Светлана Аркадьевна Доронина
Планирование экспериментально-опытнической деятельности для детей с задержкой психического развития подготовительной к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментально-опытническая деятельность с детьми проводится 2 раза в месяц, 2 и 4 недели, пятница 15.30-16.00
Сентябрь
«Можно ли склеить бумагу водой?»
Цель: Закреплять знания детей о свойствах воды.
Материал: 2 листа бумаги А4, вода.
Опыт: взять 2 листа бумаги, приложить один к другому и попробовать сдвинуть в противоположные стороны. Затем смочить листы водой и повторить то же самое. Объяснить, что вода обладает «склеивающим» действием.
«Дождевые облака»
Цель: объяснить детям как появляется дождь.
Материал: банка, вода, пена для бритья, пипетка, окрашенная вода.
Публикация «Планирование экспериментально-опытнической деятельности для детей с задержкой психического развития подготовительной к школе» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Работа психолога. Планы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Опыт: взять банку с водой 2/3, выдавить пену для бритья, чтобы получилось облако, теперь пипеткой накапать на пену окрашенную воду, наблюдаем как вода просочилось сквозь пену и опустилась на дно банки.
Октябрь
«Парашют»
Цель: Познакомить детей со свойством воздуха удерживать предметы.
Материал: 2 листа бумаги А4.
Эксперимент: берем 2 листа бумаги А 4, один сминаем в тугой комок, другой оставляем как есть. Одновременно опускаем 2 листа с одинаковой высоты, обращаем внимание детей, что не скомканный лист опускается медленно и плавно, оказывая сопротивление воздуху.
«Как образуются облака?»
Материал: банка, горячая вода, тарелка.
Цель: объяснить детям круговорот воды в природе.
Эксперимент: заполняем банку горячей водой на 3 см, закроем банку тарелкой, в банке сразу появилось туманное облако, водяной пар поднимается вверх, где, охлаждаясь, превращается в капельки воды.
Ноябрь
«Почему по воде идут круги?»
Цель: определить, почему бросая в воду предметы разной формы, волна приобретает форму круга
Материал: камешки разной формы, металлические предметы разной формы, кусок мыла, мелкие игрушки, таз с водой.
Эксперимент: Дети по очереди бросают в таз с водой различный материал, проверяя, как волна образует форму круга. Определить взаимосвязь: чем меньше размер бросаемого предмета, тем волна быстрее округлится.
«Что такое тень?»
Цель: Выяснить откуда берется тень.
Материал: лампа настольная, мяч, книга, фигурки, стекло.
Опыт: Помещаем предметы на пути источника света, выясняем, что от непрозрачных предметов появилась тень, которая по форме похожа на сам предмет. Стекло не отбрасывает тень. Делаем вывод, что непрозрачные предметы не пропускают свет, около предметов образуется тень.
Декабрь
«Для чего нужно мыло?»
Цель: определить, как правильно мыть руки.
Материал: мыло, вода, сушеная зелень, растительное масло.
Эксперимент: Смешать щепоть зелени с растительным маслом и намазать руки. Попробуем вымыть руки чистой водой. Затем пробуем вымыть руки с мылом. С помощью мыла руки стали чистыми. Вода не может смочить жирные поверхности и собирается на них в капельки. Мыло помешало стремлению воды собираться в капельки.
«Звенящая вода»
Цель: показать детям, как количество воды в чашке влияет на издаваемый звук.
Материал: поднос, чашки, вода, палочки деревянные.
Эксперимент: Перед детьми стоят 2 чашки с водой. Как заставить чашки звучать? Как сделать звук звонче? (варианты детей). Предлагается деревянная палочка. Все слушают, как звенят чашки, одинаковые звуки мы слышим? Затем добавляем воду в чашку, что изменилось? Что влияет на звон? Подвести к пониманию, что на звон влияет количество воды, звуки получаются разные.
Январь
«Прозрачность воздуха»
Цель: показать детям, что воздух прозрачен.
Материал: полиэтиленовый пакет.
Опыт: набираем в пакет воздух и закручиваем его, пакет полон воздуха и похож на подушку. Воздух занял все место в пакете, теперь развяжем пакет и выпустим воздух, пакет опять стал тонкий. Вывод: воздух прозрачен и чтобы увидеть, его надо поймать.
«Чем пахнет вода?»
Цель: подвести детей к пониманию, что чистая вода не имеет запаха и вкуса.
Материал: чашки с водой, соль, сахар, апельсин, лимон.
Опыт: Добавляем в чашки с водой несколько капель лимона, апельсина, щепоть соли, сахара, подводим детей к пониманию, что если в чистую воду добавить другие вещества, у воды получается запах, цвет и вкус (компот, борщ, рассольник и др.)
Февраль
«Замерзшая вода»
Цель: выявить, что лед – это твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
Материал: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картина с изображением айсберга.
Эксперимент: рассматриваем с детьми кусочки льда, чем лед отличается от воды, можно ли лед лить как воду (пробуем это сделать, какой формы лед? (лед сохраняет форму, плавает ли лед, какая часть льда плавает? (верхняя, показать картину с айсбергом, обратить внимание на лед в тарелочках, что произошло, почему растаял лед, во что превратился лед, из чего он состоит.
«Исчезающий мелок»
Цель: подвести к пониманию, что при соединении одних веществ может образоваться другое вещество.
Материал: мел, уксус
Опыт: бросить кусочек мела в стакан с уксусом, наблюдаем, как исчезает мел и образуются пузырьки воздуха (газ).
Март
«Лава – лампа»
Цель: подвести детей к пониманию, что масло легче воды, но соль тяжелее масла
Материал: соль, вода, растительное масло, пищевые красители, большой прозрачный стакан.
Опыт: стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду стакан растительного масла, масло плавает на поверхности, медленно всыпать 1 ч. лож соли, соль с маслом начинает медленно опускаться на дно, и когда соль растворяется в воде, масло поднимается вверх.
«Надуй шар»
Цель: показать детям способ взаимодействия веществ.
Материал: бутылка воды, 1 ч. лож. соды, сок лимона, уксус, шар воздушный, изолента.
Опыт: в бутылку с водой добавить соду, сок лимона и уксус, закрепить шар на горлышке, смотреть реакцию вещества.
Апрель
«Как найти вареное яйцо?»
Цель: научить детей определять сырое яйцо или вареное.
Материал: 2 яйца, одно – сырое, второе – вареное.
Эксперимент: Пробуем покрутить оба яйца по очереди, сырое останавливается почти сразу, вареное – вращается долго. Вывод: внутри сырого яйца – жидкость, которая тормозит вращение.
Май
«Извергающийся вулкан»
Цель: показать детям способ взаимодействия веществ.
Материал: вулкан из пластилина, сода 2 ст. лож, уксус 1/3 стакана, красная краска, капля жидкого моющего средства.
Опыт: в вулкан положить соду, уксус, краску, моющее средство смешать, подливать в вулкан.
«Краснокочанная химия»
Цель: показать детям способ взаимодействия веществ.
Материал: настой капусты белокочанной, 3 стакана с холодной водой, с добавлением в один - уксуса, в другой - соду.
Опыт: в стаканы подливаем настой капусты и смотрим как меняется цвет воды.