Татьяна Русяйкина
Пластилинография — новый инновационный приём в области художественного творчества дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Пластилинография — новый инновационный приём в области художественного творчества дошкольников
Работать со способными детьми всегда интересно. Порой мы думаем, развивать способности у детей можно знакомя их с компьютером, читая познавательную литературу, энциклопедические словари, играя в интеллектуальные и развивающие игры. Занимаясь поиском новых интересных решений для развития творческих способностей у дошкольников, мы остановились на пластилинографии. Пластилинография это один из видов декоративно-прикладного искусства, создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности. Пластилинография, во-первых, способствует, снятию мышечного напряжения и расслаблению, во-вторых, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. И в-третьих способствует интеграции различных образовательных сфер.
Темочки:
Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:
• формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
• освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
• обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
• развитие мелкой моторики;
• ознакомление с окружающим миром;
• развитие эмоций и фантазии.
Темы организованной образовательной деятельности по пластилинографии тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют в других образовательных областях. Интегрированная образовательная деятельность более результативна, поскольку у детей возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на них; проявляются разнообразные интересы; расширяются знания об окружающем мире. Пластилинография может объединить самые разные образовательные области ФГОС ДО :
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» даёт возможность развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становлению эстетического отношения к окружающему миру; учить создавать лепные картины, рационально использовать материал, создавать условия для реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
образовательная область «Физическое развитие» развивать мелкую моторику и зрительно моторную координацию, следить за осанкой.
образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» способствует развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости; знакомить с правилами безопасной работы, с материалам и инструментами, приучать оберегать себя от возможных травм, воспитывать трудолюбие и ответственность; помогать ребёнку анализировать и адекватно оценивать свои возможности.
образовательная область «Познавательное развитие» развивать воображение и творческую активность, учить самостоятельно строить продуктивную деятельность с опорой на уже сформированные сенсорные эталоны.
образовательная область «Речевое развитие» обогащать литературными образами и активизировать словарь ребёнка в процессе продуктивной деятельности. Стимулировать инициативные высказывания.
Для создания пластилиновых картин мы приобрели необходимый материал: картон с контурным рисунком, пластиковые пластины; набор мягкого воскового пластилина; салфетки для рук; стеки; собрали бросовый и природный материалы.
Данная техника хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата, вносит определённую новизну в деятельность детей, делает её более увлекательной и интересной.
При создании пластилиновых картин следует соблюдать следующие рекомендации: во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон или пластиковые пластины; предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка; устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером; покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение мы проводим поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок и постепенно переходить к созданию более сложных.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей мы используем пластмассовые шприцы без игл. Для этого нужно извлечь поршень из шприца, и туда поместить пластилиновую «колбаску». Затем с края вставить поршень, закрывая доступ в полость шприца, и теперь нужно хорошо нагреть шприц под струей горячей воды. Если выдавливать поршнем размягченную пластилиновую массу, получаются изящные линии, которые придают композиции грациозную утонченность.
Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, мы используем игровые мотивации: предлагаем обыграть свою поделку, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения правилам, приёмам и средствам композиции. Для рисования пластилином нет ограничений. Всё зависит от смелости творческой мысли, яркости идей и художественной фантазии.
Данная форма работы позволяет нам решать не только практические, но и образовательные задачи, что способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Дети получают радость от достигнутых результатов, своей полезности другим. Их работы украшают лестничные пролёты детского сада, групповую комнату. Свои поделки дошкольники дарят родителям и друзьям, используют в играх. Максимум внимания и уважения к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещений ДОО помогают сформировать обстановку эмоционального благополучия, вызвать чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками.
Одним из важных способов поощрения и развития детского творчества являются выставки детских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе родителям, служит стимулом для активного участия детей в процессе рисования пластилином. Таким образом, они могут оценить свои работы как бы со стороны, получить общественное признание своего труда.
Это «пластилиновое чудо», пронизано теплом рук моих маленьких художников, которые его создавали, и может быть, поэтому оно излучает какую-то особенную энергию, похожую на маленькую сказку.