МААМ-картинки

План урока русскому родному языку «Каша — кормилица наша» во 2 классе

Татьяна Дронова
План урока русскому родному языку «Каша — кормилица наша» во 2 классе

Тема урока : «Каша - кормилица наша»

Цель урока :

Выяснить, что значила каша для наших предков. Изучить информацию в различных источниках о кашах. Собрать информацию о «знаменитых» кашах. Узнать, что называют «кашей» и какие виды каши бывают. Сделать подборку пословиц, поговорок и литературных произведений о каше.

Развивать творческое воображение, мышление, речь. Расширять кругозор, обогащать словарный запас учащихся.

Публикация «План урока русскому родному языку „Каша — кормилица наша“ во 2 классе» размещена в разделах

Воспитывать интерес и уважение к культуре, быту русского народа, к народным традициям. Воспитывать познавательный интерес к прошлому русского народа.

Тип урока : комбинированный

Универсальные учебные действия.

- личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

- метапредметные результаты:

а) Познавательные УУД:

формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме, уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, справочные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

б) Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра. уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение.

в) Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- предметные результаты: Выяснить, что значила каша для наших предков. Узнать, что называют кашей и какие виды каш бывают. Сделать подборку пословиц, поговорок и литературных произведений о каше.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Цель этапа: создать положительный эмоциональный настрой; условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Урок начинается с представления детьми фрагмента сказки «Каша из топора».

-Из чего варили кашу в сказке?

-Хотели бы вы отведать такой каши? Почему?

2. Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

СЛАЙД 1

Цель этапа: повторить материал, необходимый для усвоения нового.

-Какую кашу вы любите больше всего?

-Какие каши готовит ваша мама, бабушка?

-Из чего готовят каши?

СЛАЙД 2

Учитель на слайде показывает.

1. Пшенная каша готовится из зёрен пшеницы.

2. Овсяная каша готовится из зёрен овса.

3. Манная каша готовится из зерен ячменя, превращённых в очень мелкую крупу.

4. Рисовая каша готовится из зёрен риса.

5. Гречневая каша готовится из зерен гречихи.

6. Перловая каша готовится из зерен проса.

3. Постановка цели и задач урока.

Цель этапа:

планирование урока, постановка целей и задач.

-Кто из вас когда-нибудь пробовал Суворовскую кашу? Гурьевскую кашу?

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- Какие цели поставим на уроке?

4. Открытие новых знаний

Цель: умения решать учебно-познавательные задачи.

Откройте учебник на стр. 31-32.

Разделимся в группы. Каждая группа получает своё задание. Время на работу 7 минут.

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

Мы не упомянули еще об одной каше, упомянутой в одной из сказок А. С. Пушкина.

Послушайте отрывок из сказки «О попе и о работнике его Балде».

Из чего варили эту кашу?

СЛАЙД 5

Давайте проверим.

Почему Балда попросил у попа именно вареную полбу?

5. Физминутка

6. Продолжение работы над темой

- Ребята, дома вы должны были найти толкование слова каша. Кто нашел? Каким источником пользовались?

1. В толковом словаре Д. Н. Ушакова даётся толкование слова каша : Кушанье из крупы, вареной в воде или молоке.

2. В толковом словаре Даля. Каша – это густоватая пища, крупа вареная на воде или на молоке.

3. В толковом словаре Ожегова каша - это кушанье из сваренной или запаренной крупы.

Каша - традиционное блюдо русской кухни. Часто можно услышать выражение русская каша.

-Как вы думаете, другие народы варили кашу? Конечно, варили. Но на Руси каша – это не только кушанье. Это целая философия жизни. Об этом мы и поговорим.

У некоторых народов при сватовстве невеста должна была подать гостям пшенную кашу. Замуж брали только ту, у которой каша получалась рассыпчатой

Кроме того, в давние времена без каши не было праздника. Кашу варили на Рождество, на свадьбу, на крестины и т. д. Кашу варили и на похороны, поминки. Ели кашу все – и бедные и богатые.

Каша на Руси была не только просто едой, но и обрядовым блюдом, при приготовлении которого появлялись устойчивые выражения.

Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без «победной» каши не обходилось.

При рождении ребёнка варилась «бабина каша», так встречали новорождённого, эту кашу должен был съесть отец.

Кашу варили при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть «мирную кашу».

В старину в школе начало учебного года отмечалось совместной трапезой – все угощались кашей. Отсюда и произошло слово «однокашник».

Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда выражение «заварить кашу».

7. Работа в паре

Русский народ сложил много пословиц и поговорок про кашу.

Работа с пословицами. «Собери пословицу»

СЛАЙД 6

щи да каша

Хороша кашка,

пища наша

если про кашу не забудешь

да мала чашка

здоровым будешь

8. Подведение итогов занятия

Цель этапа: подведение итогов урока, планирование дальнейшей деятельности.

Что нового узнали на уроке?

Какое задание было самым трудным? Самым интересным?

Подводит обучающихся к выводу

9. Рефлексия

Оценивают свои достижения с помощью «Лестницы успеха» СЛАЙД 7

Составление устного мини - эссе.

10. Домашнее задание

Написать рецепт каши, которую любят готовить в твоей семье. Творчески подойти к оформлению рецепта.

Ребята инсценируют сказку «Каша из топора».

На слайде допущены ошибки (Приём «Лови ошибку»)

Дети по ходу объяснения подают условный знак, исправляя ошибки.

Отвечают на вопросы. Определяют тему и цели урока.

Ученики объединяются в группы. Читают текст. Делятся информацией, которую узнали из своего отрывка. По двое представителей от каждой группы пересказывают прочитанное.

Остальные дети оценивают пересказ.

Дети высказывают предположения.

Дети самостоятельно ищут ответ на вопрос в учебнике.

Дети устанавливают логические связи и пытаются обосновать свой ответ.

Дети зачитывают толкования, которые нашли в дополнительных источниках информации.

Ученики находят в учебнике примеры, по каким случаям жизни готовилась на Руси каша. Используем пометки на полях Приём «Инсерт» - приём маркировки текста.

Для маркировки текста используем следующие знаки.

V –уже знал

- _ думал иначе

+ _ новое для меня

? _ не понял

Работают в паре. Взаимопроверка.

Подводят итог урока

Отвечают на вопросы

Трое учащихся в течение тридцати секунд делятся своими мыслями по поводу своих успехов или неудач на уроке, по своему отношению к новым знаниям.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Образование и правописание сложных слов» Технологическая карта урока русского языка_2 класс УМК «Перспективная начальная школа» Автор: Жук Оксана Львовна Тема: Образование и правописание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План урока русскому родному языку «Каша — кормилица наша» во 2 классе
Опубликовано: 10 ноября 2020 в 18:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План урока русскому родному языку «Каша — кормилица наша» во 2 классе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Дронова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД