Людмила Румянцева
Пластилинография как средство развития творческих способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Пластилинография – как средство развития
творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники изобразительной деятельности, пластилинографии. Формирование творческой личности - одна из главных задач художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Пластилиновая живопись является эффективным средством развития творческих способностей. Автор раскрывает свой практический опыт работы в детском саду по развитию творческих способностей посредством пластилинографии. Наглядно показана вся работа в детском саду от создания предметно-развивающей среды и организации комплекса образовательных ситуаций до взаимодействия с родителями.
Публикация «Пластилинография как средство развития творческих способностей у дошкольников» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание, дети дошкольного возраста, изобразительная деятельность, пластилинография, пластилиновая живопись, творческие способности, творческая деятельность, художественная деятельность, изобразительное искусство.
Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста - это целенаправленное воздействие средствами искусства на дошкольника, в процессе которого у детей развиваются творческие способности, формируется чувство вкуса, интерес к искусству. [6]
Одна из основных задач художественно-эстетического воспитания - формирование творческой личности. Наиболее эффективным средством считается изобразительная деятельность ребёнка в дошкольном учреждении. В процессе рисования, лепки, аппликации дошкольник переживает разнообразные чувства: радуется созданному им изображению, стремится преодолеть трудности, приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления детей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, их характерные особенности, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся их использовать. [6]
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образованияизобразительную деятельность включает в образовательную область "художественно-эстетическое развитие", которое предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. [12]
Как средство формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста используются разные виды художественной деятельности, в том числе и нетрадиционные способы изобразительного искусства, такие как пластилинография.
Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, с помощью которой создаются выпуклые, барельефные, образы из пластилина на поверхности.
Такие известные учёные, как Давыдова Г. Н., Комарова Т. С., Григорьева Г. Г. в своих исследованиях по изучению изобразительного творчества дошкольников выделяют, что лепка – это средство умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. Давыдова Г. Н., в своих работах отмечает:«Пластилинография хороша тем, что доступнадетям дошкольного возраста, способствует быстрому достижению результата и придаёт новизну детскому творчеству, делая его более увлекательным и интересным» (Давыдова).
В пластилиновой живописи пластилин используется как «краска», изобразительный материал, а инструментом в работе с этим материалом являются пальчики и ладошки ребёнка. Такая техника изобразительного искусства, как пластилинография, имеет большое значение в развитии детей дошкольного возраста. Создавая картины из пластилина, дошкольникиучатся ориентироваться в пространстве, планировать свою работу; у них развиваются внимание, воображение, пространственное мышление, мелкая моторика рук, самостоятельность, творческие способности; способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.
Развитие творческих способностей через пластилинографиюведётся поэтапно, начиная с младшегодошкольного возраста, и продолжается в течение всего дошкольного возраста. В младшей группе дети знакомятся с пластилином, учатся раскатывать колбаски, шарики, сплющивать их, соединять между собой детали поделки; прикреплять,прижимая пальчиком, кусочек пластилина к основе.
На первом этапе, начиная с младшей группы, дети знакомятся с пластилином, учатся раскатывать колбаски, шарики, сплющивать их, соединять между собой детали поделки. У них формируются умения отщипывать маленькие кусочки от целого куска, скатывать шарики между двумя пальчиками, прикреплять и размазывать кусочки пластилина по основе; дети учатся работать на ограниченной плоскости.
Во время второго этапа дошкольники осваивают метод размазывания пластилина от центра к краю, не выходя за контуры поделки; осваивают способы смешивания разных цветов пластилина : смешивают пластилин прямо на основе или перемешиваютразные цвета пластилина в одномкусочке. Для получения шероховатой поверхности, дети учатсяработать стекой, наносить ей рельефные точки, штрихи, фигурные линии, используют природный и бросовый материал для создания выразительности поделки.
На третьем этапе дети старшего дошкольного возраста самостоятельно решают творческие задачи, выбираютрисунок для работы и создают сюжетные композиции, используя при этом все приёмы, которые усвоили. На данном этапе педагоги не навязывают свои идеи и варианты работы, а способствуютпроявлению творчества детьми.
Для развития творческих способностей у дошкольников в группах нашего детского сада созданыуголки художественной деятельности, где подобраны картины, выполненные в технике пластилиновой живописи;предметные и сюжетные картинки;иллюстрации с поэтапным выполнением работ в данной технике;пластилин, стеки, природный и бросовый материал для оформления работ, шприцы, картон, оргстекло, дощечки для основы, трафареты; создаются условия для самостоятельной творческой деятельности.
Особое внимание в работе по развитию творческих способностей посредством нетрадиционной техники пластилинографии уделяется взаимодействию с семьёй. Для родителей организовываются выставки детских творческих работ выполненных в технике пластилиновой живописи, литературы, пособий. В родительских уголках размещается наглядная информация, советы. Проводятся круглые столы, беседы, консультации, мастер-классы, семинары.
Таким образом, для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста требуются не только традиционные способы художественной деятельности, но и систематическое использование нетрадиционных техник, например, пластилинографии. Занятия пластилиновой живописью способствуют развитию у дошкольников мелкой моторики,внимания, наблюдательности, эстетического восприятия, ориентировки в пространстве, творческих способностей, формируются изобразительные навыки.