Елена Соловьева
Планирование, предшкольная подготовка детей 6–7 лет дошкольного возраста грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Основные цели и задачи годового курса занятий и планируемые результаты
Развивающие:
— развивать воображение, творческое мышление, внимание, память;
— формировать мыслительные операции анализа и синтеза звукового состава слов;
— развивать внутреннюю свободу, активность, общительность.
Воспитательные:
— воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающим;
— самостоятельность;
— культуру общения, вежливость, выдержку;
Публикация «Планирование, предшкольная подготовка детей 6–7 лет дошкольного возраста грамоте» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
— обеспечить атмосферу психологического комфорта.
Образовательные:
— расширять кругозор;
— формировать лингвистические понятия.
Практические:
— развивать фонематический слух, воспитывать культуру звукопроизношения, знакомить с механизмом артикуляции;
— развивать монологическую, диалогическую речь;
— познакомить с понятиями: «звук», «слово», «предложение», «текст»;
— активизировать и расширять словарный запас, дать представление о культуре родной речи.
На конец учебного года выпускник подготовительной группы должен :
1) в области фонетики:
— владеть понятиями: «звук», «слово», «слог», «ударение», «гласный», «согласный» (твердый — мягкий, звонкий — глухой);
— дифференцировать звуки: гласные — согласные (твердые — мягкие; звонкие — глухие);
— производить звуковой анализ слов, состоящих из 3-4-5 звуков;
— уметь выделять звуки во всех позициях слова;
2) в области лексики:
— владеть активным словарем по темам: «Природа», «Космос», «Друзья», «Дом» и др. ;
— уметь подбирать синонимы, антонимы к словам;
— знать наречия;
— подбирать и использовать обобщающие слова;
— различать значения многозначных слов;
3) в области грамматики :
— правильно употреблять существительные во множественном числе;
— согласовывать слова в предложении;
— различать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
— составлять схему простого предложения;
— использовать в речи распространенные предложения;
4) в области связной речи:
— составлять рассказ-описание;
— составлять рассказ по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок;
— составлять творческий рассказ;
— различать монологическую и диалогическую речь;
— строить развернутое высказывание-рассуждение.
Тематическое планирование на год
(30 занятий; 1 занятие в неделю)
№ Тема занятия Формирование фонематического слуха Структура родной речи Грамматический строй речи Развитие графических навыков Форма проведения игрового занятия
1 Мир слов окружающий нас. Дифференцированиие гласных и согласных звуков: мягких – твердых – глухих – звонких. Уточнение их артикуляционных и акустических признаков. Понятие звук, слово, предложение. Согласование существительных с прилагательными Продолжить знакомить с тетрадью в клетку. Рисовать точки. Развивать зрительную память, конструктивные навыки. Игры: имитационные, познавательные, подвижные, дидактические, эмоциональная разгрузка.
2
3 Путешествие в звуковой лес, дифференцирование звуков. Дифференцирование звуков по всем признакам, звуковой анализ слов, состоящих из трех звуков с опорой на фишки. Составление предложений с опорой на фишки с использованием слов, называющих предметы, действия предметов их признаки. Согласование слов в предложении. Продолжить знакомить с тетрадью в клетку. Учить рисовать точки и крестики. Работать над темпом и ритмом Сюжетно ролевая игра.
4
5 Представление о слоге, способы деления слов на слоги. Дать представление о слоге, способах деления слов на слоги. Слоговой схеме слов. Понятие звук, слово, слог, предложение. Согласование слов в предложении. Понятие рифма. Учить рисовать короткие горизонтальные и вертикальные линии. Развитие тонкой моторики рук детей. Сюжетно ролевая игра. Подвижная игра, имитационная.
6 Чудесные превращения. Звуковой анализ слов, состоящих из трех звуков с опорой на фишки. Практическое знакомство со звукоразличительной функцией звука. Работа по делению слов на слоги. Понятие звук, слово, слог. Развитие монологической и диалогической форм речи творческое высказывание Рисование длинных горизонтальных линий. Развитие тонкой моторики рук детей. Копировать предложенный рисунок. Игра: дидактическая, проблемная, подвижная, творческая.
7 Мастер ударных слогов. Дать представление об ударном слоге, способах его определения; работа со слогоударными схемами. Понятие: ударение, ударный слог. Закрепление алгоритма высказывания. Рисование длинных вертикальных линий. Развитие тонкой моторики рук детей. Игра: дидактическая, проблемная, подвижная, творческая.
8 Деление слов на слоги. Перемещение ударения в слове как основной прием контроля за правильностью определения ударного слога. Звуковой анализ слова. Понятие звук, слово, слог, ударный слог. Работа по логическому построению высказывания. Рисование длинных горизонтальных линий в сочетании с длинными вертикальными линиями. Работа в тетрадях по образцу. Упражнение «Стрелы». Сюжетно ролевая игра. Подвижная игра, имитационная.
9
10 Звуки. Слоги. Ударение. Звуковой анализ слов, состоящий из 4 звуков, практическое знакомство с формообразующей функцией звука. Понятие звук, слово, слог, ударный слог. Составление предложений с опорой на фишки. Изменение слов при образовании множественного числа сущ. работа над правильной постановкой ударения. Рисование наклонных линий и уголков. Развитие умения рисовать по точкам и самостоятельно. Рисование бордюров из наклонных линий. Копировать предложенный рисунок. Игры: сюжетно-ролевая, развлекательная, имитационная, ситуационная, подвижная результативная.
