светлана нестерова
План самообразования воспитателя «Развитие речи детей в театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 199 «Муравьишка»
городского округа Тольятти
План самообразования воспитателя
Нестеровой Светланы Геннадьевны на 2019-2020 уч. год
Тема: «Развитие речи у детей подготовительной к школе группы через ознакомление с устным народным творчеством в театрализованной деятельности»
Публикация «План самообразования воспитателя „Развитие речи детей в театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Обоснование выбранной темы
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.
В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка.
Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках.
Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Тема самообразования непосредственно связана с решением данных задач - через ознакомление с устным народным творчеством в театрализованной деятельности развивать речь детей.
Цель: создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность.
План изучения темы
№ задачи Формы и методы
реализации сроки
1. Планирование работы на учебный год Определение темы
самообразования сентябрь
Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.
2. Изучение информации из различных источников по теме самообразования Обзор информации в интернете. В течении года
Изучение методической литературы, (учебной, справочной, научно- методической литературы).
Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет
3. Формирование умений моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов театрализованной деятельности. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» Создание картотек (театрализованных игр, потешек, сказок, загадок, песенок, хороводных игр и т. д.) для работы с детьми.
Изготовление атрибутов для театрализованных игр-пополнить театральный уголок группы Сентябрь-ноябрь
4. Совершенствование предметно-пространственной среды группы для развития речи детей через ознакомление с устным народным творчеством в театрализованной деятельности. Предметное наполнение уголка театрализованной деятельности, применяемое для инсценировок, игр детей (в группе и на улице, индивидуальной самостоятельной деятельности, в свободной деятельности детей. Пополнение предметной среды атрибутами сделанными руками воспитателя и родителей. Сентябрь-декабрь
5. Обобщение педагогического опыта по теме. Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме. В течении года
Изготовление демонстрационных пособий
Изготовление различных картотек.
Оформление папок передвижек для консультирования законных представителей дошкольников.
Написание отчета по проделанной работе.
Консультирование педагогов ДОУ по теме.
Публикации на сайте.
Список литературы для самостоятельного изучения
№ Вопросы для изучения сроки литература Формы
отчетности
1. Основы методики развития речи и речевого общения детей дошкольного
возраста сентябрь Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.
Консультирование воспитателей
2. Методические рекомендации для воспитания в ребенке-дошкольнике талантливого читателя. Книга адресована воспитателям и руководителям дошкольных учреждений, родителям. октябрь-ноябрь Гриценко, З. А. Ты детям сказку расскажи. [Текст] - М. : Линка-Пресс, 2009. - 176 с. Папки-передвижки.
Краткая аннотация книги в оформленном докладе.
3. В книге представлена оригинальная методика работы со сказкой с использованием нетрадиционного подхода к обучению декабрь Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М: Фолио, 2000, 464 с.
Памятки для родителей.
Папки-передвижки.
Консультации, мастер -классы.
4. методика организации и проведения в детском саду игр-драматизаций, а также настольного, теневого и пальчикового театра. январь-февраль Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст] – М. : Просвещение, 2005. – 126 с. Консультации для родителей
5. Пособие представляет собой программу и методические рекомендации к проведению занятий по театрализованной деятельности в детском саду в целях речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребенка. март
апрель май Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 128 с. Консультации для воспитателей.
Инновационно - профессиональная деятельность на завершении изученной темы
№ Мероприятия сроки
1. Подготовить сообщение для воспитателей и специалистов МБУ.
Сообщение для воспитателей на тему : «Сказка в жизни ребенка»,
«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». В течении всего срока
2. Подготовить картотеки и дидактический материал (Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото);
Изготовить атрибуты для театрализованных игр (маски, костюмы, настольный театр, театр бибабо, декорации). В течении всего срока
3. Оформление папок-передвижек: консультации для родителей дошкольников, педагогов.
Консультация на тему: «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников»,
консультация для родителей «Роль театрализованной игры в развитии речи ребенка».
В течении всего срока
4. Самоанализ проделанной работы май
Выводы.
1. Познакомилась с педагогической и методической литературы по теме «Развитие речи у детей подготовительной к школе группы через ознакомление с устным народным творчеством в театрализованной деятельности»
2. Подготовила картотеки и дидактический материал (Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото);
3. Изготовили совместно с родителями атрибуты для театрализованных игр (маски, костюмы, настольный театр, театр бибабо, декорации).
4. Оформила папки-передвижки, консультировании для родителей дошкольников, педагогов по теме.
5. Пополнила уголок театрализованной деятельности необходимым оборудованием и нестандартным оборудованием сделанными руками воспитателя и родителей.
6. Подготовила отчет.
Таким образом, изучив современную психолого - педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театр в дошкольном детстве занимает особое место в воспитательно - образовательном процессе. При организации игр - театрализации необходимы следующие условия: создание уголка театра, оснащение его разнообразными видами кукольного театра, владеть методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ.