Наталья Максакова
План работы по экологическому направлению «Эколята — молодые защитники природы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по экологическому направлению
«Эколята-молодые защитники природы» в старшей группе
«Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - отметило правительство РФ и заявило, что «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретают экологическое образование и воспитание наших детей. Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
Публикация «План работы по экологическому направлению „Эколята — молодые защитники природы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - молодые защитники природы
- Темочки
Актуальность выбранной темы:
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Цель:
Изучение особенностей экологического воспитания детей среднего возраста.
Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность.
Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Задачи:
Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.
Формировать представления о причинно-следственных связей внутри природного комплекса. Развивать интерес и активность в процессе познавательно - исследовательской деятельности, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
Воспитывать потребность заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города. Развивать осознанное отношение к себе как к активному субъекту окружающего мира.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
• повышение уровня педагогической компетенции по экологическому воспитанию детей среднего возраста через игру
• совместная работа с родителями по экологическому воспитанию детей, разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей на данную тему.
Ожидаемые результаты для детей:
• позитивное и бережное отношение к окружающему миру, к растениям и животным
• осознание детьми социальных норм поведения в природе, привитие экологической культуры через игры
• активность в познании окружающего мира через игры
• воспитание доброты и отзывчивости, стремлении помочь доступными способами птицам, животным и растениям (кормление, бережное отношение и т. д.)
Предоставление результата:
Наглядно-информационные материалы для родителей;
Оформление и разработка авторской экологической игры, экологического дневника дошкольника.
Проведение экологических мероприятий (праздников, акций и т. п.);
Реализация и оформление учебно-исследовательских проектов;
Подборка и разработка картотеки экологических игр : подвижных, дидактических;
Проведение мастер-класса для педагогов.
План работы на 2023-2024 учебный год
Период Цель и содержание работы Отметка о выполнении
Сентябрь 1. Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы, подбор материала, необходимого для работы.
2. Постановка целей и задач по данной теме.
3. Диагностика на определение уровня экологической воспитанности детей на начало учебного года.
3. Подборка и разработка картотеки экологических игр : подвижных, дидактических.
Октябрь 1. Проведение осеннего экологического праздника «Красная Шапочка и эколята»
2. Стендовая информация в родительском уголке «Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия».
3. Участие во Всероссийском экологическом уроке «Путешествие по Экотропинке»
4. Разработка экологического дневника дошкольника.
Ноябрь 1. Развлечение «День встречи зимующих птиц «Синичкин день – 12 ноября»
2. Пополнение фотоальбома «Фотоохотник» (фотографии птиц, обитающих на территории Мордовии).
3. Оформление экологического уголка группы «Эколята – молодые защитники природы»
4. Совместная работа с родителями по изготовлению кормушек, заготовка кормов.
5. Экологический дневник дошкольника. Осень.
Декабрь 1. Разработка учебно-исследовательского проекта «Маленькие зимние гостьи на участке нашего детского сада». Наблюдение за жизнью птиц в зимний период.
2. Пополнение фотоальбома «Фотоохотник» (фотографии птиц, обитающих на территории Мордовии).
3. Тематическое занятие «Кормушка» (зимующие птицы)
4. Экологический дневник дошкольника. Зима.
Январь 1. Презентация «День зимующих птиц России – 15 января»
2. Консультация для педагогов «Эффективные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию экологической культуры»
3. Пополнение фотоальбома «Фотоохотник» (фотографии птиц, обитающих на территории Мордовии).
4. Прогулка в зимний парк
5. Экологический дневник дошкольника. Зима
Февраль 1. Подготовка и участие в Республиканском конкурсе «Птичий дом»
2. Пополнение фотоальбома «Фотоохотник» (фотографии птиц, обитающих на территории Мордовии).
3. Совместная работа с родителями, направленная на обогащение предметно-развивающей среды, способствующей экологическому развитию - Конкурс «Играя, познаем природу»
4. Разработка авторской экологической игры.
Март 1. Разработка и оформление авторской экологической настольной игры
2. Разработка авторской экологической игры
3. Практико-исследовательский проект «Огород на подоконнике» (сажаем лук, томат, перец, огурец, зелень).
4. Консультация для родителей «Если мусор разделять, может он полезным стать»
5. Экологический дневник дошкольника. Весна.
Апрель 1. Проведение мастер-класса для педагогов «Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию для педагогов (из опыта работы группы «Знайки»)»
2. Практико-исследовательский проект «Огород на подоконнике». Наблюдение за рассадой, полив, рыхление почвы.
3. Проведение праздника «День Земли» (22 апреля, «Прилетайте, птицы, к нам!»
4. Экологический дневник дошкольника. Весна.
Май 1. Диагностика на определение уровня экологической воспитанности детей на конец учебного года.
2. Участие в экологических акциях «Веселый огород», «Веселая клумба» (совместно с родителями)
3. Экологический проект «Спасем планету от мусора!»
4. Прогулка в весенний парк
5. Подведение итогов по реализации цели и задач. Презентация отчета работы за 2023-2024 учебный год.
В течение года:
1. Пополнение картотеки игр. Наблюдение за развитием детей в игре.
2. Изучение методической литературы и других источников.
3. Работа над оформлением экологического уголка «Эколята – молодые защитники природы»
4. Подкормка зимующих птиц.
5. Участие в экологических конкурсах, акциях, интернет-сайтах.
Список использованных источников:
1. С. Н. Николаева, Экологическое воспитание в средней группе детского сада. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022. – 176с.
2. Н. А. Рыжова, Наш дом-природа. Воздух-невидимка. – М. : Просвещение, 1998. – 115с.
3. С. Н. Николаева, Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 176с.
4. В. В. Смирнова, Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. – М. : Просвещение, 2001.- 169с.
5. Л. А. Владимирская, От осени до лета. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 227с.