Олеся Захарова
Коммуникативная компетентность как основа социального успеха у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативная компетентность как основа социального успеха у детей старшего дошкольного возраста
Захарова Олеся Ивановна, МАДОУ МО Детский сад №172
Условия возникновения опыта. В своей работе предполагаю, что развитие коммуникативной компетентности через игровую деятельность способствует социализации дошкольников старшего дошкольного возраста. В книге «Оценка результативности качества дошкольного образования» С, В. Никитина, Н. Г. Петрова, Л. В, Свирская выделяют пять ключевых компетентностей, которыми может овладеть выпускник детского сада. Одной из них является коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность рассматривается специалистами в разных аспектах: изучается ее сущность и структура, специфика и особенности формирования. Нет единого мнения и на раскрытие понятия «коммуникативная компетентность».
Публикация «Коммуникативная компетентность как основа социального успеха у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Коммуникативная компетентность по мнению С. А. Шатровой, предполагает богатый поведенческий репертуар, гибкость и адаптивность в выборе средств общения и психологической дистанции с учетом потребностей и индивидуальных особенностей партнеров по общению.
Петровская Л. А. определяет коммуникативную компетентность как совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения [18, с. 67].
Идея моего опыта заключается в том, что развитие коммуникативной компетентности у дошкольников старшего дошкольного возраста будет успешна через игру и игровые ситуации.
Для развития коммуникативной компетентности я поставила следующие задачи:
1. проанализировать литературные источники по проблеме исследования;
2. изучить уровень коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста;
3. определить основные методы, формы использования занятий в процессе формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста и разработать методику их комплексного применения;
4. проследить динамику изменения уровня коммуникативной компетенции в процессе экспериментальной работы;
5. проанализировать полученные результаты.
4. Актуальность опыта.
На первый план сегодня выходит социализация детей. Социализация – это процесс, направленный на вхождение детей в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных, способных найти свое место в жизни, социально адаптивных людей. Актуальность работы определяется тем, что современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Все чаще высказывается мысль о том, что в условиях воспитания и обучения по развивающим программам детям недостаточно общаться только со взрослым (Р. С. Буре, Е. Е. Кравцова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, Г. А. Цукерман и др.). Для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со сверстниками.
В научной литературе представлен широкий спектр направлений исследований по проблеме взаимодействия и общения детей друг с другом. Одним из них является изучение общения ребенка со сверстниками в рамках концепции коммуникативной деятельности,
разработанной М. И. Лисиной (З. М. Богуславская, Л. Н. Галигузова, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова и др.). Согласно данной концепции, в целостной практике ребенка имеется тесная связь общения со всеми другими видами деятельности и с его общей жизнедеятельностью. Особенность данного подхода заключается в акценте на содержательных качественных особенностях общения детей с ровесниками на разных возрастных ступенях развития. Общение рассматривается как сложная деятельность, имеющая свои структурные компоненты (потребности, мотивы, цели, задачи и т. д.).
Потребность в общении со сверстником выражается в стремлении дошкольника к самопознанию и самооценке посредством сравнения себя с ровесником как равным партнером. По данным Л. Н. Галигузовой, уже на третьем году жизни у ребенка начинает складываться потребность в общении со сверстником. На протяжении дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками возрастает, к старшему дошкольному возрасту сверстник становится более предпочитаемым партнером, чем взрослый.
Большое значение в системе коммуникативно-деятельностного взаимодействия детей дошкольного возраста приобретает игровая деятельность.
Игра как коммуникативная ситуация побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. В игре осуществляется речевое развитие детей, происходит усвоение норм общения.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Свою работу строю на следующих принципах:
- от простого к сложному, где предусматривается переход от простых игр и игровых ситуаций к сложным;
- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в игровой процесс;
- связь с жизнью: игровые ситуации опираются на полученный ребенком опыт и знания о окружающем мире.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции, как:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную : освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации : усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации : включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.