Фатеева Екатерина Александровна
План работы по проектной деятельности учителя-логопеда для детей 5–6 лет
Тема проекта : «Игры со звуками и словами»
Цель:
подготовка к обучению грамоте и чтению.
Задачи:
- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», «текст», как они строятся, из каких частей состоят;
умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов, воспитание звуковой культуры речи
- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением;
Публикация «План работы по проектной деятельности учителя-логопеда для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи, формирование грамматического строя речи
- развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений.
Развитие процессов восприятия, мышления, речи, совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.
Актуальность проекта :
В последние годы многие отмечают большой рост детей с нарушением письма и чтения. На мой взгляд, это связано с несформированностью фонетико – фонематического восприятия и слуха у детей дошкольного возраста. В связи с этим, считается, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников. Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен. Этот проект «Игры со звуками и словами» направлен на подготовку детей обучению грамоте. В проекте представлен материал из опыта работы подготовительной группы для реализации задач таких образовательных областей как «Познание», «Коммуникация» через игры, проводимые в группе в организованной образовательной деятельности. Данный материал разработан и составлен учителем-логопедом ДОУ. Проект доказывает возможность применения проектного метода и системного подхода в обучении грамоте и подготовке к обучению чтению в ДОУ.
По продолжительности – долгосрочный.
Время проведения проекта : с 17.09. 2018 г. по 25.05. 2019 г.
По составу участников проекта –подгрупповой.
Участники:
дети, зачисленные на логопедический пункт, их родители, учитель-логопед.
Этапы работы Сроки выполнения каждого этапа Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
Подготовительный этап
Сентябрь -Октябрь
Обсуждение вопроса на родительском собрании «Обучение грамоте»
Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте Родительское собрание
Игра «Звук – слог - слово»
Познакомить детей со звукобуквенным анализом
Основной этап
Ноябрь-Декабрь 1. Учить подбирать однокоренные слова
2. Учить выделять однокоренные слова среди групп слов, сходных по звучанию
Дидактические игры: «Подбери семейку слов», «Лишнее слово»
•
«Что такое предложение?» Январь-Февраль Познакомить детей с понятием «предложение»
1. Игра «Придумай название»
2. Игра сложим слово из частей
3. Игра «Исправь ошибки»
4. Игра «Что сначала, что потом»
«Звук и буква» Март Дидактическая игра: «Буква потерялась»
Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим.
Игровая деятельность
Сказка «Гласные и согласные»
"Алфавит". Познакомить детей с образованием звуков согласных и гласных.
«Читаем слово» Апрель Дидактическая игра: «Слово в картинке»
Дидактическая игра: «Слово в предложении»
Дидактическая игра: "Я начну, а ты продолжи" Учить детей читать слоги и слова, слитно произнося звуки; продолжать учить проводить звуковой анализ слов, строить предложения
Заключительный этап
«Игры со словом»
Май
Открытое мероприятие для педагогов по теме.
Предполагаемые результаты в ходе проведения проекта :
• овладеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», "слог" ;
• знать порядок букв и их название «алфавит»;
• различать гласные, твердые и мягкие согласные;
• плавно читать по слогам;
• отвечать на вопросы по тексту;
• составлять из букв разрезной азбуки слова;
• писать элементы печатных букв;
Список использованной литературы:
1. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика/ 2005г.
2. Кислова Т. Р. «По дороге к азбуке»
3. Синицына И. Ю. «Буду чисто говорить» 2008г.
4. Герасимова А. С., Жукова О. С., Кузнецова В. Г.
5. Логопедическая энциклопедия дошкольника 2004г.
6. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С. -Пт. – 2005.
7. Журова Л. Е., Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
8. Оморокова М. И., Рапопорт И. А., Постоловский И. З. Преодоление трудностей. – М. : Просвещение, 1990. – 128 с.
9. Е. А. Нефедова, О. В. Узорова Быстрое обучение чтению. Изд., АСТ, 2008.
10. СОС Уроки грамоты для дошкольников
11. Игровые задания для детей 6-7 лет «Начинаем писать»
12. Н. С. Жукова Букварь М. 2013.
13. Интернет –ресурсы