Анна Агвановна Чикильдина
План работы по самообразованию воспитателя «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию воспитателя
Тема:" Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет".
Актуальность выбранной темы:
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
Публикация «План работы по самообразованию воспитателя „Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Поэтому выбранная тема является актуальной для детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Развитие мелкой моторики у детей, координации движений пальцев рук;
Развитие гибкости пальчиков, снижение тонуса рук;
Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук;
Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного
запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
План по самообразованию
Срок Содержание работы Ответственные
Сентябрь 1. Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.
2. Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков.
3. Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа).
4. Расстегивание и застегивание пуговиц, молний.
Октябрь Пальчиковая игра «Месим тесто».
1. Обучение детей игре «Шнуровка».
2. Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».
3. Настольная игра «Мозаика».
4. «Чудесный мешочек» - овощи и фрукты определить на ощупь.
Заучивание пальчиковых игр.
Ноябрь Наглядно – иллюстративный материал:
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»,
«Больше, меньше», «Пуговки - застежки»,
Игры с бельевыми прищепками, «Сухой бассейн».
Заучивание игр с массажными мячиками
Дидактические игры
Декабрь Пальчиковая игра «Переложи игрушки».
3. Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».
4. Конструирование из палочек «Лесенка», «Дом».
5. Настольная игра «Веселый паровоз».
6. Повторение игр на развитие тактильного восприятия : «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Январь 1. Разучивание пальчиковых игр
«Карандаш», «Орехи», «Дорожка». «Пирожки», «Замок».
2. Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).
3. Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)
4. Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».
Заучивание игр с массажными мячиками:
- «Ласковый ёжик»
Февраль 1. Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки»
2. «Угощение для птиц» - сортировка семян
3. Конструирование из палочек
«окно», «домик», «флажок»
Разучивание пальчиковых игр:
«Зимняя прогулка», «Бабушка».
Март 1. Конструирование из палочек «елочка», «заборчик»
2. Шнуровка
3. Сматывание ниток в клубок «Озорной котенок»
4. Пальчиковая игра «Машина каша»
5. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).
Апрель 1. Заучивание пальчиковых игр: «Голуби летели»,
«У дорожки дуб растёт», «Пчела».
Дидактические игры. - «Пальчиковые шаги»
- «Бусы для мамы»
- «Шнуровка»
- «Пазлы»
- «Чудесные пуговицы» - выкладывание узоров из пуговиц.
Май
1. Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!».
2. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.
3. Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).
4. Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».
5. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию
6. Работа с карандашом : «Обведи по пунктиру рисунок
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ[/i]
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М. : «Карапуз», 2007. - 18 с.
2. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
3. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211 с.
4. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
5. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : «Эксмо», 2006. – 25 с
6. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе "Мира открытий». / Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. -М:.Цветной мир, 2012. - 240 с.
7. Развиваем игру дошкольника : Методические рекомендации/ авт. - сост. М. Г. Копытина. - Ростов н/Д. : Изд-во РО ИПК и ПРО, 2011. - 56 с.
8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП
«Хардфорд», 1996.