МААМ-картинки

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство формирования культуры поведения дошкольников»

Юлия Карасева
План работы по самообразованию «Художественная литература как средство формирования культуры поведения дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Культура поведения - это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества.

Я считаю, что проблема воспитания культуры поведения у дошкольников актуальна, так как культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми. Прививая ребенку навыки культурного поведения, педагог вносит вклад в развитие общества.

Публикация «План работы по самообразованию „Художественная литература как средство формирования культуры поведения дошкольников“» размещена в разделах

Одной из главных задач в формировании личности дошкольника является воспитание культуры поведения. К средствам воспитания культуры поведения следует отнести развивающую среду, игру, художественную литературу.

Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может вызвать в ребенке желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям.

При отборе книг для чтения и рассказывания дошкольникам должно учитываться несколько критериев;

- идейная направленность книги (например, моральный облик героя);

- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;

- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

- конкретные педагогические задачи.

Готовясь к беседе, педагог должен продумать, какой аспект культурного поведения он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подобрать вопросы.

Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например рассказ А. Барто «Вовка- добрая душа», В. Сутеева «Яблоко.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.

Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, является важным средством воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.

В наши дни очень распространена жестокость и насилие, которые отрицательно влияют на неокрепшую психику ребенка. Как результат – растущее с каждым годом количество «трудных воспитанников», которые не умеют себя вести в общественных местах, на улице, дома, в детском саду, пренебрежительно относятся к взрослым, обижают сверстников. В процессе наблюдения за детьми я выявила некоторые проблемы: в соблюдении детьми моральных норм и правил поведения, в умении решать спорные вопросы и улаживать конфликты, используя речь, в культуре общения детей с товарищами и взрослыми.

В беседах с детьми выяснилось, что дети недостаточно понимают и могут пояснить такие понятия нравственности, как «дружба», «добро», «зло», «взаимовыручка», «взаимопомощь».

Целью моей работы стало оказание помощи своим воспитанникам в формировании опыта морально-нравственного отношения к окружающему миру; воспитание доброжелательных отношений с товарищами; обобщение правил культуры общения со сверстниками.

Для достижения цели нужно было решить задачи:

1. Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми.

2. Сформировать у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты.

3. Воспитывать культуру речи, умение вежливо разговаривать со сверстниками и взрослыми.

4. Формировать нравственные качества, правила общения между людьми.

5. Продолжать развивать интерес к художественной литературе.

Детская художественная литература всегда являлась активным средством воздействия на чувства ребенка.

Мы начали работу с того, что создали в группе небольшую библиотеку, в которой появились замечательные произведения русских и зарубежных писателей, знакомящие детей с понятиями «добра» и «зла.

На протяжении всего времени мы с детьми много читали, рассматривали иллюстрации, беседовали по прочитанному, размышляли о поступках и поведении героев, рисовали и лепили героев прочитанных произведений, а так же инсценировали наиболее понравившиеся рассказы.

Была организована выставка книг о дружбе, доброте, и сочувствии.

Были проведены ряд бесед: «Кто кого обидел», «С чего начинается дружба», «Секрет вежливости», «Обиженные друзья», «Воспитанность и вежливость».

Мной была разработана картотека дидактических игр, ситуативных игр-историй, творческих игр, «мирилок».

Проведено итоговое занятие-коллективная работа «Дерево дружбы».

Проведена итоговая диагностика детей по формированию таких интегративных качеств, как «эмоционально отзывчивый», «способный управлять своим поведением», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками».

Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется, добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения. Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость. отзывчивость, готовность придти на помощь друг к другу, поэтому для родителей были разработаны консультации по данной теме.

Я стала наблюдать положительные результаты в поведении и общении детей между собой и со взрослыми. Дети используют вежливые слова, решать конфликты с помощью слов.

Исходя из этого, я думаю, одной из основных задач детского сада, является установление положительных взаимоотношений между воспитателями, родителями и детьми.

На этом моя работа не закончена. Я хочу продолжить изучение данной темы, считаю, что все самое интересное еще впереди.

Отчет по организации работы педагога Карасевой Юлии Леонидовны.

По инновационной работе в 2015-2016 учебном году.

МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №90».

Группа: старшая группа №2.

Образование: высшее.

Стаж педагогической работы : 3 года.

Тема инновационной работы (самообразование) : «Формирование культуры поведения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста. Художественная литература, как средство формирования культуры поведения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста».

Цель: поиск новых форм, методов и технологий формирования культуры поведения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста.

