Татьяна Дронова
План урока русскому родному языку «Каша — кормилица наша» во 2 классе
Тема урока : «Каша - кормилица наша»
Цель урока :
Выяснить, что значила каша для наших предков. Изучить информацию в различных источниках о кашах. Собрать информацию о «знаменитых» кашах. Узнать, что называют «кашей» и какие виды каши бывают. Сделать подборку пословиц, поговорок и литературных произведений о каше.
Развивать творческое воображение, мышление, речь. Расширять кругозор, обогащать словарный запас учащихся.
Публикация «План урока русскому родному языку „Каша — кормилица наша“ во 2 классе» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Каша, крупы. Все о кашах для детей
- Каша. Проекты
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Воспитывать интерес и уважение к культуре, быту русского народа, к народным традициям. Воспитывать познавательный интерес к прошлому русского народа.
Тип урока : комбинированный
Универсальные учебные действия.
- личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- метапредметные результаты:
а) Познавательные УУД:
формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме, уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, справочные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
б) Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра. уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение.
в) Регулятивные УУД:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- предметные результаты: Выяснить, что значила каша для наших предков. Узнать, что называют кашей и какие виды каш бывают. Сделать подборку пословиц, поговорок и литературных произведений о каше.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Организационный момент.
Цель этапа: создать положительный эмоциональный настрой; условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
Урок начинается с представления детьми фрагмента сказки «Каша из топора».
-Из чего варили кашу в сказке?
-Хотели бы вы отведать такой каши? Почему?
2. Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
СЛАЙД 1
Цель этапа: повторить материал, необходимый для усвоения нового.
-Какую кашу вы любите больше всего?
-Какие каши готовит ваша мама, бабушка?
-Из чего готовят каши?
СЛАЙД 2
Учитель на слайде показывает.
1. Пшенная каша готовится из зёрен пшеницы.
2. Овсяная каша готовится из зёрен овса.
3. Манная каша готовится из зерен ячменя, превращённых в очень мелкую крупу.
4. Рисовая каша готовится из зёрен риса.
5. Гречневая каша готовится из зерен гречихи.
6. Перловая каша готовится из зерен проса.
3. Постановка цели и задач урока.
Цель этапа:
планирование урока, постановка целей и задач.
-Кто из вас когда-нибудь пробовал Суворовскую кашу? Гурьевскую кашу?
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- Какие цели поставим на уроке?
4. Открытие новых знаний
Цель: умения решать учебно-познавательные задачи.
Откройте учебник на стр. 31-32.
Разделимся в группы. Каждая группа получает своё задание. Время на работу 7 минут.
СЛАЙД 3
СЛАЙД 4
Мы не упомянули еще об одной каше, упомянутой в одной из сказок А. С. Пушкина.
Послушайте отрывок из сказки «О попе и о работнике его Балде».
Из чего варили эту кашу?
СЛАЙД 5
Давайте проверим.
Почему Балда попросил у попа именно вареную полбу?
5. Физминутка
6. Продолжение работы над темой
- Ребята, дома вы должны были найти толкование слова каша. Кто нашел? Каким источником пользовались?
1. В толковом словаре Д. Н. Ушакова даётся толкование слова каша : Кушанье из крупы, вареной в воде или молоке.
2. В толковом словаре Даля. Каша – это густоватая пища, крупа вареная на воде или на молоке.
3. В толковом словаре Ожегова каша - это кушанье из сваренной или запаренной крупы.
Каша - традиционное блюдо русской кухни. Часто можно услышать выражение русская каша.
-Как вы думаете, другие народы варили кашу? Конечно, варили. Но на Руси каша – это не только кушанье. Это целая философия жизни. Об этом мы и поговорим.
У некоторых народов при сватовстве невеста должна была подать гостям пшенную кашу. Замуж брали только ту, у которой каша получалась рассыпчатой
Кроме того, в давние времена без каши не было праздника. Кашу варили на Рождество, на свадьбу, на крестины и т. д. Кашу варили и на похороны, поминки. Ели кашу все – и бедные и богатые.
Каша на Руси была не только просто едой, но и обрядовым блюдом, при приготовлении которого появлялись устойчивые выражения.
Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без «победной» каши не обходилось.
При рождении ребёнка варилась «бабина каша», так встречали новорождённого, эту кашу должен был съесть отец.
Кашу варили при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть «мирную кашу».
В старину в школе начало учебного года отмечалось совместной трапезой – все угощались кашей. Отсюда и произошло слово «однокашник».
Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда выражение «заварить кашу».
7. Работа в паре
Русский народ сложил много пословиц и поговорок про кашу.
Работа с пословицами. «Собери пословицу»
СЛАЙД 6
щи да каша
Хороша кашка,
пища наша
если про кашу не забудешь
да мала чашка
здоровым будешь
8. Подведение итогов занятия
Цель этапа: подведение итогов урока, планирование дальнейшей деятельности.
Что нового узнали на уроке?
Какое задание было самым трудным? Самым интересным?
Подводит обучающихся к выводу
9. Рефлексия
Оценивают свои достижения с помощью «Лестницы успеха» СЛАЙД 7
Составление устного мини - эссе.
10. Домашнее задание
Написать рецепт каши, которую любят готовить в твоей семье. Творчески подойти к оформлению рецепта.
Ребята инсценируют сказку «Каша из топора».
На слайде допущены ошибки (Приём «Лови ошибку»)
Дети по ходу объяснения подают условный знак, исправляя ошибки.
Отвечают на вопросы. Определяют тему и цели урока.
Ученики объединяются в группы. Читают текст. Делятся информацией, которую узнали из своего отрывка. По двое представителей от каждой группы пересказывают прочитанное.
Остальные дети оценивают пересказ.
Дети высказывают предположения.
Дети самостоятельно ищут ответ на вопрос в учебнике.
Дети устанавливают логические связи и пытаются обосновать свой ответ.
Дети зачитывают толкования, которые нашли в дополнительных источниках информации.
Ученики находят в учебнике примеры, по каким случаям жизни готовилась на Руси каша. Используем пометки на полях Приём «Инсерт» - приём маркировки текста.
Для маркировки текста используем следующие знаки.
V –уже знал
- _ думал иначе
+ _ новое для меня
? _ не понял
Работают в паре. Взаимопроверка.
Подводят итог урока
Отвечают на вопросы
Трое учащихся в течение тридцати секунд делятся своими мыслями по поводу своих успехов или неудач на уроке, по своему отношению к новым знаниям.