Оксана Соколова
Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием
АДМИНИСТРАЦИЯ
ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №27»
603028, Россия,г. Нижний Новгород, ул. Московское шоссе, 250 А
e-mail :detsad-27.nnov@yandex.ru, https://27.dou-nn.ru
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Публикация «Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием „Семья“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
ТЕМА: ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ПОСРЕДСТВОМ
ЗНАКОМСТВА С ПОНЯТИЕМ «СЕМЬЯ»
Средняя группа
ВЫПОЛНИЛА:
ВОСПИТАТЕЛЬ
О. В. СОКОЛОВА
г. НИЖНИЙ НОВГОРОД
2023-2024 уч. год
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
ЦЕЛЬ: * повысить собственный уровень знаний по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
* создание условий для формирования нравственно - патриотических чувств у дошкольников.
ЗАДАЧИ:
повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности через изучение методической литературы;
оформить уголок патриотического воспитания в группе;
подобрать беседы по темам; художественную литературу (стихи, пословицы, загадки, рассказы, сказки, картотеки игр ;
• дать знания детям, что у каждого есть семья;
• сформировать у детей представление о себе, о членах семьи, учить правильно называть членов семьи;
• привлекать семьи детей к сотрудничеству с детским садом;
• учить строить элементарные родственные связи;
• воспитывать у детей чувства любви и уважения к близким людям;
• активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству. В основе нравственно-патриотического воспитания ребенка лежит развитие его нравственных чувств. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим окружением, а пример взрослых, особенно близких людей, имеет огромное значение в становлении личности ребенка. Современные родители из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах детской психологии и педагогики все меньше занимаются воспитанием детей, и дети все больше чувствуют дефицит общения. Проведение совместных мероприятий для малышей и их родителей способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, а также делают детский сад и семью союзниками в воспитании детей, в формировании ценных жизненных ориентаций и в развитии полноценной личности ребенка.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Расширение предметно-развивающей среды;
Составлены конспекты занятий, бесед;
Составлены картотеки игр;
Подготовлены консультации;
Решение всех поставленных задач.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез,2017
2. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. А. Я. Ветохина, З. С. Дмитриенко-СПб: ООО Издательство «Детство–Пресс» : 2011
3. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников Зеленова, Н. Г. Пособие для воспитателей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
4. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О. Л., Маханева М. Д., - Санкт-Петербург, 1999 год.
5. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет - Комратова, Н. Г., Грибова, Л. Ф. М: Мозаика – Синтез, 2005.
6. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – Тихонова М. В., Смирнова Н. С. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. детском саду. №2 – 08.
7. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. : ЦГЛ,2005
8. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). - М. : УЦ «Перспектива», 2011.
9. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. – М. : АРКТИ, 2003.
10. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. -М. : ТЦ Сфера, 2005.
10. Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт. - сост. Александрова Е. Ю. и др. -Волгоград: Учитель, 2007.
11. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. – Скоролупова О. А. М. : ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
Перспективный план
Сроки
Содержание работы
Цель
В течении года
Изучение научно-методической
литературы по данной теме.
Сентябрь
1. Составление плана.
2. Подборка и составление картотек игр по нравственно-патриотическому воспитанию : дидактические, сюжетно-ролевые.
3. Подборка бесед по теме.
Работа с детьми
Октябрь
1. Беседы на темы: «Моя семья», «Мой дом-моя крепость».
2. Дидактические игры: «Наши соседи», «Угадай по описанию».
3. Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе, семье.
4. Чтение: Габе Д. «Моя семья».
5. Оформление зоны в группе детского сада «Патриотический воспитание».
6. Выставка поделок из природного материла «Дары осени».
1. Воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
2. Углубение представлений детей о семье, окружении, родственных отношений.
3. Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
4. Формировать интерес к произведению, пнимать смысл.
5. Создать условия, способствующие воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край, свою семью, любовь к Родине.
6. Приобщить детей к миру прекрасного, учить их восторгаться причудливой красотой цветов, осенних листье, шишек.
Ноябрь
1. Беседы на тему: «День народного единства», «Наши мамы».
2. Подборка пословиц и поговорок о родине.
3. Чтение: Асеев Н. «Москва- Россия», Баруздин С. «Страна, где мы живем».
