Наталья Васильевна Степанова
План самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ЗОЖ:
Утренняя гимнастика
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика, относящаяся к технологии обучения детей здоровому образу жизни.
Условия проведения утренней гимнастики.
Публикация «План самообразования „Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста“, Часть 2» размещена в разделах
- Здоровьесберагающие технологии. Самообразование
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Утренняя гимнастика проводится в зале, групповой комнате. Весной и летом – на участке (с детьми всех возрастных групп). Воспитатель в зависимости от погоды подбирает упражнения и регулирует физкультурную нагрузку: в прохладную погоду увеличивает её (изменяет темп, количество повторов и т. д., в тёплую погоду – снижает, чтобы избежать перегревания организма).
Структура утренней гимнастики
Вступительная часть:
- построение;
- два-три вида ходьбы;
- один вид бега.
В заключении обычная ходьба, построение для выполнения ОРУ.
Основная часть:
Общеразвивающие упражнения для:
- мышц рук и плечевого пояса;
- мышц туловища;
- брюшного пресса и ног.
Заключительная часть:
- подвижные игры, ходьба, упражнения на восстановление дыхания.
Планирование утренней гимнастики
Оно тесно связанно с планированием всего материала по развитию движений на физкультурных занятиях. Каждый новый комплекс планируется один на две недели, но в старшем дошкольном возрасте можно планировать новый комплекс каждую неделю. Комплексы составляются из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях, так как уже знакомые упражнения выполняются правильно, а это повышает эффективность их влияния на детский организм и сокращает время на объяснение и показ.
Более сложные комплексы могут быть использованы во время спортивных праздников и вечеров развлечений.
Комплексы упражнений для утренней гимнастики без пособий чередуются с комплексами с использованием мелких физкультурных пособий (флажков, кубиков, обручей, мячей, палок и др.). Их применение делает занятие интересным и улучшает качество выполнения упражнений.
Данная здоровье сберегающая технология способствует сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.
Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.
Помимо оздоровительного значения, данная здоровьесберегающая технология имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.
Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.
Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.
Самомассаж
Это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, способствует не только физическому укреплению здоровья, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Активный отдых.
При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют задания, при этом дети ведут себя непосредственно, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
На участках ДОУ имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.
КОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
Сказкотерапия
Один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво водействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.
Сказкотерапия нацеленна на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.
Принципы сказкотерепии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое.
В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.
Функции сказок:
1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации
Одна из важных функций сказочной истории - это хранение опыта, то есть даже после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на ребенка.
Рассмотрим типологию сказок, которую предлагает Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева:
1. Художественные сказки. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.
2. Народные сказки.
Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:
Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных.
Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях.
Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г. Х. Андерсана «Гадкий утенок».
Страшные сказки. Сказки про нечистую силу. Также сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
Рассказывание страшилок рекомендуется в группе детей (старше 7 лет) и подростков. И конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.
Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6 - 7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательного человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.
3. Авторские художественные сказки. Чтобы помочь детям осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку.
В работе с особыми детьми подойдет авторская сказка Мамин-Сибиряк Д. Н. «Серая шейка».
При работе с целью, или, когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы сказка Л. Пантелеев «Две лягушки».
4. Дидактические сказки. В форме дидактических сказок подаются учебные задания. На занятиях детей можно обучать записывать математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.
5. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.
6. Психотерапевтические сказки. Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее, с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.
Существуют сказки, воспитывающие женскую мудрость («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек», «Золушка», «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм и другие, и качества настоящего героя-мужчины и главы семьи («Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский путь, но главным героем является мужчина)
Основные методы, используемые в сказкотерапии:
• Рассказывание сказки.
• Рисование сказки.
• Сказкотерапевтическая диагностика.
• Сочинение сказки.
• Изготовление кукол.
• Постановка сказки
Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно их пять.
Ребенок ведет себя плохо, если:
Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут предложены положительные способы привлечения внимания.
Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. В этой сказке основная мысль будет о том, что хороший «предводитель» прежде всего заботиться о своих друзьях.
Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и правильная модель поведения.
Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.
У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним («Нехочуха», «Золотая антилопа», «Горшочек каши» и др.).
Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания (данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет):
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.
3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
• Жили-были. Начало сказки, встреча с ее героями.
Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.
Начиная с 5 лет - фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.
• И вдруг однажды…Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
• Из-за этого…Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
• Кульминация. Герои сказки справляются с трудностями.
• Развязка. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
• Мораль сказки…Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
4. Анализ сказочного сюжета - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:
• Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?
• Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)
• Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
• Подумайте, что было бы, если бы главный герой не совершил такого-то поступка.
• Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие (или плохие) герои, что это была бы за сказка?
• Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?
