Лариса Кущенко
Планирование работы с детьми с ОВЗ по лексической теме «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с домашними животными (кошка, собака, корова, лошадь, свинья).
Задачи:
• Формировать понятие «домашние животные», представление об особенностях жизни домашних животных.
• Развивать навыки совместной деятельности, коммуникативные навыки с учётом индивидуальных психо - физиологических особенностей детей.
• Формировать устойчивое положительное состояния во время игры с другими детьми.
Публикация «Планирование работы с детьми с ОВЗ по лексической теме „Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Планы
- Животные. В мире животных
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
• Вовлекать детей в речевое общение с взрослым и сверстниками. Побуждать вступать в диалог всеми доступными способами (вокализации, игровые действия, фразовая речь).
• Развивать потребность в общении и формировать элементарные коммуникативные умения.
• Развивать интерес к окружающей действительности и стимулировать познавательную активность.
• Развивать у детей слуховое, зрительное внимание, восприятие; зрительно-двигательную координацию.
• Развивать крупную и мелкую моторику, учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением.
• Формировать умения играть в подвижные игры.
• Повышать эмоциональный тонус ребенка.
• Способствовать развитию гуманных чувств, желанию заботиться о животных.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами
Утро
- Игра с мячом «Приветствие» - «Как тебя зовут?». Цель: развивать навыки общения, создавать положительный климат в группе.
- Утренняя гимнастика. Цель: способствовать укреплению здоровья детей, создавать бодрое, жизнерадостное настроение.
- Пальчиковая гимнастика «Кошки- мышки».
Цель: учить выполнять действия пальцами по подражанию действиям взрослого с речевым сопровождением, развивать мелкую моторику.
- Обучающая ситуация «Киска в гости к нам пришла»: рассмотреть иллюстрацию «Кошка с котятами», игрушку – кошку. Цель: знакомить с понятием «домашние животные», учить показывать части тела, соотносить предмет с картинкой.
- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: Игра «Наша кошка» с Кирой, Олей.
- Рассмотреть, что делает кошка (Покажи, где: идёт, лежит, сидит, ест).
- Д/и «Чья мама?" (с Андреем). Цель: знакомить с детёнышами домашних животных: у кошки – котята.
- «Бантик для кошки» (Матвей). Цель: знакомить с основными цветами: красный, зелёный, жёлтый.
- Д/и «Собери картинку» (с Аней) из двух частей.
- Игра «Накорми киску» с Ириной (котёнку – маленькую рыбку, кошке – большую).
Цель: продолжать формировать понятия «маленький - большой».
Образовательная деятельность в режимных моментах. Цель: обратить внимание детей на формы приветствия для осмысленного их применения. Через многообразие возможностей языка, мимики и жестов показать образцы поведения в различных ситуациях.
- Свободная деятельность детей в центрах активности под наблюдением воспитателя.
Цель: обеспечить эмоционально-положительное состояние детей в играх и в других видах самостоятельной деятельности.
- Внести картинку «Кошка с котятами», игрушку; разрезные картинки по теме.
ОД
Физическая культура (адаптивная).
Сенсорное развитие (по плану педагога – дефектолога).
Ознакомление с окружающим Тема: «У бабушки в гостях». Цель: рассмотреть макет «Бабушкино подворье», заинтересовать детей новым игровым материалом; познакомить детей с домашними животными, внешним видом. Формировать понятие «домашние животные». Развивать внимание, память, мышление.
Прогулка
- Упражнение «Ровный строй». Цель: формировать умение строиться и ходить парами.
- Наблюдение за кошкой. Цель: расширять представление о домашнем животном -кошке; воспитывать желание заботиться о животных. Прочитать стихотворение:
Здравствуй, киса! Как дела?
Что же ты от нас ушла?
-Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить.
Ходите, зеваете.
На хвостик наступаете.
(И. Жукова).
- Подвижная игра «Воробушки и кот».
Цель: учить мягко спрыгивать, приучать к осторожности. - Формировать умение двигаться по сигналу воспитателя (Оля).
