Индира Кадралиева
План работы по самообразованию «Развитие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы
по самообразованию на тему «Развитие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Цель:
Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
Публикация «План работы по самообразованию „Развитие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
№ Срок
реализации. Мероприятия по работе с детьми. Мероприятия по работе с родителями.
1. Сентябрь 1. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»
Цель: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).
2. «Почему все звучит?»
Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
3. «Прозрачная вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес)
4. «Вода принимает форму»
Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Буклет для родителей
«Роль экспериментальной деятельности
в познавательном развитии дошкольника»
2. Октябрь 1. «Окрашивание воды»
Цель: помочь выявить свойства воды.
2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха – это ветер.
3. «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).
Игротека-практикум
«Поэксперименти-руем!»
3. Ноябрь 1. «Какие предметы могут плавать?»
Цель: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
2. «Делаем мыльные пузыри»
Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.
3. «Подушка из пены»
Цель: развить у детей представление плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести).
4. «Воздух повсюду»
Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
Беседа
«Значение детского экспериментирования для психического развития»
4. Декабрь 1. «Воздух работает»
Цель: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.)
2. «Каждому камешку свой домик»
Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.
3. «Можно ли менять форму камня и глины»
Цель: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).
4. «Свет повсюду»
Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Консультация
«Как научить ребенка исследовать?»
5. Январь 1. «Свет и тень»
Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
2. «Замерзшая вода»
Цель: выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
3. «Тающий лед»
Цель: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.
4. «Разноцветные шарики»
Цель: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.
Домашнее задание
Сделать с детьми вертушки из бросового материала.
6. Февраль 1. «Таинственные картинки»
Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
2. «Все увидим, все узнаем»
Цель: познакомить с прибором-помощником – лупой и ее назначением.
3. «Песочная страна»
Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
4. «Где вода?»
Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.
Практикум
«Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят»
7. Март 1. «Водяная мельница»
Цель: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
2. «Звенящая вода»
Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемые звуки
3. «Угадайка»
Цель: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.
4. «Ловись, рыбка, и мала, и велика»
Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Рекомендация
«Экспериментируем дома с водой»
8. Апрель 1. «Фокусы с магнитом»
Цель: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
2. «Солнечные зайчики»
Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
3. «Что растворяется в воде?»
Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
4. «Что отражается в зеркале?»
Цель: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.
Задание родителям
Изготовление поделок совместно с детьми из бросового материала и бумаги: «Отходы в доходы»
9. Май 1. «Волшебное сито»
Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.
2. «Цветной песок»
Цель: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его со цветным мелом); научить пользоваться теркой.
3. «Игры с песком»
Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.
4. «Фонтанчики»
Цель: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.
Консультация
«Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающем миром»
Список используемой литературы
1. Гризик. Т. И. Познаю мир. /Т. И. Гризик. -М. ; 2010 г.
2. ДыбинаО. В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М. :Мозаика-Синтез,2006.
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2005.
4. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Л. Н. Прохорова. -М. ; 2010 г.
5. Рыжова, Н. А. Что у нас под ногами. / Н. А. Рыжова. - М. ; 2010 г.
6. Козлова, С. А. Мой организм. /С. А. Козлова. -М. ; 2010 г.
7. Мартынова, Е. А., Сучкова, И. М. Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. [Текст] /Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. - Волгоград. ;2011г.