Технология музыкального воздействия
МУЗЫКОТЕРАПИЯ – это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы. Непосредственно лечебное действие музыки на нервно – психологическую сферу детей происходит при ее пассивном и активном восприятии ребенка. Музыка – это лекарство, которое слушают.
Музыкотерапия — это особый вид музыкальной деятельности, направленной на профилактику, оздоровление и коррекцию различных психоэмоциональных, поведенческих отклонений, на реабилитацию личности средствами музыкального искусства. Музыка выполняет седативную (релаксационную, стимулирующую функции.
Седативная (релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, человек успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы.
Стимулирующая функция, наоборот, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная, танцевальная музыка.
О важности сотрудничества с семьями воспитанников.
И все же невозможно только на базе ДОУ дать полный объем знаний.
Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Именно поэтому, я использую разные формы работы с родителями:
- общие и групповые родительские собрания;
-консультации по данной тематике;
- проекты с участием родителей;
- изготовление различных атрибутов для игр, оборудования и другого оснащения РППС группы совместно с родителями;
- мастер-класс для родителей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- анкетирование;
Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду, родители и дети закрепляли дома.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Лишь тесное взаимодействие родителей, воспитателей группы и других специалистов ДОУ позволит организовать более эффективную деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей, предполагающую формирование у семей воспитанников ДОУ потребности в здоровом образе жизни и как следствие снижение заболеваемости детей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей.
Так выглядит мой план самообразования.
Начала я свою плодотворную работу по здоровьесбережению с анкетирования родителей всего детского сада.
В октябре 2019 года в соответствии с годовым планом ДОУ и планом работы творческой группы по сохранению и укреплению психологического и физического здоровья дошкольников было проведено анкетирование родителей воспитанников.
Цель анкетирования - проанализировать уровень семейных мероприятий по формированию здорового образа жизни детей и снижению их заболеваемости, а так же оценку родителями работы ДОУ в области здоровьесбережения воспитанников.
Было выдано 240 анкет. В анкетировании приняло участие 220 родителей:
Родителям было предложено ответить на 13 вопросов, 2 из которых открытые, остальные 11 – закрытые. Анализ показал следующие результаты:
1. Часто ли Вы гуляете с ребенком?
- да 190 чел. 86,5 %
- нет 29 чел. 13%
- Зависит от времени года – 1 чел. 0, 5%
2. Делаете ли Вы гимнастику с ребенком?
- да 80 чел. 36%
- нет 138 чел. 63%
- Без ответа 2 чел. 1%
3. Проводите ли Вы закаливающие процедуры с ребенком?
- да 72 чел. 32,5%
- нет 147 чел. 67%
-Без ответа 1 чел. – 0,5%
4. Посещает ли Ваш ребенок спортивные секции, кружки?
- Танцы, хореография – 36 чел 16%
- Гимнастика, акробатика – 15 чел 7%
- Бассейн -12 чел 5%
- Развивающие детские клубы – 10 чел 4,5 %
- ИЗО студии (рисование, лепка) – 9 чел 4%
- Футбол – 6 чел 3%
- Фитнесс для детей – 5 чел 2,5%
- Единоборства (КУДО, восточные боевые искусства) – 4 чел 2 %
- Ритмика, ритмопластика – 3 чел 1,5 %
- Театральная студия – 3 чел 1,5 %
- Вокал – 2 чел 1%
- Хоккей – 2 чел 1%
- Лего конструирование – 2 чел 1%
- Студия английского языка – 2 чел 1%
- Дошколенок – 1 чел 0,5%
Не посещают кружки, секции – 136 чел 62%
5. Часто ли Ваш ребенок жалуется на усталость, недомогания, капризничает, плачет?
- да 22 чел. 10%
- нет 194 чел. 88%
- 50 на 50 – 2 чел. – 1%
- Без ответа – 2 чел. – 1%
6. Часто ли Ваш ребенок болеет?
- да 50 чел. 22%
- нет 164 чел. 75%
- 50 на 50 – 4 чел. – 2%
- Без ответа – 2 чел. 1%
7. Интересуетесь ли Вы литературой о здоровом образе жизни?
- да 130 чел. 59 %
- нет 89 чел. – 40,5%
- Без ответа – 1 чел. 0,5%
8. Часто ли используете полученные знания о способах сохранения здоровья в своей семье?
- да 168 чел. – 76%
- нет 45 чел. – 20,5%
- 50 на 50 – 2 чел. 1%
- Без ответа 5 чел. – 2,5%
9. Оказываете ли Вы влияние на ребенка для формирования у него правильных привычек, способствующих сохранению здоровья?
- да 210 чел. – 95%
- нет 10 чел. – 5%
10. Считаете ли Вы, что в Вашей семье придерживаются правил ведения здорового образа жизни?