- Катание мяча по прямой с Аней. Цель: учить отталкивать мяч двумя руками.
- Повторить пальчиковую гимнастику «Кошка мышку цап-царап» с Кирой.
- Физминутка “Котятки”.
Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так!
(изображаем мытье рук)
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так!
- Дидактическая игра на развитие слуха «Кошка и котенок»
- Учить Матвея самостоятельно снимать обувь, аккуратно ставить в шкаф.
- «Раз ступенька, два ступенька».
Цель: продолжать отрабатывать шаги при движении по лесенке.
- Закреплять последовательность одевания и раздевания.
- Игры с выносными игрушками под наблюдением воспитателя. Цель: формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Учить играть рядом, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками.
- Трудовая деятельность: убрать крупные сухие ветки.
Цель: воспитывать желание помогать взрослым.
Работа перед сном
- Формировать умение при раздевании перед сном вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье.
- Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?». Цель: формировать положительное, эмоционально окрашенное отношение к речи взрослого, умение слушать речь и чувствовать интонацию. Развивать умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание.
Вечер
- Воздушные и водные процедуры. Задачи: обеспечить постепенное пробуждение организма ребенка; воспитывать положительно - эмоциональный настрой после сна.
- Чтение рассказа Льва Толстого «Котёнок». Цель: воспитывать усидчивость, желание слушать.
- Игры с кинетическим песком "Прятки" (кошка с котятами). Цель: развивать мелкую моторику, продолжать формировать понятия «один-много».
- Упражнение на дыхание с Ириной «Помоги котёнку загнать мяч в ворота». Цель: формировать направленный выдох.
- Игра «Маленький - большой» (с Матвеем): выполнение инструкций «Покажи, кто маленький? Кто большой?».
- Игра с пальчиками с Олей:
Кот на печку пошёл,
(Пальчики «шагают»)
Горшок каши нашёл.
(Горшок из ладошек)
На печи калачи,
(Ладошки «лепят калачи»)
Как огонь горячи.
(Подуть на ладошки)
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.
(Погрозить пальчиком)
- Игра «Котенок-привереда» с Андреем. Цель: учить использовать в речи предлоги «на», «под».
- Конструктивно-модельная деятельность: игра со строительным материалом «Домики для котят».
- Сюжетно-отобразительная игра «Кошка».
Цель: развивать способность принять на себя роль животного.
- Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
- Внести строительный материал.
- Деятельность в центре ИЗО: «Пушистый котёнок» (аппликация из ниток). Цель: воспитывать тёплое отношение к животным, вызывать желание помогать им; развивать творческие способности, мелкую моторику.
Прогулка (вечер).
- Наблюдения за облаками. Цель: рассмотреть облака на небе. Знакомить детей с окружающим миром.
- Физминутка «Беленькое облако». Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.
- Самостоятельные игры детей под наблюдением воспитателя.
ВТОРНИК
Утро
- Игра-упражнение "Утреннее приветствие".
- Утренняя гимнастика.
- Пальчиковая гимнастика «Домашние животные». Цель: учить выполнять действия пальцами по подражанию действиям взрослого с речевым сопровождением, развивать мелкую моторику.
- Рассматривание картинки с изображением собаки.
Цель: продолжать знакомить с понятием «домашние животные», учить показывать части тела, соотносить предмет с картинкой.
- Рассмотреть игрушки (собака, кошка) и картинки с Матвеем. Цель: развивать понимание речи (учить понимать вопросы: покажи, где? кто это).
- Игра «Где собачка Жучка?» с Ириной. Цель: использовать в активной речи слово «вот»; звукоподражание «ав-ав».
-Упражнение "Помоги собачкам найти домик". Цель: побуждать подбирать картинки по словесному указанию на основании величины предмета, продолжать знакомить с понятиями «большой» - «маленький».
- «Сухой бассейн» (захват щепоткой, двумя пальцами) с Аней: игра «Найди, кто спрятался».
Цель: развивать мелкую моторику.
