Людмила Макарова
План работы по самообразованию «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду посредством малых фольклорных форм»
▼ Скачать + Заказать документы
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, адаптивный детский сад стал универсальной средой для реализации требований стандарта к условиям пребывания ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Образовательная среда детского сада, выстроенная по адаптивной модели, с первых минут вхождения ребёнка в группу, позволяет обеспечить индивидуальный подход к ребёнку с учётом его особенностей.
Публикация «План работы по самообразованию „Адаптация детей раннего возраста к детскому саду посредством малых фольклорных форм“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Безусловно наблюдая за тем, как тяжело проходит адаптация у детей раннего возраста, используя различные формы работы, направленные на улучшение ситуации по адаптации детей, я пришла к выводу, что фольклор является наиболее эффективным способом успокоения ребёнка.
Цель:
Обеспечение позитивного настроя в адаптационный период средствами фольклора.
Задачи:
1. Изучение нормативно-правовых документов об образовании.
2. Изучить общепедагогическую и психологическую литературу с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения детей раннего возраста.
3. Изучить формы работы с детьми раннего возраста и их родителями (законными представителями,
Направление и формы работы
Теоретический этап
1 Изучение нормативных документов:
- Закона об Образовании в новой редакции;
- Сан ПиН 2.1.3684-21 с изменениями;
- приказы Минобрнауки РФ и Нижегородской области;
- и т. д.
Практический этап
1 Изучение методик о технологиях педагогов в сети Интернет
2 Изучение различных методов работы педагогов дошкольного образования
3 Использование современных педагогических технологий в области адаптации детей раннего возраста посредством фольклора
4 Изучение литературы по теме самообразования
5 Составление учебно-тематического плана адаптации детей раннего возраста посредством фольклора
6 Разработка программы по работе с родителями по приоритетному направлению
7 Пополнение портфолио на уровне требований современности
Изучение литературы по профессиональной самоподготовке.
№ п/п Название Автор Издательство, год
1 Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года №273,от 01.09 2013 01.09.2013
2 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ,который вступил в силу с 1 января 2014 года.
Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013. №30384
3 Комментарии к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования
Журнал «Дошкольное воспитание» М. ,№6,2014
4 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
5 Изучение опыта педагогов Сеть Интернет,периодическая печать
6 «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования».
Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. М: Мозаика синтез,
2019 г.
Изучение литературы по адаптации детей раннего возраста к д/с посредством малых фольклорных форм.
1 Адаптация детей при поступлении в детский сад Лапина И. В. Учитель,2018г.
2 Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Белкина Л. В. Воронеж: Учитель,2006.-236с.
3 Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Князева О. Л., Маханёва М. Д. СПб: Детство – Пресс, 2016
4 Ладушки: Песенки, стишки, потешки, считалки, загадки и игры для детей до трех лет. — Ветрова В. В. М. : Знание, 1994
5 Адаптация ребёнка к условиям детского сада Соколовская Н. В. Волгоград: Учитель,2008.-188с.
6 Народные праздники в детском саду Каратушина М. Ю. М:ТЦ Сфера,2007.-320с.
7 Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 1-3 г.
9 Хрестоматия для малышей 2-3 г. М. В. Юдаева
10 Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период О. Е. Белова Изд. 3-е, испр. – Волгоград : Методика. – 154 с.
Изготовление методического материала
1 Оформление в группе книжного уголка по малым формам фольклора
Работа с детьми и их родителями.
Создать оптимальные условия для благополучной адаптации
2 Формирование методической базы конспектов занятий и развлечений по теме самообразования Для проведения воспитательных мероприятий
3 Изготовление буклетов: «Рекомендации родителям» Наглядно-информационная работа с родителями
4 Создание архива игр, мероприятий по адаптации у детей к д/с через малый фольклор Для проведения воспитательных мероприятий
5 Приобретение музыкальных книг с жанрами малых фольклорных форм Для проведения воспитательных мероприятий
Перспективный план
Адаптации детей раннего возраста к д/с посредством малых фольклорных форм
Группа раннего возраста
сентябрь Адаптация
октябрь 1. Сказка «Репка».
2. Чтение потешек: «Водичка, водичка…», «Наши уточки с утра.»
Цель: развивать интерес к сказкам, желание слушать, сопереживать.
Цель: вызвать у детей радость от слушания потешек, желание прослушать ее еще и участвовать в рассказывании.
ноябрь 1. Сказка «Курочка ряба».
2. Чтение потешки «Вот и люди спят.», «Пошел котик на торжок.»
Цель: формировать интерес к устному народному творчеству, желание слушать сказку.
Ц: Помочь детям понять содержание потешки, учить рассказывать потешку вместе с педагогом, развивать наблюдательность, учить импровизации, развивать воображение и формировать произвольное внимание
декабрь 1. Сорока – белобока».
2. Чтение потешек: «Заинька походи.».
3. Игры с пальчиками: «Пальчик-мальчик».