- да 185 чел. 84%
- нет 33 чел. 15%
- 50 на 50 – 1 чел. 0,5%
Без ответа 1 чел. 0,5 %
11. Нуждаетесь ли Вы в консультационной помощи по сохранению здоровья детей?
- да 42 чел. 19%
- нет 177 чел. 80,5 %
- Без ответа 1 чел. 0,5%
12. На что, на Ваш взгляд, необходимо обращать особое внимание, заботясь о здоровье ребенка?
На правильное питание – 82 чел. 37%
На режим дня – 33 чел. 15%
На физическую активность ребенка – 24 чел. 11%
На прогулки – 21 чел. 9,5 %
На гигиену ребенка – 20 чел. 9%
На эмоциональное состояние ребенка, его самочувствие – 19 чел 9%
На полноценный сон – 11 чел. 5%
На одежду по погоде – 8 чел. 4%
На закаливающие процедуры – 8 чел. 4%
На активный отдых – 5 чел. 2,5%
На все – 4 чел. 2%
На окружающую среду – 4 чел. 2%
На профилактику и укрепление иммунитета у ребенка – 4 чел. 2%
На проветривание помещений – 4 чел. 2%
На обстановку в семье – 4 чел. 2%
На выработку привычек у ребенка 2 чел. 1%
На ограничение в сладостях и химии – 2 чел. 1%
На нормы охраны труда 1 чел. 0,5%
На чистоту воздуха 1 чел. 0,5%
На развитие речи – 1 чел. 0,5%
Минимум лекарств – 1 чел. 0,5%
На отсутствие вредных привычек у родителей – 1 чел. 0,5%
На аллергию ребенка 1 чел. 0,5%
На ограничение контакта с больными людьми – 1 чел. 0,5%
На посещение ДОУ больными детьми 1 чел. 0,5%
На внешний вид ребенка 1 чел. 0,5%
Без ответа – 79 чел. 36%
13. Как вы оцениваете работу педагогов ДОУ в сфере здоровьесбережения детей?
- Хорошая 174 чел 79%
- Удовлетворительная 14 чел 6%
- Затрудняюсь ответить 26 чел 12%
- Иное 4 чел:
Очень хорошая – 1 чел 0,5%
Отличная – 1 чел 0,5%
Нормальная – 1 чел 0,5%
Отрицательная – 1 чел 0,5%
- Без ответа – 3 чел 1,5%
Вывод по результатам анкетирования:
Проанализировав результаты анкетирования можно сделать вывод о том, что родители заинтересованы в укреплении здоровья своих детей и в домашних условиях проводят необходимую оздоровительную работу. Так 86,5 % опрошенных часто гуляют с детьми, считая это одним из основных факторов укрепления здоровья, 36% делают с детьми гимнастику и 32% закаливают своих детей. Более половины опрошенных пользуются литературой о здоровом образе жизни и используют полученные знания в своей семье. 95% семей полагают, что оказывают влияние на ребенка для формирования у него правильных привычек, способствующих сохранению здоровья и 84% семей придерживаются правил здорового образа жизни в семье. 84 семьи (38%) посещают с детьми кружки и секции большинство из которых спортивной направленности: танцы, гимнастика, бассейн, футбол.
На открытый вопрос, в котором родителям предлагалось перечислить, на что необходимо обращать внимание, заботясь о здоровье детей большинство родителей, 64% дали развернутые ответы. В основном ответы содержали несколько позиций. Самыми частыми из них были: правильное, сбалансированное питание детей, физическая активность, прогулки на свежем воздухе, гигиена ребенка, полноценный сон. Таким образом, можно сделать вывод, что это самые волнующие факторы в сохранении и укреплении здоровья детей на взгляд родителей.
Так же в анкете содержался вопрос об оценке работы педагогов ДОУ в сфере здоровьесбережения детей. Полученные ответы показали, что 79% родителей оценивают работу педагогов как хорошую и 14% как удовлетворительную. Таким образом, можно сделать вывод, что родители высоко оценили работу педагогов и считают, что в ДОУ проводятся все необходимые мероприятия по укреплению здоровья детей. Однако 12% родителей затруднились с ответом на данный вопрос, 1 родитель оценил работу как отрицательную.
Поскольку самыми главными факторами здоровья детей родители сочли питание, режим дня и прогулки на свежем воздухе, стоит больше времени уделить прогулкам, проводить гимнастику на свежем воздухе, проводить вечерние прогулки с детьми, организовывать развлечения детей на свежем воздухе с привлечением родителей, организовывать дни открытых дверей, когда родители смогут увидеть своих детей в атмосфере детского сада и мероприятия, направленные на сохранение и укрепление их здоровья. Делать отчеты на сайте ДОУ о проведенных мероприятиях по здоровьесбережению.
В целом можно сделать вывод о том, что работа ДОУ в области здоровьесбережения дошкольников идет в правильном направлении.