- Формирование КГН. Закреплять умение самостоятельно и опрятно есть; спокойно сидеть за столом, правильно держать ложку между указательным и средним пальцами, придерживая сверху большим; набирать в ложку немного еды.
- Свободная деятельность детей в центрах активности под наблюдением воспитателя.
Цель: обеспечить эмоционально-положительное состояние детей в играх и в других видах самостоятельной деятельности.
- Наблюдение в уголке природы за рыбками. Задачи: учить внимательно рассматривать живые объекты.
- Внести картинки с изображением собаки, игрушки.
ОД
Речевое развитие (по плану учителя-логопеда).
Музыка /зал/ (по плану музыкального руководителя).
ХТ. Рисование "Вот идёт собачка Жучка". Цель: воспитывать интерес и бережное отношение к живому, желание отображать впечатления в рисунке.
Прогулка
- Упражнение «Ровный строй». Цель: формировать умение строиться и ходить парами.
- Наблюдение за птицами: обратить внимание детей на особенности поведения птиц (нахохлившиеся вороны, прыгающие воробьи). Цель: расширять представление о птицах; обратить внимание на особенности поведения птиц; воспитывать доброе отношение к представителям пернатого мира.
Воробей, что ты ждешь? Крошек хлебных не клюешь.
Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
(А. Тараскин).
- П/и «Воробушки и кот». Цель: учить мягко спрыгивать, приучать к осторожности. - Упражнять в ходьбе парами Аню, Киру.
- Д/и «Кто как кричит» (с Олей, Кирой). Цель: знакомить с голосами домашних животных, вызвать звукоподражание.
- Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» с Олей. Цель: развивать мелкую моторику.
- Практическое упражнение «Носовой платок». Цель: формировать культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, вовремя обращаться за помощью к взрослым
- Учить Аню самостоятельно снимать обувь, аккуратно ставить в шкаф.
- «Раз ступенька, два ступенька». Цель: отработка шагов при движении по лесенке.
- Самостоятельные игры с выносными игрушками под наблюдением воспитателя.
- Трудовая деятельность: подметание дорожки.
Цель: учить правильно пользоваться метлой.
Мы ребята маленьки,
Маленьки-удаленьки.
Мы дорожку подметём
И гулять по ней пойдём.
Работа перед сном
- Формировать умение при раздевании перед сном вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье.
- Слушание музыки из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Цель: продолжать учить внимательно слушать, эмоционально реагировать на произведение.
Вечер
- Воздушные и водные процедуры. Задачи: обеспечить постепенное пробуждение организма ребенка; воспитывать положительно - эмоциональный настрой после сна.
- В. Сутеев ""Как щенок Тявка учился кукарекать".
Цель: воспитывать усидчивость, формировать эмоциональный отклик на чтение худ. произведений.
- Выполнение инструкций с Кирой, Олей на расширение объема пассивного глагольного словаря: а) формирование навыка понимать слова-названия действий, совершаемых разными объектами: покажи, кто стоит и лает? (собака); покажи, кто лежит и спит? (кот); где собака сидит? идёт?
- Обучение игре. Сюжетная игра «Семья»: игровая ситуация «Собираемся на прогулку». Задачи: учить с помощью воспитателя переносить знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации, формировать умение выполнять действия в соответствии с ролью.
- Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
Задачи: выявлять предпочтения детей при выборе игрушек, побуждать включаться в коллективную деятельность.
- Работа в центре ИЗО: аппликация из кругов "Собака". Цель: продолжать учить наклеивать готовые формы, развивать мелкую моторику.
Прогулка
- Наблюдения за птицами. Задачи: формировать общие представления о птицах, знакомить с отдельными видами птиц (ворона, голубь, воробей, сорока).
- П/и игра «Мяч в круге». Цель: развивать основные виды движений, учить выполнять метание в горизонтальную цель двумя руками снизу. Развивать крупную моторику рук, координацию движений.
- Пальчиковая гимнастика «Кошки – мышки». Цель: развивать мелкую моторику.
- Игры с выносными игрушками под контролем воспитателя. Цель: в результате наблюдения установить игровые предпочтения детей, имеющиеся игровые навыки.