Цель: Учить детей внимательно слушать потешки, рассказывание которой сопровождается показом фигурок кукольного театра, вызвать желание послушать ее еще раз.
Цель: вызвать у детей радость от прослушивания потешки, имитировать движения, о которых в ней говорится.
январь 1. «Репка».
2. «В гостях у Петрушки».
3. «Колобок»
Цель: доставить детям радость от просмотра сказок, воспитывать желание слушать еще раз, развивать интерес к сказкам.
февраль 1. «Как у нашего кота.»,
2. «Курочка-пеструшка».
3. «Курочка ряба» Цель: вызвать у детей радость от прослушивания потешек и желание слушать неоднократно, поощрять попытку детей проговаривать слова вместе с педагогом.
март 1. «Уж как я ль мою коровушку люблю.».
2. «Наша Маша маленькая.»
3. «Петушок золотой гребешок.».
Цель: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Обучать детей элементам театрализованной деятельности.
апрель 1. Д. Биссет «Га-га-га!».
2. «Ладушки, ладушки», «Чики-чики-чикалочки.».
Цель: приобщать детей к русскому народному фольклору, включая детей в инсценировку, воспитывать умение общаться друг с другом.
май 1. «В гостях у бабушки -забавушки».
2. «Ай, качи, качи, качи.», «Как у нашего кота», «Травка- муравка».
Цель: развивать связную речь, сформировать опыт доброжелательного общения и добрых поступков.
Первая младшая группа.
Сентябрь
1. Потешка «Кто у нас хороший?»
Цель: с помощью потешки помочь ребёнку в период адаптации войти в непривычный для него мир. Помочь детям преодолеть застенчивость.
2. Сказка «Репка» Цель: формировать у детей интерес к сказкам, вспомнить знакомую сказку, довести до сознания детей замысел сказки : добиться желаемого можно совместно при помощи взаимовыручки.
3. Потешка «Водичка – водичка»
с обыгрыванием «Ай, лады, лады!» Цель: познакомить детей с новой потешкой.
С помощью потешки прививать культурно – гигиенические навыки.
4. Введение в режимные моменты потешки «Водичка – водичка» Цель: учить детей аккуратно мыть лицо и руки, пользоваться индивидуальным полотенцем. Во время процедуры использовать художественное слово.
Октябрь 1.«Давайте познакомимся с петушком».
Игрушка «Петушок». Цель: познакомить детей с домашними птицами : петухом, курицей, цыплятами; их отличительными особенностями: хвост, гребешок, бородка, оперение.
2. Игра – развлечение. Театр - игрушек по потешке
«Петя, Петя, петушок»
С называнием имени каждого ребенка Цель: познакомить с содержанием потешки, уточнить и закрепить имена товарищей
3. Игра «Как Петушок утром разбудил игрушки». Игрушка «Петушок» и другие игрушки. Цель: повторить с детьми знакомую потешку, развивать звукоподражание. Обогащать представления детей о домашних птицах, учить называть взрослых птиц и их детёнышей.
4 .Показ детям русской народной сказки, настольный театр «Курочка Ряба».
Инсценировка русской народной песенки «Вышла курочка гулять…» Цель: учить слушать сказку в инсценированном варианте. Учить детей выполнять движения, соответствующие тексту, воспитывать интерес к инсценировке.
Ноябрь 1. Потешка «Наши уточки с утра…» Цель: познакомить детей с текстом новой потешки. Воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым.
2. «Колобок» Цель: формировать у детей интерес к сказкам, вспомнить знакомую сказку, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам, воспроизводить слова из текста, интонацию.
3. Использование фланелеграфа (предметные и сюжетные картинки). Закрепление потешки «Наши уточки с утра…» Цель: закрепить знания детей о том, как кричат птицы. Воспитывать правильное звукопроизношение.
Декабрь 1. Потешка «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!» с использованием иллюстраций. Цель: познакомить с потешкой, учить показывать каждое слово потешки жестом, движением рук или пальчиков.
2. Закрепление потешки «Ой, ду-ду, ду-ду,ду-ду!»Показ на фланелеграфе. Цель: продолжать знакомить с фольклорным произведением, в котором рассказывается о вороне. Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строчками стихов.
3. Рассматривание иллюстраций в книгах с потешками. Игра на дудочках. Цель: учить детей внимательно рассматривать иллюстрации, находить знакомых персонажей, называть их. Обратить внимание детей на изобразительные средства, используемые художником. Учить детей извлекать звуки из детских музыкальных инструментов.
Январь 1. Внесение игрушки-кота. Д/и на звукоподражание. Цель: учить называть животного, выполняемые им действия, познакомить с названиями частей тела животного. Прививать доброе отношение к животным, учить соблюдать правила обращения с ними. Учить подражать голосам большого и маленького кота.
2. Потешка «Как у нашего кота…»
Использование шапочки кота. Цель: продолжать знакомство с малыми фольклорными формами, обогащать речь детей словами и строчками стихов. Расширять знания детей о домашних животных.
