Сидорова Юля Ильинична
План самообразования второй младшей группы «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4лет»
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
Образовательные:
Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
Развивающие :
Обогащать чувства детей, воображение и речь.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Самообразование
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Самообразование, саморазвитие
- Устное народное творчество. Самообразование
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
Воспитательные: Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству
Актуальность:
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира" по законам красоты".
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только
овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Методы и приё мы:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: беседы, рассказ, чтение, заучивание.
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, пальчиковые игры. клама
Формы работы:
- Заучивание потешек, закличек, пестушек, колыбельных;
- Использование пословиц, загадок, поговорок;
- Чтение художественной литературы;
- Использование пальчиковых игр;
- Применение игрушек и изделия народных промыслов;
- Представление кукольного театра;
- Разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
- Рассказ о народных обычаях и традициях;
- Рассматривание иллюстраций о русском быте;
- Беседы, вопросы, разъяснения.
План по самообразованию «Влияниеустногонародноготворчестванаразвитиеречидетей3-4лет»
Месяц Самореализация Работа с детьми Работа с
родителями Работа с педагогами
Сентябрь -Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»
Подбор литературы.
-Создание картотеки потешек для работы с детьми. Показ
кукольного театра по сказке
«Колобок».
-Разучивание и проговаривание потешек.
-Применение потешек в
Режимных моментах Беседа
«Справиться с детским
Не послушанием помогут потешки»
Октябрь -Создание картотек и загадок.
Чтение русских народных сказок «Теремок», «Колобок», украинской народной сказки «Рукавичка».
Загадки о домашних, диких животных. Театрализованная деятельность по русской народной сказке «Колобок». Семейный конкурс «Отгадай загадку
–нарисуй отгадку»
-Анкетирование
«Приобщение детей к истокам русской культуры»
Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка». Консультация для воспитателей «Использование элементов устного народного
творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Ноябрь -Изучение темы:«Настольно
– печатные игры по русским народным сказкам»
-Обустройство уголка ряженья с русскими национальными костюмами.
-Создание библиотеки
красочных книг с русскими народными сказками. Театрализованная постановка
русских народных сказок «Репка», «Курочка Ряба»
Дидактические игры «Узнай
сказку», «Угадай, из какой сказки герой?»,
-Настольно-
печатные игры помотивам русских народных сказок (разрезные
картинки, лото, -«Роль родителей в возрождении русских традиций»-
консультация
Декабрь Изучение темы:
«Использование фольклора в работе с детьми». Хороводы, народные подвижные
игры.
Просмотр кукольного театра по русской
народной сказке
«Заюшкина избушка».
Русские народные потешки о зиме и зимних явлениях. Разучивание потешек «Белым снегом замело…», «Уж ты, зимушка-зима…».
Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей». Конкурс на
лучшую книжку-малышку
«Потешки, песенки». Консультация «Использование фольклора в работе с детьми».
Январь Изготовление картотеки: Пальчиковые игры на основе
русских народных потешек. -Игровая
деятельность
«Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе
русских народных потешек)
«Пришла Коляда»
Разучивание колядок.
Колядование.. Русские народные песенки, загадки о зиме и зимних явлениях.
Знакомство с закличками. Разучивание заклички «Морозушка – Мороз…» Консультация для родителей «Состав детского фольклора; особенности восприятия, освоения детьми произведений малых фольклорных форм» Консультация для педагогов
«Не забывайте народные игры».
Февраль -Изучение темы:
«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного
Развития личности ребенка». - Разучивание песен и стихов про Масленицу.
-Знакомство с пословицами и поговорками. Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.
Инсценировка русской народной сказки «Теремок». Мастер–класс
«Роль
Пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»
Памятка для родителей «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек» Консультация для педагогов «Не забывайте народные игры».
Март -Изучение темы:
«Театрализованные игры как средство развития речи
детей»
-Создание театрального уголка в группе (настольный конусный, пальчиковый театры) -Знакомство с закличками, потешками о солнце.
-Досуг
«Солнышко, нарядись,
красное,
покажись!»
Театрализованные игры по мотивам русских народных
сказок.
Загадки, заклички о ранней весне -Конкурс
Совместных творческих работ родителей и детей на тему
«Моя любимая сказка»
Консультация для родителей «Почитай мне сказку, мама!» Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Апрель Приобретение в группу
Раскрасок по русским народным сказкам и потешкам. Разучивание
потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.
-Дидактические игры «Угадай
сказку», «Из какой сказки герой»
Беседа по иллюстрациям Ю. Васнецова к русским народным потешкам.
Разучивание пестушки «На зеленом на лугу…» и заклички «Весна, весна красная…» Консультация
«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» Выступление по теме
«Театрализованные игры как средство развития речи детей»
Май Подготовка к выступлению на педсовет:
«Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. Самоанализ плана самообразования»
Игры-
драматизации познакомым
сказкам.
Инсценировка русской народной сказки «Кот и петух».
Разучивание закличек «Солнышко, покажись!», «Сей, сей горох…»
Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» Презентация
«Устное народное
творчество в воспитании детей
дошкольного возраста»
Выступление на педсовете:
«Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. Самоанализ плана самообразования»
Список литературы:
Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М. ,2009.
Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки /Сост. Г. Науменк. М. ,1998.
КнязеваО. Л., МаханёваМ. Д. Приобщение детей кистокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие2-еизд., перераб. идоп. сПб,.2008.
КозыреваЛ. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей отрождения до 5лет. М., 2005.
Русский фольклор /Сост. В. Аникин. М., 1985.