4. Оформление уголка «Наши любимые мамы».
5. Сюжетно-ролевая игра «Семья».
1. Формировать знания об истории праздника.
Обобшить и систематизировать представления детей о значимости матери для каждого человека.
2. Развивать у детей чувство патриотизма и любви к родине.
3. Формировать у детей предсталение о Росии, как о родной стране.
4. Воспитывать уважительное, трепетное отношение к самому дорогому человеку на свете-маме.
5. Обогащение социально-игрового опыта межд детьми, развитие игровых умений по сюжету.
Декабрь
1. Беседы на темы: «Русские обычаи – взаимопомощь и гостеприимство», "В гостях у сказки», «История праздника-Рождество».
2. Чтение: Одоевский В. «Мороз Иванович», Маршак С. «Двенадцать месяцев», Бажов П. «Серебряное копытце» .
3. Выставка совместных (с родителями) изделий "Новогодняя игрушка».
4. Проведение праздника: «Новый год у ворот!».
1. Приобщение детей к истокам русской культуры. Развивать представление с сказках, героях, сюжете. Познакомить детей с историей праздника- Рождество, традициями, обрядами, обычаями связанными с ним.
2. Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пниманию идеи произведения.
3. Повысить интерес к истории новогодней игрушке и научитья ее изготавливать.
4. Приобщение детей к традициям и обычаям современного общества посредством игр и сказок, при том создать праздничную атмосферу, доставить радость детям. Раскрыть творческие способности детей через различные виды деятельности.
Январь
1. Беседа по теме: «Улица, на которой я живу, мой адрес».
2. Просмотр видеофильмов «Наш родной город», «Район где я живу».
3. Дидактические игры: «Путешествие по городу», «Кто где живет?» и др.
4. Чтение: Михалков С. «Моя улица», Дугилов А. «Моя улица».
1. Пробуждать в детях любовь к своему городу, уице на которой ои живут, к своему дому. Закреплять знания об адресе проживания.
2. Воспитание любви к родным местам, к малой родине.
3. Расширять знания детей о родном городе, улицах, достопримечательностях.
4. Познакомть детей с новыми произведениями.
Февраль
1. Беседа на тему: «Защитники Родины», "Мой папа-самый лучший».
2. Чтение: Барто А. «На заставе», Орлов В. Н. «Старший брат».
3. Оформление газеты с поздравлением.
4. Проведение развлечения: «День защитника Отечества».
1. Дать знания детям о Российской армии- защитнице нашей станы.
Вызвать у детей чувства уважения ксвоему папе и желание рассказать другим детям о нем.
2. Формировать уважение к профессии военного.
Продолжать закреплять представления о родственных отношениях.
3. Способствовать развитию творческих способностей и воображения воспитанников.
Укрепить детско-родительские отношения.
4. Создать радостную атмосферу праздника.
Март
1. Беседы на темы: «Моя мама –лучшая на свете», «Моя бабушка самая лучшая», «Как ты помогаешь по дому маме или бабушке», "Народные праздники на руси. Масленица».
2. Чтение: Виеру Г. «Мамин день», Л. Квитко «Бабушкины руки».
В. Осеева «Просто старушка».
3. Выставка детского творчества «Мамин портрет».
4. Оформление фотогазеты «Моя мама лучшая на свете!»
5. Тематический праздник «8 марта – женский день».
6. Фольклорный праздник «Масленица».
1. Формировать любовь, нежность, уважение к близким людям. Систематизировать знания детей об истории возникновения праздника-8 марта.
2. Содействовать развитию понимания литературной речи. Продолжать учить детей внимательно слушать поэтические произведения, понимать его.
3. Закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения, воспитывать любовь и уважеие к маме.
4. Укрепить детско-родительские оношения.
5. Создать радостную атмосферу праздника.
6. Приобщение детей к русским народным праздникам и традициям.
Апрель
1. Беседа на темы:«Покорение космоса», «Наш дом во Вселенной".
2. Чтение: Бороздин В. «Первый в космосе», Носов Н. «Незнайка на луне».
3. Просмотр мультфильма: "Тайна третьей планеты».
4. Дидактические игры: «Как зовут членов семьи», «Профессии».
5. Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей»
1. Формировать представления детей о космосе, как о общем доме для всего живого. Попонить словарный запас: планета, космонавт, скафадр.
2. Продолжить знакомить детей с творчеством разных писателей, расширять и углублять знания о космосе, о профессии космонавта, развивать у детей связную речь.
3. Расширять представления детей о планете Земля, об условиях необходимых для жизни.
4. Сформировать представление о себе, как о члене семьи, четко называть членов своей семьи. Воспитывать уважение детей ко всем членам семьи и их профессии. Продолжать закреплять знания детей о профессиях взрослых. Формировать умение подбирать предметы относящиеся к профессии.
5. Сформировать у детей понятие «Космос». Расширять кругозор детей. Вызвать положительный отклик от выполнения своей работы.
Май
1. Беседа на тему «Мир. Труд. Май», «Светлая пасха», «День победы», «Отдых всей семьей».
2. Рассматривание альбома с военными профессиями; рассматривание картин из серии «История России».
3. Чтение: Маршак С. «День Победы», Твардовский А. «Рассказ танкиста».
4. Сюжетно-ролевая игра: «Вызов врача на дом».
5. Оформление уголка почета «Спасибо деду за победу!»
1. Расширять знания детей о таком событии общественной жизни людей, как «Праздник весны и труда»; познакомить детей с историей и традициями празднования Пасхи; воспитаниее патриотических чувств у дошкольников; формировать умение высказываться на тему из личного опыта.
2. Продолжать закреплять знания детей о нашей Родине. Обогащать словарный запас. Активизировать активную речь.
3. Ознакомление детей со значимой для России датай-9 мая!
4. Обобщить и закрепить знания о работе врачаю Активизировать словать новыми сломами: педиатр, фонендоскоп, шприц, медсестра, процедурная.
5. Создание условий для воспитания патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в ВОВ.
Работа с родителями
Сентябрь
Анкетирование «Патриотическое воспитание дошкольников».
Изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в ДОУ.
Октябрь
* Информация в родительский уголок «Что такое витамины»
*Выставка поделок из природного материла «Дары осени».
Напомнить родителям о пользе сезонных овощей и фруктов.
Приобщить детей и их родителей к миру прекрасного, учить совместно восторгаться причудливой красотой цветов, осенних листье, шишек.
Ноябрь
Оформление уголка «Наши любимые мамы».
Создание радостной атмосферы праздника.
Декабрь
* Выставка изделий "Новогодняя игрушка».
* Проведение праздника: «Новый год у ворот!».
* Консультация в род. уголок «Безопасный Новый год»
Повысить интерес к истории новогодней игрушке и научитья ее изготавливать.
Создать праздничную атмосферу, отмосферу волшебства, доставить радость детям.
Создание условий для совершенствования системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения направленной на подготовку детей безопасному проведению зимних каникул.
Январь-Февраль
* Консультация в род. уголок «Рождество», «Крещение на Руси».
* Оформление стенгазеты к празднику 23 февраля.
Повысить интерес и значимость к зимним православным праздникам.
Создание радостной атмосферы праздника.
Март
* Выставка детского творчества «Мамин портрет» к 8 марта.
* Оформление фотогазеты «Моя мама лучшая на свете!»
* Тематический праздник «8 марта – женский день».
Создание радостной атмосферы праздника.
Доставить радость мамам, бабушкам и детям.
Апрель
* Консультация в род. уголок «Космос»
Рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота».
Повысить интерес с празднику покорения космоса.
Повысить педагогическую культуру родителей. Напомнить о том, что любое воспитание начинается с семьи и окружения.
Май
*Оформление уголка почета «Спасибо деду за победу!»
* Консультация в род. уголок «Праздник в кругу семьи — Пасха».
Рекомендации для родителей «Отдых всей семьей».
Создание условий для воспитания патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в ВОВ.
Совместная работа воспитателей и родителей в развитии духовно-нравственного потенциала детей.
Напомнить, что подобный отдых помогает пробудить в родителях и детях дух коллективизма, способствует укреплению положительному ваимооотношению в кругу семьи.
Итоговое мероприятие
Май
Выставка: «Генеалогическое древо» (совместная работа детей и родителей).