СРЕДА
Утро
- Игра-упражнение "Утреннее приветствие".
- Утренняя гимнастика.
- Пальчиковая гимнастика «Домашние животные». Цель: развивать мелкую моторику.
- «Давай познакомимся»: рассмотреть иллюстрацию «Корова с телёнком». Цель: уточнить представления детей о корове и теленке; показать части тела, как подаёт голос, чем питается.
- Песенка - инсценировка «Бычок» (музыка Е. Железновой). Цель: формировать у детей умение подыгрывать на музыкальных инструментах (металлофоне).
- Игра "Сложи половинки" с Матвеем. Цель: учить собирать разрезные картинки из 2-х частей.
- Составление рассказа «Корова» (с Андреем).
- Рисование карандашами «Зеленая травка для коровы и теленка». Цель: учить правильно держать карандаш, рисовать короткие вертикальные штрихи.
- Игра «Тихо-громко». Цель: вызвать звукоподражание, учить выполнять артикуляционное упражнение «Корова».
- Дидактическая игра «Домик для коровы». Цель: продолжать знакомить с формой и цветом.
- Трудовые поручения: помогаем накрывать на стол. Цель: учить детей помогать взрослым накрывать на стол, убирать со стола. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
- Внести картинку – корову и игрушку, настольно – печатную игру «Собери картинку».
- Игры со строительным материалом «Загон для телят». Цель: учить детей делать несложные постройки, замыкать пространство, ставить кирпичики на длинную узкую сторону.
ОД
Физическая культура (адаптивная)
ФЭМП (по плану учителя-дефектолога).
Прогулка
- Упражнение «Ровный строй». Цель: формировать умение строиться и ходить парами.
- Наблюдение «Деревья нашего участка». Цель: показать особенности строения деревьев (ствол, ветки); продолжать знакомить с признаками и характерными особенностями осенних деревьев.
- П/и "Телёнок". Цель: продолжать учить выполнять движения по словесной инструкции и по показу.
- Формировать умение двигаться по сигналу воспитателя у Ирины.
- Упражнение «Попади в цель» с Олей. Цель: развивать глазомер.
- Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» с Андреем.
- Практическое упражнение «Носовой платок». Цель: формировать культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, вовремя обращаться за помощью к взрослым
- Трудовая деятельность: собрать опавшие листья и ветки на участке. Цель: учить оказывать посильную помощь.
- Сюжетная игра «Покормим коровку». Цель: воспитывать бережное отношение и любовь к животным, желание о них заботиться.
Работа перед сном
- Чтение сказки И. Ревю «Добрая корова». Цель: продолжать учить внимательно слушать, воспитывать усидчивость.
Вечер
- Воздушные и водные процедуры.
- Чтение сказки «Про корову Буренку» (О. Кузьмин).Цель: воспитывать усидчивость, желание слушать чтение.
- «Узнай животное по контуру» (с Ириной). Цель: развивать зрительное восприятие.
- Игра «Маленький бычок». Цель: продолжать знакомить с домашними животными, вызвать звукоподражание (с Олей).
- Игра «Большой – маленький». Цель: формировать представления о величине: «маленький», «большой» (с Матвеем).
- Дидактическая игра «Заготовим сено для коровы» (с Андреем).
- Обучение игре. Сюжетная игра «Семья»: игровая ситуация «Собираемся на прогулку». Задачи: учить с помощью воспитателя переносить знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации, формировать умение выполнять действия в соответствии с ролью.
- Работа в центре ИЗО: конструирование «Корова». Цель: вызвать интерес к аппликации, продолжать учить наклеивать готовые формы, создавая целостный образ. Развивать координацию движений обеих рук, формировать систему «взор - рука», зрительно-двигательную координацию.
Прогулка
- Наблюдение за играми детей старшей группы.
- П/и игра «Мяч в круге». Цель: развивать основные виды движений, учить выполнять метание в горизонтальную цель двумя руками снизу.
- Игры с выносными игрушками под контролем воспитателя.
