Светлана Бородина
План самообразования и повышения профессионального уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план самообразования и повышения
профессионального уровня старшего воспитателя
Бородиной Светланы Дмитриевны
Тема: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Публикация «План самообразования и повышения профессионального уровня» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Никогда не прекращайте вашей самообразовательной
работы и не забывайте, что, сколько бы ни учились,
сколько бы ни знали, знанию и образованию нет
ни грани, ни пределов.
Н. А. Рубакин
Введение.
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование профессиональной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы образования. Между тем следует учитывать, что в образовательных учреждениях на данный момент работают педагоги практики с более чем двадцатилетним стажем работы. Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать методическая работа, представляющая собой один из системных аспектов в непрерывной системе образования педагогических кадров.
Актуальность темы.
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.
Необходимость оптимизации методической работы в повышении компетентности педагогических кадров привела к поиску форм и методов для ее эффективной реализации, психологической составляющей процесса становления профессиональной компетентности педагога.
Цель самообразования :
Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в реализации модели методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.
Задачи:
Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.
Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ: формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.
Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем, интересов.
-Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в рамках модернизации образования.
Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
: повысить профессиональный уровень педагогов, способность к анализу и планированию собственной деятельности в ДОО с использованием педагогических технологий в соответствии с требованиями ФГОС.
Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
Приоритетные направления содержания методической работы:
а) совершенствование воспитательного процесса (контроль, диагностика, анализ, коррекция результатов воспитательной работы);
б) повышение профессиональной подготовки педагогов на основе использования современных педагогических и информационных технологий;
в) проектирование и планирование профессионально-методического образования педагога ДОО;
г) контроль и рефлексивная оценка результатов педагогической и методической деятельности, её коррекция;
д) выявление, обобщение и распространение положительного опыта работы педагогов;
е) аттестация педагогических кадров.
Условия эффективности методической работы:
а) функционирование методической работы как целостной системы, отражающей реальную потребность педагогов в непрерывном повышении профессиональной компетентности;
б) осуществление методической работы на диагностической основе;
в) сформированность у педагогов положительной мотивации к методической работе.
Формы и методы организации методической работы
Метод Форма обучения
Репродуктивный. Трансляция чужого опыта с целью его заимствования Мастер-класс
Обучение равного равным Взаимопосещения и анализ занятий, взаимообучение. Мастер-класс
Обучение на собственной деятельности Анализ и оценка своих открытых занятий
Обучение в групповой работе Выполнение педагогических задач, участие в управлении
Диагностировать профессиональные затруднения педагога Предоставление методической, психолого- педагогической, управленческой и другой информации
Критерии эффективности и качества методической работы:
а) оптимальность обеспечения курсовой подготовки кадров;
б) положительная динамика роста профессиональной квалификации кадров;
в) темпы восхождения к профессионализму;
г) динамика прироста и использования передового педагогического опыта;
д) уровень участия в инновациях, экспериментах, исследованиях;
е) оптимальность подготовки методического актива;
ж) рост рейтинга системы методической работы в районе, городе;
з) целостность и завершенность методической работы на каждом из уровней;
и) удовлетворённость субъектов образования процессом и результатами методической работы.
Основные направления самообразования :
1. Изучение научно-методической литературы по проблеме стимулирования педагогов ДОО к инновационной деятельности:
- Астафьева Н. С. Оценка деятельности воспитателя. Практический материал в помощь старшему воспитателю ДОО. М. : Восхождение.
-Афонькина Ю. А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОО. Диагностический журнал. - 2013
-Белая К. Ю. От сентябра до сентября: Календарный план работы руководителя и воспитателя детского сада. – М. : Школьная Пресса.
-Беляева И. В. Система работы с молодыми специалистами. // Справочник старшего воспитателя. – 2008 - №12.
-Болотина Л. Р., Микляева Н., Гайнуллова Ф. С Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОО: методическое пособие, серия: / "Дошкольное воспитание и развитие / ", М., 2006. -Белая К. Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М. : ТЦ Сфера.
-Белая. К. Ю. Инновационная деятельность в ДОО. М. : ТЦ Сфера, 2004.
-Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОО : анализ, планирование, формы и методы. М, : ТЦ Сфера, 2005.
-Васильева, Л. И. Управление коллективом воспитателей с разными стратегиями работы. Управление ДОО. 2011.- № 8.
-Вилюнас, В. К. Психологический механизмы мотивации человека М. : Просвещение, 1990.
-Верховкина, М. Е. Конкурс как способ мотивации педагогов. Управление ДОО. –2012. - № 3.
-Волобуева, Л. М. Подготовка руководящих и педагогических работников в условиях модернизации дошкольного образования. Управление ДОО. 2013. - № 1.
-Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОО с педагогами. М. : ТЦ Сфера, 2003.
-Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Управление качеством образовательного процесса в ДОО. М. : АЙРИС ПРЕСС, 2007.
-Вершинина Н. Б, Суханова Т. И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы. Волгоград: Учитель, 2008.
-Голицина Н. С. Организация и проведение тематического контроля в дошкольном образовательном учреждении. М. : «Издательство Скрипторий 2003».
-Голицина Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОО. - М. : «Издательство Скрипторий 2003».
-Дубровина С. А., Сергеева И. А. Повышение уровня адаптации педагогов к ДОО// Справочник старшего воспитателя. 2012 - №8.
-Елжова Н. В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов н/ Д: Феникс.
-Ельцова О. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов. Рекомендации,игры,тренинг. ,2011г.
-Кочетова Н. А. Комардина Т. В. Шапошникова С. В. Гладышева Н. Н. Справочник старшего воспитателя,2013г
-Кочетова Н. А., Жёлтикова И. А., Тверетина М. А. Взаимодействие семьи и ДОО. Программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей. 2015г.
-Лампман В. Е. Лаборатория педагогического мастерства: мастер-классы, проекты, семинар- практикум,2013
-Майер А. АУправление инновационными процессами в ДОО. М. : ТЦ Сфера, 2008.
-Майер. А. А., Л. Г. Богуславец Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОО. М. : ТЦ Сфера,2012 г.
-Профессиональный стандарт педагога. Проект[Электронный ресурс]. – Режим доступа https: // минобрнауки. рф/документы/3071
-Пашкевич Т. Д. Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми. Рекомендации, диагностические материалы, задания и упражнения,2015 г
-Пискун О. Ю., Жихарева О. М. Сопровождение деятельности начинающего воспитателя// Справочник старшего воспитателя. 2011 - №1.
-Скоролупова О. А. Контроль воспитательно-образоватеного процесса в ДОО. Авт. -сост. Скоролупова О. А. М. : «Издательство Скрипторий 2003».
-Самборенко Л. Ф. Методы управления ДОО. Управление ДОО. - 2009.- № 3
-Тавберидзе В. А., Калугина В. А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя ДОО. Организация и управление методической работой. М. : Школьная пресса.
-Урмина И. А. Инновационная деятельность в ДОО: программно – методическое обеспечение : пособие для руководителей и административных работников М. : Линка – Пресс, 2009
-Ужастова В. В., Гулидова Т. В. Новый порядок проведения аттестации педагогов ДОО. Презентация и шаблоны документов в электронном приложении. Комплект книга+диск,2014г
-Чебыкина, Н. А. Основные направления концепции управленческой деятельности заведующего. Управление ДОО. - 2009.-№2
-Шмонина Л. В., Зайцева О. И. Инновационные технологии в методической работе ДОО. Планирование, формы работы,2015 г
-Цквитария Т. А. В помощь старшему воспитателю. Диагностика. Предметно-пространственная среда. Книга 2.- ТЦ Сфера, 2014HNIСамые низкие цены на рынке
Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением»
Журнал «Практика управления ДОО»
Источники самообразования :
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная, Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, вебинары, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи.
2. Изучить мотивационные особенности педагогов.
3. Анализ результатов деятельности учреждения.
4. Провести анкетирование с целью выявления готовности и ведущих мотивов для творческой
педагогической деятельности педагогического коллектива.
5. Создать и реализовать рабочую модель системы стимулирования педагогов дошкольной образовательной организации к творческой педагогической деятельности.
6. Участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах.
Ожидаемый результат самообразования.
• Рост мотивации своего творческого потенциала, а также повышение профессионального уровня педагогов ДОО;
• Повышение профессионального мастерства педагогов
• Умение оказывать практическую помощь педагогам;
• Разработка единых, индивидуальных подходов к определению содержанию повышения квалификации педагогических работников ДОО.
• Оценить эффективность внедрения системы стимулирования педагогов дошкольной образовательной организации к творческой педагогической деятельности.
• Совершенствование учебно-методического сопровождения воспитательно- образовательного процесса
• Внедрение инновационных подходов в соответствии с ФГОС; стать инновационной региональной площадкой.
План работы по самообразованию
2020 – 2023 г.
№ Содержание деятельности 2020-2023 г.
Организационные мероприятия.
1 Формирование нормативно-правовой базы 2020-2021 г.
2 Создание картотеки информационных сайтов для педагогов ДОО по повышению уровня самообразования. 2020 г.
3 Планирование и внедрение новых форм методической работы. Ежегодно
4 Перспективное и текущее планирование аттестации педагогов. Ежегодно
5 Привлечение родителей воспитанников в основной образовательный процесс ДОО различными формами работы (флешмобы, мастер- классы, семинары по педагогическим проблемам) 2020-2023г.
6 Утверждение планов самообразования педагогов. Ежегодно
Методическая работа.
1
Проведение педсоветов, мастер- классов по усовершенствованию уровня педагогического мастерства педагогов ДОО. 2020-2023г
2 Участие педагогов в конкурсах различного уровня 2020-2023г
3 Организация профессиональной переподготовки педагогов. По необходимости
4 Направление педагогов на бесплатные курсы повышения квалификации 2020-2023г.
5 Повышение квалификации на курсах по улучшению системы методической работы в ДОО По необходимости
6 Дистанционное обучение педагогов 2020-2023г
7 Участие в вебинарах по улучшению современной системы методической службы в ДОО По необходимости
8 Участие в педагогических конференциях различного уровня 2020-2023г
9 Консультационная поддержка педагогов ДОО 2020-2023г г.
10 Работа по самообразованию педагогов ДОО.
-Отчеты педагогов по темам самообразования (различные формы);
-Открытые мероприятия;
-Публикации;
- Обобщение опыта работы;
- Организация изучения опыта внедрения ФГОС ДО в других регионах. 2020-2023г.
11 Привлечение педагогов ДОО к созданию авторских методических разработок, программ и их рецензирование. 2020-2023г
12 Создание портфолио:
-воспитателей, узких специалистов
- на каждого ребенка. Ежегодное обновление
13 Включение педагогов в состав жюри конкурсов, экспертные советы ДОО и района. 2020-2023г
14 Методическая помощь педагогу по работе творческих групп (тьюторство) в ДОО. 2020-2023г
15 Ведение персонального мини- сайта старшего воспитателя на nsportal.ru Постоянно
16 Создание педагогами ДОО персонального мини- сайта на nsportal.ru 2020-2023г г.