрос.
Игровой приём
Диалог. Ребята, хотите узнать о чём будет наше сегодняшнее занятие? Тогда отгадайте загадку:
В небесах они летают,
На деревьях восседают,
И живут и там и тут,
Даже во дворе живут
И заливисто поют
Как одежду перья носят
Радость в нашу жизнь приносят (птицы)
Педагог показывает картинку (Птицы).
О птицах мы сегодня и поговорим. Это и будет тема сегодняшнего занятия
Формальная готовность к предстоящей деятельности, заинтересованность
Мотивационно-побудительный
2 мин
Продолжать формировать представление о дальнейшей деятельности, ее задачах. Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности либо создание проблемной ситуации, требующей разрешения. Осознают и принимают поставленную задачу. Словесный.
Придание личной значимости предстоящей деятельности. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Птицы встречаются и высоко в горах, и в пустыне, и над безбрежными просторами океанов. А другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть, которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или на деревьях. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской своих перышек. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их.
Рассказать обо всех птицах на одном занятии, конечно, нельзя. Поэтому, мы сегодня поговорим о птицах которые живут у нас в ст. Грушевской, которых мы уже знаем.
Внутренняя мотивация на деятельность
Основной этап
Актулизация
расширение и закрепление имеющихся представлений
5 мин Актуализация имеющихся знаний, представлений.
Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений Направляет деятельность воспитанников наводящими и проблемными вопросами. Участвуют в игре, отвечают на вопросы. Показ,
объяснение, диалог.
Использование ИКТ. Игра на интерактивной доске.
Воспитатель: И сейчас мы посмотрим как хорошо вы знаете птиц. Я буду называть птицу, а вы должны будете показать мне её на доске.
Проводится игра.
Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.
Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний
Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности. Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций. Организация взаимодействия в достижении результата
Рассматривают
картинку, участвуют в обсуждениях.
Отвечают
на вопросы. Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Беседа, объяснение с наглядной демонстрацией Обсуждение. Воспитатель: Мы знаем, что птиц очень много. Они бывают маленькие и большие, разные по окраске. Но у всех птиц есть что? (Одинаковое строение).
Воспитатель показывает картинку:
Дети, а что есть у птички? (Крылья, лапки, клювик, глазки).
-Сколько крыльев у птички? (Два).
-Для чего нужны крылья птичке? (Чтобы летать).
-Сколько лапок у птички? (Две.)
-Зачем птичке лапки? (Чтобы прыгать, ходить по земле).
-Чем покрыто тело птицы? (Перьями).
-Чем клюёт птичка? (Клювом).
-А знаете ли вы чем питаются птички? (Червяками, крошками, мошками, зёрнышками, семечками).
Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать поставленные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность
Динамическая пауза
1 мин Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости Проведение физкультминутки. Повторяют за воспитателем,
выполняют физические упражнения. Показ.
Выполнение вместе с детьми Физминутка.
Ребята, вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали,
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Покрутились, повертелись,
И за столы тихонечко присели.
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Молодцы.
Снятие напряжения. Эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта
Расширение и закрепление
имеющихся
представлений
7 мин
Способствовать развитию мыслительных операций, любознательности, познавательной активности.
Развивать умение четко и быстро отвечать на поставленные вопросы. Эмоционально вовлекает детей в игру, к обсуждению. Стимулирует детей к решению проблемы. Принимают игровую ситуацию и выполняют игровые задачи. Объяснение, беседа, демонстрация наглядных пособий.
Использование ИКТ Воспитатель: Ребята, а напомните мне пожалуйста, на какие 2 группы делятся птицы, какие бывают птицы? (домашние и дикие).
Воспитатель: Чем отличаются домашние птицы от диких?
Дети: домашние живут с человеком. Он заботится о них, кормит, ухаживает.
Дикие живут в природе и сами добывают себе пищу.
Воспитатель: А в чём сходство птиц? (все птицы откладывают яйца и выводят птенцов)
Как вы думаете, диким птицам трудно зимой? Почему? (Ответы детей).
- Правильно, зима – очень трудное время для птиц. Птицы страдают не только от холода, но и от голода. Им очень трудно отыскать под снегом корм.
- Как вы думаете, почему зимой птицам трудно добывать себе корм? (Ответы детей).
- Зимой жуки и червяки, которыми питаются птицы, прячутся. Чтобы не погибнуть от голода, птицы летят поближе к людям.
- Ребята, как вы думаете, чем люди могут помочь птицам зимой? (Развесить кормушки, насыпать корм).
- А какой корм можно насыпать в кормушки? (Зерно, семечки, хлебные крошки).
- Ребята, хотите согреть птичек ласковыми словами?
Игра «Назови ласково»
птица – птичка, синица – синичка, воробей – воробышек, снегирь – снегирек, голубь – голубок, воробей – воробушек, крыло – крылышко, хвост – хвостик, клюв – клювик, глаз – глазик, перо – перышко, гнездо – гнездышко, ветка – веточка, дерево – деревце, зерно – зернышко. Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами закрепим знания диких и домашних птиц. На экране появится изображение птицы. Вам нужно будет назвать эту птицу, затем назвать домашняя или дикая птица и поместить дикую в лес а домашнюю в дворик. Игра на интерактивной доске «Дикие и домашние птицы»
Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать поставленные задачи, адекватные возрасту.
Проявляют любознательность и активность.
Заключительный этап.
Рефлексия.
2 мин.
Подведение итогов занятия, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки и самоконтроля. Беседует, задаёт вопросы. Подводит итоги.
Благодарит за работу. Отвечают на вопросы. Передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности. Обсуждение,
Поощрение.
Молодцы. Все справились с заданием. Ребята, на этом наше занятие заканчивается.
Рефлексия.
Ребята, о ком было наше сегодняшнее занятие?
- О каких птицах мы с вами сегодня разговаривали?
- Каких диких птиц вы запомнили?
- Как можно помочь птицам в зимнее время?
Молодцы. Спасибо.
Получение удовольствия от совместной деятельности со взрослым и сверстниками.