ЧЕТВЕРГ
Утро
- Игра-упражнение "Утреннее приветствие": «Как тебя зовут?».
- Утренняя гимнастика.
- Пальчиковая гимнастика «Лошадка».
Цель: учить выполнять действия пальцами по подражанию действиям взрослого с речевым сопровождением, развивать мелкую моторику.
- Рассматривание картины «Лошадь». Цель: продолжать знакомить с домашними животными.
- Д\и «Кто спрятался?» с Андреем (предлоги за, под, на, в). Цель: формировать понимание предлогов.
- Игры с кинетическим песком "Мостик для лошадки" (с Олей, Аней (дети из песка делают брёвна, затем соединяют их в мостик). Цель: развивать мелкую моторику.
- Д/и «Угадай, кто кричит?» с Ириной. Цель: развивать фонематический слух.
- Работа по закреплению у детей культурно-гигиенических навыков: закреплять навык правильного мытья рук, умения насухо вытирать руки, находить свое полотенце.
Работа с родителями
Предложить дома посмотреть с детьми м/ф "Кто пасется на лугу?" (из мультипликацион-
ного альманаха «Весёлая карусель» № 5.
[b]ОД[/b]
Развитие речи (по плану учителя-логопеда).
ХТ. Аппликация из ниток "Я люблю свою лошадку". Цель: продолжать учить наклеивать готовые формы, добавлять элементы (хвост, грива, создавая целостный образ. Развивать игровую направленность изобразительной деятельности, учить действовать с готовыми изображениями. Развивать координацию движений обеих рук, формировать систему «взор - рука», зрительно-двигательную координацию.
Физическая культура (адаптивная) /на воздухе.
Прогулка
- Наблюдение за погодой. Цель: формировать познавательный интерес.
- П/и «Кони». Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, учить действовать по команде взрослого, упражнять в произношении звуков.
- Игра «Поймай мяч» с Ирой, Андреем. Цель: учить бросать и ловить мяч.
- Пальчиковая гимнастика "Лошадка" с Аней. Цель: развивать мелкую моторику. - «Раз ступенька, два ступенька». Цель: повторение элементарных правил безопасного передвижения - отработка шагов при движении по лесенке.
- Продолжать учить самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать вещи в шкаф. - Игры с выносным материалом.
- Свободная деятельность под контролем воспитателя.
- Трудовые поручения: подметаем дорожки на участке. Задачи: учить выполнять простейшие трудовые операции. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Работа перед сном
- Слушание классической музыки. Цель: воспитывать положительное эмоциональное отношение и интерес к музыке, расширять музыкальные впечатления, переживания, средствами музыки воспитывать эстетическое отношение к окружающему, к родной природе.
Вечер
- Воздушные и водные процедуры.
- Сюжетная игра "Накормим животных". Цель: формировать умение воспроизводить игровые действия по подражанию взрослым.
- Работа в уголке сенсорного развития с Олей: обследование мяча и куба. Задачи: продолжать знакомить с разными способами обследования предметов.
- Игра «Тихо – громко» (ау) с Ириной. Цель: развивать голосовой аппарат, отрабатывать навык тихого и громкого произношения.
- Игра с пальчиками "Повстречались" с Андреем.
- Игра "Где чей детёныш?" с Матвеем. Цель: упражнять в подборе детёнышей к изображению взрослого животного.
- Трудовые поручения: моем кукол.
Цель: воспитывать желание оказывать взрослым посильную помощь.
- Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
Цель: обеспечить эмоционально-положительное состояние детей в играх и в других видах самостоятельной деятельности.
Прогулка
- Наблюдение: одежда осенью.
Задачи: продолжать знакомить детей с изменениями, происходящими в природе, учить видеть связанные с этим изменения в одежде детей. Развивать наблюдательность.
- Самостоятельные игры под контролем воспитателя. Цель: создать условия для комфортного пребывания детей в д/ саду.
- П/и «Весёлый колокольчик». Цель: учить внимательно слушать и слышать звук, упражнять в спокойном беге.
ПЯТНИЦА
Утро
- Игра-упражнение "Утреннее приветствие"- игра с мячом «Как тебя зовут?».