3. Потешка «Пошёл котик на торжок».
ель: формировать у детей интерес к звучащему слову, вызвать эмоциональный отклик.
4. Сказка «Лиса и заяц»
Цель: Довести до сознания детей замысел сказки (в столкновении добра со злом, добро торжествует, слабым помогают победить дружба и взаимопомощь); учить детей оценивать личностные качества персонажей: Петушок – добрый – помог зайчику, смелый – не побоялся лисы. Воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.
Февраль 1. Потешка «Огуречик, огуречик» с элементами сказки, с показом. Цель: познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы. Обогащать словарь детей «огуречик», «огурчик», «огурец». Потешку - песенку подавать в форме наставления старших младшим.
2. Сказка «Теремок» Цель: познакомить с новой сказкой, довести до сознания детей замысел сказки – вместе веселей, все должны трудиться. Помочь детям увидеть выразительные особенности сказки (каким голосом говорят звери). Учить детей пересказывать сказку, соблюдая интонацию героев.
3. Потешка «Заяц Егорка»
Цель: учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы: «О ком потешка?», «Что случилось с зайцем?», «Как ему помочь?». Развивать связную речь детей, поддерживать интерес к произведениям устного народного творчества.
4. Оформление стенда «Ладушки» картинками. Занятие по знакомым потешкам с использованием драматизации. Цель: вызвать у детей интерес к потешкам. Учить малышей участвовать в инсценировании потешек, формировать интонационную выразительность речи.
Март 1. Внесение игрушки-козы.
Цель: рассмотреть игрушку. Назвать части тела, окрас, характерные отличия от других животных.
2. Потешка «Коза-хлопота» с использованием иллюстраций.
Цель: закрепить и расширить знания о домашних и диких животных. Высветить образ козы - доброй и мудрой матери, оберегающей своих детей.
3. Пальчиковая игра «Идёт коза рогатая».
Цель: вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на потешку. Учить повторять за педагогом слова, проговаривать потешку выразительно, Учить складывать пальцы «рожками», обыгрывать потешку.
4. Д/игра «Кто что ест?». Закрепление потешки «Коза - хлопота» с использованием театра игрушек.
Цель: учить детей выбирать то, чем питается определённое животное, правильно соотносить название предмета с изображением на картинках, чётко и громко произносить слова.
Апрель 1. Рассматривание иллюстраций потешек в детских книжках.
Цель: учить детей аккуратно обращаться с книгами, находить иллюстрации, соответствующие определённым потешкам. Учить называть знакомых героев. Поддерживать интерес детей к чтению и книжной графике.
2. Потешка «Из-за леса, из-за гор» с использованием движений имитаций. Цель: познакомить детей с новым фольклорным жанром – потешками -небыличками. Дать детям почувствовать курьёзность описываемых ситуаций, их юмористичность.
3. Организация игр с использованием потешек на развитие мелкой и общей моторики «Сорока-белобока», «Гуси-гуси», «Ладушки». Цель: прививать детям интерес к устному народному творчеству. Поощрять стремление запоминать потешки. Учить детей воспроизводить действия воспитателя.
4. Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»
Цель: помочь детям вспомнить русские народные сказки, осмыслить содержание нового произведения (дружба и взаимопомощь, охарактеризовать главного персонажа.
Май 1. Потешка «Тили - бом».
Цель: познакомить с новой потешкой. Учить детей внимательно слушать текст, понимать смысл, выделять основную идею произведения, находить персонажей и фрагменты потешки на иллюстрациях.
2. Чтение знакомых детям потешек по показу иллюстрации (по желанию детей).
Цель: учить детей выразительно повторять строфы потешек, показывать действия. Развивать память, приобщать к культуре русского народа.
3. В гостях у сказки «Репка». Драматизация сказки.
Цель: учить слушать сказку (без разыгрывания). Вызвать интерес к драматизации, ряжению. Активизировать речь детей, учить имитировать движения, подражать голосам животных. Учить передавать действия персонажей, их настроение.
4. Итоговое фольклорное развлечение «Веснянка».
Цель: вызывать интерес к фольклору, повторять за воспитателем небольшие потешки.
Ожидаемые результаты адаптации детей раннего возраста
к д/с посредством малых фольклорных форм.
У воспитателя сформируются основы педагогического мастерства:
- умение анализировать научно-методическую литературу;
- умение применять полученные знания на практике;
- создание условий, отвечающих современным требованиям образования и потребностям получателей социальных услуг.
У детей планируется достижения следующих результатов:
- создание в группе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, комфорта;
- хорошее настроение, позитивные эмоции;
- дошколята-малыши любят свой детский сад и группу;
- устойчивое эмоциональное состояние, благодаря которому дети легко вступают в контакт со сверстниками и взрослыми; у них крепкий, спокойный сон и хороший аппетит.
- обогащение и активизация словаря детей;
- привлечение родителей детей раннего возраста к осознанному воспитанию своих детей.