Людмила Хотмирова
Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста как основа успешного овладения родным языком
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста как основа успешного овладения родным языком
Актуальность темы
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Наше время – время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человек а. И ребенок как никто иной имеет право высказывать свое мнение по всем имеющим к нему отношение вопросам, получать ответы в соответствии со своими интересами и потребностями. Но это право требует умения пользоваться тем ценным даром, которым наделен человек, даром слова умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать. Начинать это приближение к современному идеалу нужно как можно раньше. Надо чтобы дети осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека-умение передавать информацию, поддержать беседу, получить необходимую информацию, установить контакт…Я считаю немаловажным воспитать в ребенке умение эффективного общения. И именно поэтому работу по формированию звуковой культуры речи считаю начальной основой подготовки дошкольника к успешному овладению Русским языком.
Публикация «Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста как основа успешного овладения родным языком» размещена в разделах
Язык - "важнейшее средство человеческого общения". Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. И очень важно овладеть
звуковой культурой речи начиная уже с раннего возраста.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д., элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др., связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты, а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры : речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель. О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.
Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи : словаря, связной, грамматически правильной речи.