- Утренняя гимнастика.
- Пальчиковая гимнастика «Поросята». Цель: учить выполнять действия пальцами по подражанию действиям взрослого с речевым сопровождением, развивать мелкую моторику.
- Рассматривание картины и беседа "Свинья с поросятами".
- Игры с песком "На ферме" с Андреем.
Цель: закреплять знания о домашних животных.
- Дидактическая игра «Накорми поросят» с Ириной. Цель: продолжать знакомить с понятиями "один-много".
- Игра с 3Dпазлами с Олей, Матвеем «Кто на ферме живёт?». Цель: развивать пространственное ориентирование, мелкую моторику.
- Конструирование «Домик для поросенка».
Цель: учить выкладывать геометрические фигуры на схематичное изображение домика из этих геометрических фигур.
- Внести предметные картинки по теме.
Цель: продолжать учить рассматривать картинки, не рвать их.
- Внести макет «Бабушкино подворье»,
3Dпазлы «Домашние животные»,
аудиозапись «Скотный двор».
[b]ОД[/b]
ХТ. Рисование по трафаретам "На ферме". Цель: учить правильно держать кисть (карандаш, раскрашивать не заходя за контур.
Музыка (зал).
Прогулка
- Упражнение «Ровный строй».
- П/и «Великаны-карлики». Цель: учить слушать и понимать речевую инструкцию, выполнять движения; развивать активность детей в двигательной деятельности.
- Д/и «Поручения» с Олей. Цель: развивать потребность в сотрудничестве со взрослым, совершенствовать понимание речи взрослого.
- С Ириной пальчиковая игра "Домашние животные". Цель: развивать мелкую моторику.
- Труд: упражнение «Собери листочки».
Цель: учить выполнять элементарные трудовые поручения, видеть пользу результатов своего труда.
Работа перед сном
- Чтение сказок по выбору детей.
Вечер
-Воздушные и водные процедуры.
- Показ кукольного театра «Три поросенка». Цель: создать положительный эмоциональный настрой.
- Упражнение с Матвеем «Положи правильно».
Цель: учить классифицировать предметы по величине.
- Упражнение на дыхание с Олей «Покажем, как волк сдул соломенную крышу с домика».
- Игра «Покажи, где?.» с Ириной. Цель: продолжать формировать навык соотнесения предмета и картинки (домашние животные).
- Д/и "Чей хвостик?" с Андреем.
- Водная терапия: «Животные пошли купаться» (игра с фигурками домашних животных в тазике с водой).
-Работа в центре ИЗО: «Поросята у кормушки».
Цель: продолжать учить наклеивать готовые формы (поросят) на лист бумаги с нарисованной кормушкой, затем на плоскость кормушки налепить кусочки желтого пластилина - корм для поросят.
Прогулка
- Наблюдение за погодой. Цель: развивать наблюдательность, любознательность, интерес к природе.
- Подвижная игра «Бегите ко мне».
Цель: учить детей правильно выполнять игровые действия, ориентироваться на других игроков.
- Самостоятельные игры детей.
Список использованной литературы.
1. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. Кн. 3. 2-е изд. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 208 с. - (Детский сад с любовью).
2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических заданий. 2-я младшая группа. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 120 с.
3. Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. 1-я младшая группа. Интегрированный подход. - Издательство: Скрипторий 2003.
4. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М. : Просвещение, 2005. – 272 с.
5. Кирилина Ю. А. Комплексы ОРУ и подвижных игр для детей с 3 до 7 лет. - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2008г.
6. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Иванова А. Е., Кравец О. Ю., Рыбкина И. А. и др. ; Под ред. Н. В. Серебряковой. - СПб. : КАРО, 2005. - 112 с: ил. — (Серия «Коррекционная педагогика»).
7. Кривцова Т. А. Программа занятий по речевому развитию детей 2-3 лет: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2010. – 28с. (Коррекционная педагогика).
8. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием: Конспекты. – М. : Книголюб, 2006. – 144 с. – (Развитие и коррекция).