Наталья Максакова
План работы по самообразованию «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию на 2019-2020 уч. год
«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения художественной литературы»
Актуальность темы
Содержание образовательной деятельности в области развития связной речи ребенка предполагает его полноценное речевое и общее психическое развитие, поскольку язык и речь выполняют главную функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Публикация «План работы по самообразованию „Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Очень важно обратить внимание на формирование у дошкольников речевых навыков, читательских умений и интересов как на предпосылку формирования грамотного читателя.
Использование художественной литературы служит действенным средством воспитания детей, которое оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, чувства и взаимоотношения. Кроме этого, она делает эмоции богаче, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах музыкальность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Основной задачей выступают формирование первичных представлений об особенностях произведений разных жанров, средствах выразительности художественной речи и т. п. Кроме этого, происходит освоение богатств родного языка, правильное грамматическое и фонетическое оформление высказываний.
Дети должны осмысленно анализировать структуру любого предложенного им высказывания: есть ли зачин (начало, как развивается действие (событие, сюжет, имеется ли завершение (конец).
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста в настоящее время очень актуальна, потому что процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, из-за занятости родителей процесс развития речи детей идет на самотек. Чтение вытесняется просмотром телевизионных передач, постепенно усиливается влияние на детей телеобразов. Процесс восприятия литературы детьми можно рассматривать как психическую деятельность, суть которой заключается в воссоздании художественных образов.
Таким образом, эта тема для меня важна, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Очень хотелось бы, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали.
Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Поэтому цель заключается в повышении теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства; систематизации работы по развитию речи в соответствии с ФГОС.
Задачи:
• изучить научную, методическую литературу;
• выбрать эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи;
• представить коллегам наработанный опыт проблемной темы.
Время работы над темой : сентябрь 2019г – май 2020г
Основные источники самообразования : методическая литература, интернет ресурсы.
В результате работы над проблемной темой предусмотрена отчетность:
• картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию речи у дошкольников;
• памятки для родителей;
• мастер-класс для педагогов (март,2020г.).
Данная тема по самообразованию выбрана в связи с тем, что учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития устной речи детей в ДОУ. Она же является важнейшей и в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребёнка. А всё это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.
Мною был разработан и составлен план работы на 2019-2020 учебный год по развитию связной речи у детей 6-7 лет в процессе изучения художественной литературы.
Сентябрь
1. Памятки для родителей по обучению связной речи.
2. Подбор и изучение литературы по теме, дидактических игр и упражнений, сюжетных картин, составление библиографии.
Октябрь
1. Анализ уровня развития связной речи у воспитанников на начало учебного года.
2. Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов: «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову) «Осень» (по И. Соколову-Микитову)
3. Консультация для родителей «Использование мнемотехники для развития связной речи детей»
Ноябрь
1. Пересказ рассказа «Четыре художника. Зима» (по Г. Скребицкому).
2. Консультация для родителей «Роль сказки в развитии детской эмоциональности»
Декабрь
1. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О. С. Ушакова).
2. Использование приемов мнемотехники при рассказывании сказки «Гуси-лебеди».
3. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей)
4. Рекомендации для родителей «Обучение дошкольников пересказу»
5. Папка-передвижка для родителей «Речевые игры для детей 6-7 лет»
6. Консультация для педагогов «Учим стихи - развиваем память»
Январь
1. Использование приемов мнемотехники при рассказывании сказки «Заюшкина избушка».
2. Выставка «Сочини сказку и нарисуй ее» (совместная работа родителей и детей)
3. Консультация для родителей «Интеллект – карта как средство развития связной речи у дошкольников».
4. Папка-передвижка для педагогов «Алгоритм структуры занятия по обучению детей
пересказу текста художественной литературы с опорой на графические схемы».
Февраль
1. Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.
2. Использование приемов мнемотехники при рассказывании сказки «Лиса со скалочкой».
3. Консультация для родителей: «Использование загадок как средство формирования выразительности речи».
4. В уголке для родителей оформление списка детской литературы для домашнего чтения детям.
5. Составление интеллект-карт по рассказам. Презентация для педагогов.
Март
1. Пересказ рассказа «Первая охота» (по В. Бьянки, «Домашний воробей» (по М. Богданову).
2. Консультация для родителей «Раскрытие творческих способностей детей»
3. Мастер-класс для педагогов
Апрель
1. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». Конкурс чтецов.
2. Оформление в книжном уголке «Книжкиной больницы».
3. Пополнение библиотеки новыми книгами, портретов писателей и художников.
Май
1. Анализ уровня развития связной речи у воспитанников на начало учебного года.
2. Работа над картотекой дидактических игр.
3. Отчет о проделанной работе за 2019-2020 учебный год
Список использованных источников
1. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - М. : Владос, 2015.
2. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. – М. : Сфера, 2013.
3. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2009.
4. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2007.
5. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
6. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы. Савельева Ю. // Дошкольное воспитание. – 2015. - №7. – С. 51-58.
7. Приобщение к словесному искусству. Смирнова О. // Дошкольное воспитание. – 2015. - №9. – С. 25-33.