Юлия Карасева
План работы по самообразованию «Художественная литература как средство формирования культуры поведения дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Культура поведения - это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества.
Я считаю, что проблема воспитания культуры поведения у дошкольников актуальна, так как культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми. Прививая ребенку навыки культурного поведения, педагог вносит вклад в развитие общества.
Публикация «План работы по самообразованию „Художественная литература как средство формирования культуры поведения дошкольников“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Одной из главных задач в формировании личности дошкольника является воспитание культуры поведения. К средствам воспитания культуры поведения следует отнести развивающую среду, игру, художественную литературу.
Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может вызвать в ребенке желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.
Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.
Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям.
При отборе книг для чтения и рассказывания дошкольникам должно учитываться несколько критериев;
- идейная направленность книги (например, моральный облик героя);
- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;
- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
- конкретные педагогические задачи.
Готовясь к беседе, педагог должен продумать, какой аспект культурного поведения он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подобрать вопросы.
Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например рассказ А. Барто «Вовка- добрая душа», В. Сутеева «Яблоко.
Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.
Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, является важным средством воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.
В наши дни очень распространена жестокость и насилие, которые отрицательно влияют на неокрепшую психику ребенка. Как результат – растущее с каждым годом количество «трудных воспитанников», которые не умеют себя вести в общественных местах, на улице, дома, в детском саду, пренебрежительно относятся к взрослым, обижают сверстников. В процессе наблюдения за детьми я выявила некоторые проблемы: в соблюдении детьми моральных норм и правил поведения, в умении решать спорные вопросы и улаживать конфликты, используя речь, в культуре общения детей с товарищами и взрослыми.
В беседах с детьми выяснилось, что дети недостаточно понимают и могут пояснить такие понятия нравственности, как «дружба», «добро», «зло», «взаимовыручка», «взаимопомощь».
Целью моей работы стало оказание помощи своим воспитанникам в формировании опыта морально-нравственного отношения к окружающему миру; воспитание доброжелательных отношений с товарищами; обобщение правил культуры общения со сверстниками.
Для достижения цели нужно было решить задачи:
1. Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми.
2. Сформировать у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты.
3. Воспитывать культуру речи, умение вежливо разговаривать со сверстниками и взрослыми.
4. Формировать нравственные качества, правила общения между людьми.
5. Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
Детская художественная литература всегда являлась активным средством воздействия на чувства ребенка.
Мы начали работу с того, что создали в группе небольшую библиотеку, в которой появились замечательные произведения русских и зарубежных писателей, знакомящие детей с понятиями «добра» и «зла.
На протяжении всего времени мы с детьми много читали, рассматривали иллюстрации, беседовали по прочитанному, размышляли о поступках и поведении героев, рисовали и лепили героев прочитанных произведений, а так же инсценировали наиболее понравившиеся рассказы.
Была организована выставка книг о дружбе, доброте, и сочувствии.
Были проведены ряд бесед: «Кто кого обидел», «С чего начинается дружба», «Секрет вежливости», «Обиженные друзья», «Воспитанность и вежливость».
Мной была разработана картотека дидактических игр, ситуативных игр-историй, творческих игр, «мирилок».
Проведено итоговое занятие-коллективная работа «Дерево дружбы».
Проведена итоговая диагностика детей по формированию таких интегративных качеств, как «эмоционально отзывчивый», «способный управлять своим поведением», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками».
Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется, добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения. Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость. отзывчивость, готовность придти на помощь друг к другу, поэтому для родителей были разработаны консультации по данной теме.
Я стала наблюдать положительные результаты в поведении и общении детей между собой и со взрослыми. Дети используют вежливые слова, решать конфликты с помощью слов.
Исходя из этого, я думаю, одной из основных задач детского сада, является установление положительных взаимоотношений между воспитателями, родителями и детьми.
На этом моя работа не закончена. Я хочу продолжить изучение данной темы, считаю, что все самое интересное еще впереди.
Отчет по организации работы педагога Карасевой Юлии Леонидовны.
По инновационной работе в 2015-2016 учебном году.
МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №90».
Группа: старшая группа №2.
Образование: высшее.
Стаж педагогической работы : 3 года.
Тема инновационной работы (самообразование) : «Формирование культуры поведения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста. Художественная литература, как средство формирования культуры поведения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста».
Цель: поиск новых форм, методов и технологий формирования культуры поведения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста.
Месяц Форма работы
Сентябрь 1. Изучение научной литературы и методических пособий.
2. Планирование пополнения предметно-развивающей среды.
3. Этические беседы «Кто кого обидел», «С чего начинается дружба».
4. Чтение и беседа по прочитанному «Федорино горе» К. И. Чуковский.
Октябрь 1. Чтение произведений авторов :А. Барто «Вовка- добрая душа», В. Сутеева «Яблоко» и выявление основного смысла. Рассматривание иллюстраций по произведениям, краткий пересказ.
2. Этические беседы «Секрет вежливости», «Воспитанность и вежливость».
3. Дидактическая игра «Звери на болоте», сюжетно-ролевая игра «Школа».
Ноябрь 1. Подготовка к инсценировке по сказке В. Сутеева «Яблоко». Изготовление атрибутов.
2. Консультация для родителей: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы».
3. Ситуативная игра-история «Котик и ежик на качелях».
Декабрь 1. Чтение рассказов Н. Носова. Выявление основного смысла. Рисование иллюстраций к рассказу «На горке».
2. Консультация для воспитателей «Воспитание у детей дошкольного возраста дружеских взаимоотношений».
3. Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого, чтение произведений «Лев и собачка», «Карасик» и др. Обсуждение с детьми нравственного смысла.
Январь 1. Подготовка с детьми к выставке книг «мои любимые рассказы» (чтение небольших рассказов, определяющие положительные и отрицательные качества людей; пересказ).
2. Заучивание «мирилок» из картотеки.
3. Беседа с детьми «Урок дружбы».
Февраль 1. Заучивание с детьми новые игры на создание безконфликтной обстановки в группе: «Назови друга ласково», «Помогаем друг другу».
2. Продолжать знакомить детей с зарубежными писателями: Шарль Перро, Андерсен. Чтение и обсуждение некоторых произведений «Ослиная шкура», «Свинопас».
Март 1. Анкета для родителей «О способах воспитания».
2. Чтение рассказа В. Осеева «Волшебное слово». Разобрать с детьми смысл «волшебных» слов.
3. Консультация для родителей «Книга-лучший друг ребенка».
Апрель 1. Промежуточные результаты за год, опрос детей о понятиях
«дружба», «добро», «зло».
2. Этические беседы: «Обиженные друзья», «Хорошие товарищи».
Май 1. Проведение итоговой диагностики детей по формированию таких интегративных качеств как «Эмоционально отзывчивый»,
«Способный управлять своим поведением», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками».
2. Заучивание «мирилок» из картотеки.
Творческая игра «Помогаем друг другу».