Месяц Форма работы

Сентябрь 1. Изучение научной литературы и методических пособий.

2. Планирование пополнения предметно-развивающей среды.

3. Этические беседы «Кто кого обидел», «С чего начинается дружба».

4. Чтение и беседа по прочитанному «Федорино горе» К. И. Чуковский.

Октябрь 1. Чтение произведений авторов :А. Барто «Вовка- добрая душа», В. Сутеева «Яблоко» и выявление основного смысла. Рассматривание иллюстраций по произведениям, краткий пересказ.

2. Этические беседы «Секрет вежливости», «Воспитанность и вежливость».

3. Дидактическая игра «Звери на болоте», сюжетно-ролевая игра «Школа».

Ноябрь 1. Подготовка к инсценировке по сказке В. Сутеева «Яблоко». Изготовление атрибутов.

2. Консультация для родителей: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы».

3. Ситуативная игра-история «Котик и ежик на качелях».

Декабрь 1. Чтение рассказов Н. Носова. Выявление основного смысла. Рисование иллюстраций к рассказу «На горке».

2. Консультация для воспитателей «Воспитание у детей дошкольного возраста дружеских взаимоотношений».

3. Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого, чтение произведений «Лев и собачка», «Карасик» и др. Обсуждение с детьми нравственного смысла.

Январь 1. Подготовка с детьми к выставке книг «мои любимые рассказы» (чтение небольших рассказов, определяющие положительные и отрицательные качества людей; пересказ).

2. Заучивание «мирилок» из картотеки.

3. Беседа с детьми «Урок дружбы».

Февраль 1. Заучивание с детьми новые игры на создание безконфликтной обстановки в группе: «Назови друга ласково», «Помогаем друг другу».

2. Продолжать знакомить детей с зарубежными писателями: Шарль Перро, Андерсен. Чтение и обсуждение некоторых произведений «Ослиная шкура», «Свинопас».

Март 1. Анкета для родителей «О способах воспитания».

2. Чтение рассказа В. Осеева «Волшебное слово». Разобрать с детьми смысл «волшебных» слов.

3. Консультация для родителей «Книга-лучший друг ребенка».

Апрель 1. Промежуточные результаты за год, опрос детей о понятиях

«дружба», «добро», «зло».

2. Этические беседы: «Обиженные друзья», «Хорошие товарищи».

Май 1. Проведение итоговой диагностики детей по формированию таких интегративных качеств как «Эмоционально отзывчивый»,

«Способный управлять своим поведением», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками».

2. Заучивание «мирилок» из картотеки.

Творческая игра «Помогаем друг другу».

Публикации по теме:

Детская художественная литература как средство формирования основ правовой культуры дошкольников Перспективный план по правовому воспитанию детей старшей группы на 2015 -2016 учебный год. Сентябрь. Право на образование и развитие. Тема:.

Художественная литература как средство формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время необычайно возрос интерес к проблемам нравственного воспитания подрастающего поколения. Социально-экономические и политические.

Отчет работы по самообразованию на тему: Сказкотеррапия, как средство формирования развития речи дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное учебное учреждение «Детский сад «Поляночка» Отчет работы по самообразованию: «Сказкотеррапия как средство.

План по самообразованию «Народное творчество как средство развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Месяц План содержания Отметка выполнения В течении года Теоретический этап. Изучение методической литературы по данной теме Сентябрь.

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» План работы по самообразованию Воспитатель: Вершинина Елена Георгиевна группы № 10 «Теремок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста» План работы по самообразованию «Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста» План работы по.

План работы по самообразованию «Игра как средство нравственного воспитания детей» Тема самообразования: «Игра, как средство нравственного воспитания детей» Дата работы над темой – 01.09.2015г. Предполагаемая дата окончания.

План работы по самообразованию «Использование современных программ и технологий в оздоровлении детей дошкольного возраста» Тема: «Использование современных программ и технологий в оздоровлении детей дошкольного возраста». Цель: «Создание комплексной системы.

План работы по самообразованию «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста» Тема: «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста». Цель: выявление и внедрение организационно-педагогических.

План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Воротынский детский сад №2 «Светлячок» План работы по самообразованию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по самообразованию «Художественная литература как средство формирования культуры поведения дошкольников»
Опубликовано: 8 апреля 2016 в 12:58
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План работы по самообразованию «Художественная литература как средство формирования культуры поведения дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Карасева (УИ 288344) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД