Екатерина Филипова
Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
план работы по самообразованию по теме:
«Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста»
Цель: повышение профессиональной компетентности по теме: «Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста».
Публикация «Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей. ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей включает в себя :
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря,
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента как средство общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
• активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
• способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
• может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
• проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
• обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.
Таким образом, по сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения всех компонентов речи.
Недостаточный уровень речевого развития дошкольника приводит в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т. к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в новых школьных условиях, требующих их максимальной мобилизации.
Использование современных образовательных технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.
Задачи:
- Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме самообразования.
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством использования современных образовательных технологий;
- Выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
- Развивать речевые и творческие способности детей, активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- Воспитывать в ребенке желание самому активно участвовать в процессе становления всех компонентов речи;
- Определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи детей;
- Совершенствовать и пополнять развивающую предметно-пространственную среду группы;
- Взаимодействие с педагогическим коллективом.
Предполагаемый результат:
- активизация речевой деятельности дошкольников;
- улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи детей;
- повышение профессионального уровня и компетентности педагога.
Начало работы по теме: сентябрь 2022 г.
Предполагаемый срок окончания работы: май 2023г.
Перспективный план:
I. Подготовительный этап:
1. Составить план работы по самообразованию
2. Изучение теоритического материала по темам:
«Развитие диалогического общения»
«Азбука общения»
«Технология формирования умений общения со сверстниками у детей дошкольного возраста»
«Технология активизирующего обучения речи»
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
«Технологии использования моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста»
«Мнемотехника»
«Технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ технологий»
II. Практический этап:
1. Освоение и внедрение методических приемов для развития речи детей.
2. Разработка и оформление дидактических игр и пособий, направленных на развитие речи детей
3. Работа над совершенствованием предметной среды, стимулирующей развитие речи
4. Работа с родителями:
- Подготовить консультации для родителей:
«Развитие речи у детей дошкольного возраста»
- Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей;
- Индивидуальные беседы и консультации с родителями;
- Вовлечение родителей в работу над развитием речи своих детей
4. Применение изученных современных технологий развития речи детей дошкольного возраста на практике.
III. Заключительный этап:
1. Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию
Список изучаемой литературы:
1. Акименко, В. М. Новые педагогические технологии : учебно-методическое пособие [Текст] / В. М. Акименко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 105с
2. Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии [Текст] / В. М. Акименко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. – 109с
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Развитие диалогического общения: метод. Пособие. / А. Г. Арушанова, М: Мозаика-Синтез, 2005;
4. Баннов, А. М. Учимся думать вместе [Текст] / А. М. Баннов. – М. : Интуит. ру, 2007. – 136с
5. Белобрыкина О. А. Речь и общение / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития,1998
6. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощьб мнемотехники / Т. В. Большева. – СПб. : Детство-Пресс, 2001
7. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников : Метод. рекомендации / С. С. Бычкова. – М. АРКТИ, 2003
8. Гин, А. А. Приемы педагогической техники [Текст] / А. Гин. – М. : Вита-Пресс, 2003. – 122с
9. Душка, Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников / Н. Д Душка // Логопед. – 2005. – С. 34 – 39.
10. Корзун А. В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками/ А. В. Корзун. – Минск, 2000
11. Терентьева, Н. П. Синквейн по «Котловану» / Н. П. Терентьева // Первое сентября. – 2006. – С27 – 31
12. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С. А. Миронова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 192с
13. Сапожникова, О. Б. Песочная терапия в развитии дошкольников [Текст] / О. Б. Сапожникова. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 64с
14. Фадеева, Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты для детей [Текст] / Ю. А. Фадеева, И. И. Жилина – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 69с
15. Фадеева, Ю. А., Пичугина, Г. А. Творим и говорим [Текст] / Ю. А. Фадеева, Г. А. Пичугина. – М. : ТЦ «Сфера», 2012. – 64с.
16. Л. В. Филиппова Сказка как источник творчества детей. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 288с.
17. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи : Пособие для практ. работников ДОУ / Г. С. Швайко. - М. : Айрис-Пресс, 2008 – 64с
18. Электронные ресурсы