11
12 Звуки. Слоги. Сравнение звуковой и слогоударной схемы слова. Звуковой и слоговой анализ слов. Понятие звук, слово, слог, ударный слог. Составление предложений с опорой на фишки. Использование в речи распространенных предложений. Рисование бордюра по образцу из квадратов, коротких вертикальных и горизонтальных линий. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. Игры: сюжетно-ролевая, развлекательная, имитационная, ситуационная, подвижная результативная.
13
14 Звуковой анализ слов. Отработка алгоритма выделения всех звуков в слове. Анализ слов, состоящих из 5 звуков. Подбор слов к схемам. Понятие звук, слово, слог, ударный слог. Составление предложений с опорой на фишки. Составление связного текста по образцу с опорой на схему. Закрепить умение рисовать квадрат в две клетки и ориентироваться в нем. Копировать предложенный рисунок. Игры: сюжетно-ролевая, развлекательная, имитационная, ситуационная, подвижная результативная.
15 Слогообразующая функция гласных звуков. Знакомство со слогообразующей функцией гласного звука; умение изменить количество гласных звуков в слове. Понятие звук, слово, слог, ударный слог. Установление причинно-следственных связей в связном тексте. Продолжить учить рисовать бордюр из прямоугольников и квадратов по образцу.
Учить ориентироваться на листе бумаги. Игра: дидактическая, проблемная, подвижная, творческая.
16
17 Знакомство со звуком Й. Звуковой анализ слов со звуком Й. Понятие звук, слово, слог, ударение, предложение, рассказ. Составление рассказа с использованием метода сравнения двух связных текстов. Продолжить учить рисовать круги по точкам и самостоятельно. Развивать умение анализировать изображение, разбивая его на составляющие части. Игры: сюжетно-ролевая, развлекательная, имитационная, ситуационная, подвижная результативная.
18 Звук Ч. Звуковой анализ слов со звуком Ч. Выделение звука в начале слова. Понятие звук, слово, слог, ударение, предложение, рассказ. Составление рассказа – описания. Закрепить умение рисовать круги без опоры на ориентир. Составлять предметы из кругов. Игра: дидактическая, проблемная, подвижная, творческая
19 Звук Ч - Й Звуковой анализ слов со звуками Ч Й. Понятие звук, слово, рассказ. Моделирование предложений и рассказа. Отбор картинок иллюстрирующий рассказ. Рисование бордюра из кругов и квадратов. Ориентироваться на листе бумаги в линию, соблюдать ритм. Копировать предложенный рисунок. Игры: сюжетно-ролевая, развлекательная, имитационная, ситуационная, подвижная результативная.
20 Звуки Ж - Ш Звуковой анализ слов со звуками Ж Ш. смыслоразличительная функция звуков. Понятие рассказ. Моделирование предложений и рассказа Отбор картинок иллюстрирующий рассказ. Рисовать вертикальные короткие и длинные спиральные линии. Ориентироваться на листе бумаги в линию. Сюжетно ролевая игра. Подвижная игра, имитационная.
21 Звук Щ Звуковой анализ слов со звуками Щ. Понятие звук, слово, предложение, скороговорка. Составление рассказа по сюжетной картинке. Рисовать горизонтальные короткие и длинные спиральные линии. Ориентироваться на листе бумаги в линию. Игры: сюжетно-ролевая, речевая, имитационная.
22
23
24 Гласные звуки. Дифференцирование гласных с опорой на фишки Анализ и обобщение знаний о родном языке. Составление рассказа по ряду сюжетных картинок, развитие умения делать умозаключения. Учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без.
Рисование бордюров из кругов и овалов по образцу на листе в линию. Копировать предложенный рисунок. Игры: сюжетно-ролевая, развлекательная, имитационная, ситуационная, подвижная результативная.
25 Звуки М-Мь, Н-Нь. Мягкость и твердость согласных звуков. Анализ и обобщение знаний о родном языке. Составление рассказа по ряду сюжетных картинок. Рисование фигур из кругов и овалов в сочетании со спиральными вертикальными линиями на листе в линейку (рисование элементов букв). Игры: сюжетно-ролевая, проблемная, результативная.
26 Звуки К-Кь, Г-Гь Мягкость и твердость согласных звуков. Понятие звук, слово, слог, ударение. Развитие монологической речи. Формирование умения делать умозаключения. Сравнительный звуковой анализ слов. Развитие умения пересказывать прочитанное. Рисование фигур из кругов и овалов в сочетании со спиральными вертикальными линиями на листе в линейку (рисование элементов букв).
27 Звуки С-Сь Мягкость и твердость согласных звуков. Понятие звук, слово, слог, ударение. Составление творческого рассказа на заданную тему. Рисование треугольников на листе в клетку. Закрепить умение ориентироваться на листе. Копировать предложенный рисунок. Игры: сюжетно-ролевая, проблемная, ситуационная.
28 Звуки З-Зь Мягкость и твердость согласных звуков. Понятие звук, слово, слог, ударение. Работа по составлению рассказа. Согласование слов в предложении. Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий. Рисование вертушек по клеточкам.
29 Звуки Т-Ть, Д-Дь Мягкость и твердость согласных звуков. Понятие звук, слово, слог, ударение. Составление рассказа с использованием заданных слов. Сравнительный анализ двух предложений. Закрепить навык рисования прямых и наклонных линий в сочетании с кругами и овалами на листе в линейку.
30 Закрепление изученного. Закреплять умение обозначать твердость – мягкость согласных звуков. Понятие звук, слово, слог, ударение. Развитие умения пересказывать, развитие диалогической речи. Учить рисовать дуги самостоятельно и по точкам на листе бумаги в линию.